Дело №2а-482/2019
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Василюк Э.М.,
при участии административного истца Карадон Д.Х., представителя административного истца Пинчук В.Н.,
представителя административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, третьи лица Администрация Штормовского поселения <адрес> Республики Крым, Штормовской сельский совет <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ по приостановлению государственной регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4999+/-25 кв.м. (5000 кв.м.), расположенный по адресу: Россия, <адрес> на расстоянии 170 м. юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 км от уреза Черного моря, категория земель: земли населенных пунктов, на территории Штормовского сельского совета, по приостановлению государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 499+/-25 кв.м. (5000), расположенный по адресу: Россия, <адрес>, на расстоянии 170 м. юдго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 км. от уреза Черного моря, категория земель: земли населенных пунктов, на территории Штормовского сельского совета, об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок, кадастровый №, площадью 4999+/-25 кв.м. (5000 кв.м.), расположенный по адресу: Россия, <адрес>, на расстоянии 170 м. юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 КМ. ОТ УРЕЗА Черного моря, категория земель: земли населенных пунктов, на территории Штормовского сельского совета, об отказе во внесении сведений ранее учтенных объектов недвижимости. Признать действие административного ответчика незаконными, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права аренды на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4999+/- 25 кв.м. (5000 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>, на расстоянии 170 м. юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 км. от уреза Черного моря категория земель: земли населенных пунктов, на территории Штормовского сельского совета.
Заявленные требования мотивированы тем, что административному истцу на основании договора аренды принадлежит земельный участок кадастровый №, площадью 4999+/-25 кв.м. (5000 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>, на расстоянии 170 м. юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 кв. от уреза Черного моря, категория земель: земли населенных пунктов на территории Штормовского сельского совета. С целью регистрации прав собственности административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в качестве документа основания предоставлены выписка из первого раздела реестра имущества муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ регистрация прав была приостановлена на том основании, что с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности обратилось ненадлежащее лицо. Вместе с тем, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № в осуществлении государственной регистрации прав отказано в связи с тем, что представленная на государственную регистрацию доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Штормовского сельского поселения уполномочила ФИО1 представлять ее интересы по вопросам регистрации права муниципальной собственности в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на участок с кадастровым номером № на вышеуказанный земельный участок доверенность заявителем не представлена. Указанное основание, по мнению административного истца, является незаконным, поскольку документы заявителем представлены в полном объеме.
В судебном заседании, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, административный истец и его представитель исковые требования просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО6 заявленные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своей позиции административным ответчиком указано, что в соответствии с требованиями закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и предоставленные для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. К заявлению о государственной регистрации прав должен быть приложен документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель. При проведении правовой экспертизы было установлено, что с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности обратилось ненадлежащее лицо. Кроме того, представленный для государственной регистрации акт о передаче земельного участка, являющего приложением № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит необходимого реквизита, как дата.
Административный ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, привлеченный к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Третьи лица Администрация Штормовского поселения <адрес> Республики Крым, Штормовской сельский совет <адрес> Республики Крым в судебное заседание явку представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исходя из положений части 8 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно статье 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью регистрации договора аренды на принадлежащий ему объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> на расстоянии 170 метров юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 кв. от уреза Черного моря, действующий в интересах Муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым. В качестве документа основания заявителем представлена выписка из первого раздела реестра имущества муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Рспублики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором в адрес административного истца направлено уведомление № о том, что государственная регистрация прав на объект недвижимого имущества была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ с указанием следующих причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации: доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Штормовского сельского поселения уполномочила ФИО1 представлять ее интересы по вопросам регистрации права муниципальной собственности на участок с кадастровым номером №, акт о передаче земельного участка, являющегося приложением № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит реквизита «дата», а также договор аренды земельного участка без внесения изменений в п. 5.1, 6 и 7 приложения к нему, в связи с чем ФИО1 указано на необходимость в установленные сроки привести в соответствие с нормами действующего законодательства предоставленные на государственную регистрацию документы, а именно: представить надлежащую доверенность и договор аренды земельного участка в соответствии с требованиями. ДД.ММ.ГГГГ от заявителя поступило заявление о приостановлении осуществления государственной регистрации права до ДД.ММ.ГГГГ
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ Однако по истечении установленного срока уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу в осуществлении государственной регистрации прав отказано в связи с тем, что с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности обратилось ненадлежащее лицо.
