Судья - Новикова Н.С.
Дело № 7-1605/2018 (21-926/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 02 октября 2018 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Эйрияна А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Сельскохозяйственного производственного кооператива «Северный» Дроздовой Марины Николаевны на решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 28 июня 2018 г., постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю от 20 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Северный»
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фито санитарному надзору по Пермскому краю (далее - Управление Россельхознадзора по Пермскому краю) от 20 февраля 2018 г. № 10-32/2018 Сельскохозяйственный производственный кооператив «Северный» (далее - СПК «Северный») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 28 июня 2018 г., принятым по результатам пересмотра дела по жалобе защитника Ладейщикова Р.А., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель СПК «Северный» Дроздовой М.Н., просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи городского суда, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого правонарушения, поскольку не был исследован вопрос о том, что земельный участок не является пашней, пастбищем и никогда не являлся сельхозугодиями, входит в состав земель сельхозназначения только в качестве прочих земель используемых сельхозпредприятиями.
Законный представитель Дроздова М.Н., будучи извещенной надлежаще, в судебном заседании в краевом суде, участие не принимала.
В судебном заседании в краевом суде защитник Эйриян А.В., жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, возражений, заслушав защитника Эйрияна А.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управление Россельхознадзора по Пермскому краю от 01 декабря 2017 г. № СЭД-01-15-1330 проведена внеплановая выездная проверка в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, в ходе которой 13 декабря 2017 г. выявлено, что на земельном участке с кадастровыми номерам **, расположенном по адресу: ****, часть урочища «Пойма», находящегося в собственности СПК «Северный» на более чем 30% допущено зарастание деревьями хвойных пород в виде ели, ивы высотой более 3 метров, возрастом более 3-х лет. В центре участка зарастание очаговое, в юго-западной части зарастание сплошное. На участке также присутствует сухостой сорной растительности прошлого вегетационного периода высотой над уровнем снежного покрова до 0,5 м.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения СПК «Севреный» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях СПК «Северный» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина СПК «Северный» подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25 января 2018 г. ПА № 007564; актом осмотра земельного участка от 13 декабря 2017 г., фототаблицами к нему; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером **, и другими доказательствами, полученными в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ.
Оценка судьей городского суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Судьей городского суда обоснованно отвергнуты как необоснованные и не опровергающие наличие вины СПК «Северный» утверждения о том, что земельный участок находился в таком состоянии еще до предоставления его в собственность, поскольку об отсутствии состава вменяемого правонарушения не свидетельствует, так как мероприятия по охране земель не исполняются именно собственником земельного участка, а невыполнение таких мероприятий даже в отношении части земельного участка, образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, имеющиеся в деле доказательства виновности СПК «Северный» в совершении вменяемого административного правонарушения, являются достаточными. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судьей городского суда не нарушен.
Утверждение заявителя жалобы об отсутствии состава вменяемого правонарушения, поскольку не был исследован вопрос о том, что земельный участок не является пашней, пастбищем и никогда не являлся сельхозугодиями, входит в состав земель сельхозназначения только в качестве прочих земель используемых сельхозпредприятиями, основано на ошибочном толковании положений закона регулирующих данные правоотношения.
Земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: Пермский край, Соликамский район, часть урочища «Пойма», находящийся в собственности СПК «Северный» относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
Понятие земель сельскохозяйственного назначения содержится в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственное угодье - земельное угодье, систематически используемое для получения сельскохозяйственной продукции (ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84). Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 28 октября 1985 г. № 3453).
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Как указано в части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В данном случае таковым является классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 (далее - Классификатор).
Классификатор не предусматривает вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства».
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ 2 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Исходя из содержания части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» дающего понятие сельскохозяйственное производство в данном случае вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного использования земельного участка определенного в Классификаторе как «сельскохозяйственное использование».
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Изложенные выше положения свидетельствуют о том, что установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, относится не только к сельскохозяйственным угодьям (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) как на то указывает заявитель жалобы, а ко всем землям с категорией «земли сельскохозяйственного назначения».
Определение, данное в законе сельскохозяйственному производству подразумевает под собой совокупность экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, соответственно на всей территории земельного участка с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства должны выполняться требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в целях сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Утверждение заявителя жалобы об отнесении земельного участка с кадастровым номером ** к прочим землям в составе земель сельскохозяйственного назначения является необоснованным, поскольку законом такая категория земель не предусмотрена.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Однако зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения деревьями и сорной растительностью, безусловно приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что в свою очередь приводит к нарушению плодородного слоя почвы и как следствие к ухудшению качественного состояния земель.
Таким образом, вывод о наличии в действиях СПК «Северный» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является обоснованным и сомнений не вызывает.
Правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов о виновности СПК «Северный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, доводы жалобы не содержат, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда при рассмотрении жалобы и получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется.
Постановление о привлечении СПК «Северный» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено СПК «Северный» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Северный» допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 28 июня 2018 г., постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю от 20 февраля 2018 г. № 10-32/2018 оставить без изменений, жалобу законного представителя СПК «Северный» Дроздовой М.Н. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)