Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего федерального судьи Дошина П.А.
с участием истца ФИО1,
с участием представителя ответчика ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Хартия» об обязании прекратить начисления за оплату слуг по обращению с ТБО, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,
установил:
Истец обратился с исковым заявлением в суд к ответчику, указывая, что ФИО1 (истец), являюсь собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С января 2019 года АО «Мосэнергосбыт» выставляет платежные документы на оплату услуг по обращению с ТКО. По вышеуказанному адресу ООО «Хартия» начисляет оплату за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов потребителям, которые фактически не пользуются ею и с которыми не заключены договоры на ее оказание и ему в том числе. В соответствии с агентским договором, заключенным между ответчиком и АО «Мосэнергосбыт» последнее удерживает с граждан плату за указанную услугу. Он фактически не проживает в вышеуказанном доме, не зарегистрирован в нем, соответственно, не должен оплачивать услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Просит суд: Обязать ответчика, ООО «Хартия», прекратить начисления истцу, ФИО1, оплату услуг по обращению с ТКО, не заключившему соответствующий договор, путем исключения из документов по оплате жилищно-коммунальных услуг сумм по оплате услуги «обращение с ТБО» в жилом доме по адресу: <адрес>. Взыскать с ответчика, ООО «Хартия», в пользу истца, ФИО1, денежные средства в размере 30 ООО рублей, в счет понесенных мной затрат на юридические услуги, денежные средства в размере 10000 рублей, в счет компенсации причиненного морального вреда, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, за отказ удовлетворить в добровольном порядке требования потребителя.
В судебном заседании истец поддержал доводы искового заявления.
Представитель ответчика, в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения.
Третье лицо АО «Мосэнергосбыт», будучи уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, ходатайств об отложении слушания не представило.
Суд определил слушать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
На основании Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) и результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с Соглашением № б/н от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии и природопользования <адрес>, ООО «Хартия» наделено статусом «Регионального оператора» по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории <адрес> (Ногинская зона Регионального оператора), и является единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе выставление счета за оказанные услуги за обращение с ТКО на территории Ногинской зоны субъекта Российской Федерации.
Оказание услуг Региональным оператором осуществляется с «01» января 2019 года.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ч.5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» утвержден, согласно раздела I(1) Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (Далее – Правила 1156).
В соответствии с пп. б) и пп. в) п. 8(1) Правил 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п 8(4) Правил 1156, Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п 8(17) Правил, региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. На официальном сайте регионального оператора (http://www.mo.hartiya.com) в сети Интернет опубликована публичная оферта (в разделе Новости), адресованная всем собственникам объектов, расположенных в Ногинской зоне регионального оператора, дата публикации ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8(8) - 8(16) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 148(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ (Далее – Правила 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) – 148 (6) Правил 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. (п. 148(2) Правил 354.)
Таким образом, договор для Регионального оператора считается заключенным со стороны Регионального оператора в отношении Потребителя по истечение 16 (шестнадцати) дней с момента его официального размещения на сайте Регионального оператора (как Договор публичной оферты на основании конклюдентных действий, в соответствии с утвержденной Правительством РФ типовой формой) и наличие подписи Потребителя на Договоре публичной оферты обязательного для заключения Потребителем, Региональному оператору не требуется.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила №).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 16 ст.12 ЖК РФ). В соответствии с абз. 2 п.148(30) Правил №, в случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО в соответствии с формулой.
Для населения, плата за услуги по обращению с ТКО устанавливается на основании единого тарифа на услуги Регионального оператора, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, размер которого для ООО «Хартия» на 2019 в отношении МКД и ИЖС составляет 616,39 (шестьсот шестнадцать) рублей 39 копеек без НДС, 739 рублей 67 копеек с НДС 20%.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» (в ред. Распоряжения 727-РМ от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены нормативы накопления ТКО на 2019 год, согласно которым для домовладений (МКД, ИЖС, КГО МКД, КГО ИЖС) расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, является 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, норматив накопления ТКО составляет 0,087 м3, крупногабаритных отходов (КГО) – 0,027 м3.
В целях снижения финансовой нагрузки на 2019 год собственникам объектов ИЖС в связи с их сезонностью проживания предусмотрено предоставление скидок и установление предельной платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственников ИЖС согласовано Министерством ЖКХ по <адрес>.
Так, предельная плата за услугу по обращению с ТКО при общей площади объекта ИЖС от 50 до 100 м2, с учетом скидки в размере 30%, в 2019 году составляла 200 руб. в месяц.
Единый тариф на 2020 год утвержден Распоряжением Комитета по ценам и тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, согласно которому тариф составляет 616 руб. без НДС, 739 руб. с НДС 20%.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РВ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории <адрес>» утверждены нормативы накопления ТКО на 2020 год для индивидуальных жилых домов, согласно которым норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов площадью от 51 до 100 м2 составляет 0,1140 м3/м2 включая КГО 0,0270 м3/м2. Так же указанным распоряжением утверждены понижающие коэффициенты, для домов площадью 66 м2 указанный коэффициент составляет в Ногинской зоне Регионального оператора 0,4959.
Так же указанным распоряжением приведена формула расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Согласно п. 148(39) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и хилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Между Региональным оператором и АО «Мосэнергосбыт» заключен Договор об организации расчётов за коммунальные услуги, в связи с чем АО «Мосэнергосбыт» является уполномоченной организацией на выставление платежных документов по услуге регионального оператора «обращение с ТКО».
Таким образом, между ООО «Хартия» и всеми собственниками объектов ИЖС, расположенных в Ногинской зоне Регионального оператора, заключены договора оказания услуг по обращению с ТКО, в связи с чем услуги Регионального оператора подлежат оплате в полном объеме, порядок перерасчёта платы за услугу по обращению с ТКО в случае отсутствия собственника при утверждении норматива накопления исходя из квадратного метра площади не установлен Правительством Российской Федерации.
Истцом признано, что он является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В связи с чем с января 2019 года АО «Мосэнергосбыт» выставляет платежные документы на оплату услуг по обращению с ТКО. Судом не установлено каких либо нарушений действующего законодательства по данному факту.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, исковые требования подлежат отклонению.
В целом правовая позиция истца основана на неверной интерпретации положений действующего законодательства, которая не может быть положена судом в обоснование удовлетворения исковых требований. В обоснование своих требований Истец указывает на отсутствие у него договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ссылаясь на положения п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
Принимая во внимание, что суд пришёл к выводу о необходимости отклонения основного искового требований, производные от него требования о компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, так же подлежат отклонению судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к ООО «Хартия» об обязании прекратить начисления за оплату слуг по обращению с ТБО, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Федеральный судья: П.А.Дошин
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2020г.
Федеральный судья: П.А.Дошин