К делу № 2-3666/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 20 июня 2022 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.,
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора города Сочи Коган Я.М.,
представителя ответчика администрации города Сочи по доверенности Кифниди Н.Р.,
представителя ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности Тарасова Л.Е.,
рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора края – прокурора города Сочи в интересах Пузанковой А. К. к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец заместитель прокурора края – прокурор города Сочи, действуя в интересах Пузанковой А.К. обратился в Центральный районный суд города Сочи к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению Медведева Р.Д. о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) Пузанкова А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Пузанковой А.К. — Пузанкова Ю.В. решением Лазаревского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; отец в свидетельстве о рождении не указан. Постановлением главы администрации <адрес> г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над несовершеннолетней Пузанковой А.К.
Пузанкова А.К. зарегистрирована по адресу: г. Сочи, <адрес>. Данное жилое помещение является муниципальной собственностью, общая площадь - 35,7 кв. м, на которой зарегистрировано 10 человек, нанимателем является Нестюкова С.Н. Собственником или нанимателем жилого помещения Пузанкова А.К. не является.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Пузанкова А.К. имеет право на обеспечение жилым помещением. Наличие права Пузанковой А.К. на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости включения Пузанковой А.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Пузанкова А.К. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 16.03.2018 № 350-жс).
В судебном заседании истец старший помощник прокурора города Сочи Коган Я.М. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Истец Пузанкова А.К. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности - Тарасов Л.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения ввиду их необоснованности. Поддержал доводы, изложенные в представленных суду письменных возражениях.
Представитель ответчика администрации города Сочи по доверенности Кифниди в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, жилье не предоставлено, поскольку отсутствует финансирование.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края, в назначенное судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образам, направил в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых просит суд отказать в удовлетворении исковых требований исполняющего заместителя прокурора края- прокурора города Сочи в интересах Пузанковой А.К. в полном объеме. В случае неявки представителя министерства рассмотреть дело в отсутствие представителя и направить в адрес министерства копию решения суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениям ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города проведена проверка по обращению Пузанковой А.Г. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Пузанкова А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Пузанковой А.К. — Пузанкова Ю.В. решением Лазаревского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; отец в свидетельстве о рождении не указан.
Постановлением главы администрации Лазаревского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над несовершеннолетней Пузанковой А.К.
Пузанкова А.К. зарегистрирована по адресу: г. Сочи, <адрес>. Данное жилое помещение является муниципальной собственностью, общая площадь - 35,7 кв. м, на которой зарегистрировано 10 человек, нанимателем является Нестюкова С.Н.
Собственником или нанимателем жилого помещения Пузанкова А.К. не является.
В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» Пузанкова А.К. имеет право на обеспечение жилым помещением.
Наличие права Пузанковой А.К. на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ) о необходимости включения Пузанковой А.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Пузанкова А.К. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 16.03.2018 № 350-жс).
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Пузанковой А.К. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Федеральным законом № 159 ФЗ.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2, 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ лицам указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. В случае если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 кв. м на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение предоставляется по норме не менее 33 кв. м.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края № 1748-КЗ в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 2 указанного Закона, а также ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Так, согласно Положению о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1240, министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 746, министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществлять управление средствами краевого бюджета. Оно осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии, в том числе, с органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Главным распорядителем денежных средств, выделяемых для приобретения жилья для детей-сирот, является министерство труда и социального развития края, однако финансовое обеспечение указанных полномочий возложено на министерство финансов Краснодарского края.
Вместе с тем выделяемое министерством финансов Краснодарского края финансирование не соответствует существующей потребности, в связи с чем у министерства труда и социального развития Краснодарского края и администрации г. Сочи отсутствует возможность обеспечить Пузанкову А.К. жилым помещением.
Так, на 2020 год администрации города Сочи были предоставлены субвенции для приобретения 51 жилого помещения для детей-сирот в размере 70 579,3 тыс. руб., однако в связи с недостаточным финансированием переданных полномочий из бюджета города для их реализации было выделено дополнительно 13 200 тыс. руб., что позволило приобрести жилые помещения для граждан указанной категории.
Аналогичная ситуация сложилась и в 2021 году. В целях реализации полномочий по приобретению жилья для детей-сирот городу-курорту Сочи было выделено 77 729,5 тыс. руб., что является недостаточным. В связи с недостаточным финансированием для реализации переданных полномочий из бюджета города Сочи было выделено 16 400,0 тыс. руб., что позволило приобрести жилые помещения для граждан указанной категории.
В текущем году на реализацию переданных полномочий городу Сочи выделено финансирование для приобретения 44 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем на учете в г. Сочи состоит 386 граждан указанной категории, при этом в 2010 году этот показатель составлял 38 человек.
Пузанкова А.К. достигла совершеннолетия, обратилась с заявлением об обеспечении его жилым помещением, однако получила ответ, согласно которому она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 78 и будет обеспечена жильем по подходу очереди. Вместе с тем в силу действующих законом очередь из внеочередников не предусмотрена, обеспечение Пузанковой А.К. жилым помещением является обязанностью Краснодарского края, исполнить которую не представляется возможным в отсутствии соответствующего финансирования, так как городу Сочи предоставлено финансирование для реализации переданных полномочий на текущий год для приобретения 44 жилых помещений, следовательно без соответствующего финансирования Пузанкова А.К. не будет обеспечена жилым помещением в текущем году.
Изложенное свидетельствует о недостаточном финансировании переданных муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В соответствии с Положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 746, министерство финансов Краснодарского края обладает полномочиями по внесению предложения о внесении изменений в Закон Краснодарского Края о краевом бюджете в части увеличения размера предоставляемых городу Сочи субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, в том числе для обеспечения Медведева Р.Д.
Аналогичная позиция закреплена определениями Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А19-11832/2014. Так, Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии со ст. 5, 8 Федерального закона №159-ФЗ, ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательством субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых возлагается на министерство финансов соответствующего субъекта.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Учитывая изложенное, поскольку Пузанкова А.К. до настоящего времени, не смотря на то, что ей исполнилось 19 лет, не обеспечена жилым помещением, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу требований ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора края – прокурора города Сочи в интересах Пузанковой А. К. к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Пузанковой А. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Пузанковой А. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать администрацию города Сочи предоставить Пузанковой А. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 23.06.2022 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"