Определяя правомерность принятого государственным регистратором решения об отказе в проведении государственной регистрации, судом установлено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон №-ФКЗ) <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 12.1 Закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №-ЗРК), в пункте 1 статьи 2 которого закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранеедействовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Как было указано выше, административным истцом в целях осуществления государственной регистрации прав была представлена доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которой Администрация Штормовского сельского поселения уполномочила ФИО1 представлять ее интересы по вопросам регистрации права муниципальной собственности на участок с кадастровым номером №, а также акт о передаче земельного участка, являющегося приложением № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как подтверждено материалами дела, суд приходит к выводу о наличии технической ошибки, допущенной в доверенности, в части указания кадастрового номера земельного участка. При этом, согласно представленной доверенности адрес места расположения земельного участка указан верно.
Требования, предъявляемые к оформлению доверенности закреплены в ст. 52 ГПК РФ.
Как подтверждено материалы дела, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № содержит все необходимые реквизиты.
Учитывая изложенное, представленная административным истцом доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № соответствует требованиям законодательства, была оформлена в установленном порядке.
В части доводов административного ответчика о том, что акт о передаче земельного участка, являющего приложением № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит необходимого реквизита, как дата, суд указывает следующее.
Материалами дела подтверждается, что договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключен между Администрацией Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым и индивидуальным предпринимателем ФИО1, из содержания которого следует, что кадастровый номер земельного участка указан №.
Срок действия договора был заключен на 18 лет (пункт 4.1 договора).
Договор аренды земельного участка в установленном порядке был зарегистрирован в Сакском отделе <адрес> филиал государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра № от ДД.ММ.ГГГГ
Из акта о передаче земельного участка (приложение № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что КарадонД.Х. принял на условиях аренды во временное владение и пользование земельный участок площадью 4999+/-25 кв.м из земель находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Штормовское сельское поселение <адрес> Республики Крым, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – гостиничное обслуживание (код 4.7), кадастровый №, расположенный в границах населенного пункта: <адрес>, на расстоянии 170 метров юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 км от уреза Черного моря.
Вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности подтверждают факт того, вышеуказанный земельный участок передан на условиях аренды во временное владение и пользование ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о необоснованности требования государственного регистратора о том, что с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности обратилось ненадлежащее лицо, а также то, что акт о передаче земельного участка, являющего приложением № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит необходимого реквизита, как дата.
Исходя из указанного выше, государственным регистратором была дана неверная оценка представленным для регистрации документам.
Таким образом, административным истцом представлены документы, указанные в части 2 статьи 8-2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, являющегося земельным участком, среди них: вид объекта недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорному земельному участку присвоен кадастровый №, месторасположение расположенный по адресу: <адрес> на расстоянии 170 метров юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 кв. от уреза Черного моря, действующий в интересах Муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым. В качестве документа основания заявителем представлена выписка из первого раздела реестра имущества муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Рспублики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, из содержания представленных документов усматривается, что земельный участок расположен: по адресу: <адрес> на расстоянии 170 метров юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 кв. от уреза Черного моря, действующий в интересах Муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым. В качестве документа основания заявителем представлена выписка из первого раздела реестра имущества муниципального образования Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что принятые государственным регистратором обжалуемые решения противоречат требованиям действующего законодательства, в силу чего являются незаконными.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Таким образом, установление обязанности для административного ответчика принять решение и зарегистрировать право собственности на земельный участок за ФИО1, будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика, в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 с учетом установленных обстоятельств.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что административным истцом требование о взыскании судебных издержек заявлено не было, административный истец не настаивал на взыскании в его пользу с административного ответчика суммы уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, третьи лица Администрация Штормовского поселения <адрес> Республики Крым, Штормовской сельский совет <адрес> Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, уведомление о приостановлении государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ по приостановлению государственной регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4999+/-25 кв.м. (5000 кв.м.), расположенный по адресу: Россия, <адрес> на расстоянии 170 м. юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 км от уреза Черного моря, категория земель: земли населенных пунктов, на территории Штормовского сельского совета.
Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4999+/-25 кв.м. (5000 кв.м.), расположенный по адресу: Россия, <адрес> на расстоянии 170 м. юго-западнее автозаправочной станции и на расстоянии 1,25 км от уреза Черного моря, категория земель: земли населенных пунктов, на территории Штормовского сельского совета.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Решение принято судом в окончательной форме 15 января 2018 года.