Решение по делу № 2а-301/2022 от 11.03.2022

УИД 11RS0-63 Дело а-301/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 г. <адрес>

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,

при секретаре судебного заседания Ушакове Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании нормативного правового акта частично недействующим,

установил:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми, в котором с учетом его уточнений просил признать бездействие администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми, выразившееся в не принятии мер, направленных на передачу объектов теплоснабжения ресурсоснабжающим компаниям по концессионному соглашению, незаконным, и возложении обязанности на администрацию МР «Сыктывдинский» Республики Коми в срок до <дата> заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального района «Сыктывдинский», в числе которых: <адрес>

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка реализации на территории <адрес> полномочий по заключению концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, в ходе которой в деятельности администрации MP «Сыктывдинский» выявлено, что вопреки положениям Федерального закона № 115-ФЗ от <дата> «О концессионных соглашениях» действенных мер, направленных на заключение концессионных соглашений администрацией МО MP «Сыктывдинский» не принято, конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов до настоящего времени не проведены. Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, проверкой не установлены. В результате ненадлежащего исполнения ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории района, а также субъектов предпринимательской деятельности - потенциальных концессионеров, ввиду ограничения конкуренции.

<дата> определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Сыктывдинская тепловая компания» (далее ООО «СТК»).

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой Республики Коми).

<дата> определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» <адрес> и МУП «Энергия».

В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми указала, что с целью передачи имущества по концессионному соглашению администрацией осуществляется постановка указанного имущества на кадастровый учёт и регистрация прав на него, в том числе на основании судебных решений. Администрацией заключён договор от <дата> с ООО «Эпицентр» на разработку финансово-экономической модели, разработку проекта концессионного соглашения, разработку конкурсной документации на передачу муниципального имущества муниципального района «Сыктывдинский» (за исключением СП «Зеленец») в сфере теплоснабжения в концессию. Таким образом, у администрации отсутствуют признаки бездействия.

В отзыве на административное исковое заявление соответчик Минстрой Республики Коми указало, что в соответствии с пунктом 3 Положения об организации работы органов исполнительной власти Республики Коми при подготовке, заключении, изменении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, третьей стороной по которым выступает <адрес>, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от <дата> -р, является ответственным органом исполнительной власти Республики Коми за направление результатов рассмотрения концессионных соглашений и их проектов, предложений о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора при поступлении от органа местного самоуправления в <адрес> предложения о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, проекта концессионного соглашения.

По состоянию на <дата> предложений о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, проект концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем от администрации муниципального района «Сыктывдинский» в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не поступало.

На основании изложенного, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям прокурора <адрес> Республики Коми.

Заинтересованное лицо ООО «СТК» в отзыве на административное исковое заявление просило удовлетворить заявлены требования и рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, указав в обоснование своей позиции, что считает изложенные в отзыве на административный иск доводы административного ответчика администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми не состоятельными и надуманными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм нрава. Не выполнение административным ответчиком законных требований истца затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе ООО «СТК».

Заинтересованное лицо МУП «Энергия» в отзыве на административный иск вопрос об удовлетворении заявленных требований оставило на усмотрение суда.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Нестеренко А.Г. поддержал уточненные административные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми Сёмина О.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы отзыва на исковое заявление, дополнительно пояснив, что все 37 объективов находятся в собственности администрации МР «Сыктывдинский». На данный момент ведется работа по заключению договора технического обследования объектов теплоснабжения с целью заключения лицензионного соглашения, направлены запросы с целью заключения договора технического обследования. Требования прокурора не соответствуют закону, нарушают свободу договора. Заключению концессионных договорам предшествует конкурсная процедура, процедура согласования, имеющие сроки, деятельность по заключению договоров ведется, бездействие со стороны администрации отсутствует.

Административный ответчик Минстрой Республики Коми, заинтересованные лица МУП «Энергия», ООО «Сыктывдинская тепловая компания», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» <адрес>, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав прокурора и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Судом установлено, что в собственности муниципального образования «<адрес>» Республики Коми находятся вышеперечисленные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые переданы в пользование хозяйствующим субъектам в целях оказания населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на основании соглашений о передаче имущества, не являющихся концессионными соглашениями.

На основании договора от <дата> (акт приема-передачи от <дата>) администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми передала ООО «СТК» в аренду на срок с <дата> по <дата> в том числе: <адрес>

На основании договора от <дата> (акт приема-передачи от <дата>) администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми передала ООО «СТК» в аренду теплосеть от котельной «м. Дав», по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

На основании договора от <дата> (акт приема-передачи от <дата>) администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми передала ООО «СТК» в аренду теплосеть от котельной «Центральная», по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

На основании договора от <дата> (акт приема-передачи от <дата>) администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми передала ООО «СТК» в аренду теплосеть от котельной «Школа», по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Из пояснений представителя администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми следует, что заключенные договоры до настоящего времени исполняются, арендная плата оплачивается, недоимки взыскиваются в судебном порядке, также имеется соглашение между сторонами по урегулированию споров.

Данные обстоятельства также подтверждаются письмом и.о. руководителя администрации муниципального района Грищук А.Н. от <дата> в адрес ООО «СТК» и АО «Коми тепловая компания».

Решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от <дата> утвержден в том числе перечень объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году, в который вошли спорные объекты.

Согласно ответа заместителя руководителя администрации МР «Сыктывдинский» Носова В.Ю. от <дата> администрацией района утвержден план мероприятий (дорожная карта) в соответствии с которой утвержден план мероприятий по заключение концессионного соглашения, инвентаризованы все объекты ЖКХ на территории <адрес>, составлен и решением совета утвержден перечень объектов ЖКХ, предполагаемых к передаче по концессионному соглашению.

Постановлением администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми от <дата> вновь утвержден перечень объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2021 году, в который вошли спорные объекты.

<дата> проведено совещание по вопросу заключения концессионных соглашений в отношении коммунальных объектов МО МР «Сыктывдинский», эксплуатируемых ООО «СТК».

<дата> администрацией МР «Сыктывдинский» Республики Коми с ООО «Эпицентр» заключен договор № МК045 на срок с <дата> по <дата>, предметом которого является разработка финансово-экономической модели, разработка проекта концессионного соглашения, разработка конкурсной документации на передачу муниципального имущества муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (за исключением СП «Зеленец») в сфере теплоснабжения в концессию.

В материалы дела представлены решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми о признании права муниципальной собственности МР «Сыктывдинский» Республики Коми:

- от <дата> в отношении объекта (сооружение) водоснабжения «Сеть горячего водоснабжения от котельной «Центральная» по адресу: <адрес>, протяженностью 1857 кв.м, объект «Сооружение (хозяйственное, Водопровод горячего водоснабжения)» с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

- от <дата> в отношении объекта – сооружение (Теплосеть, Теплосеть от котельной «Шошка») с кадастровым номером ;

- от <дата> в отношении на объекта «Сеть горячего водоснабжения от котельной «Центральная», протяженностью 2 671,3 п.м., расположенный в <адрес> Республики Коми;

- от <дата> в отношении сооружения «Иное, Тепловая трасса», расположенное по адресу: <адрес>ёлов, <адрес>, протяженностью 336 м, с кадастровым номером ;

- от <дата> в отношении здания модульной котельной, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 49,1 кв.м.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, поскольку организация теплоснабжения на территории сельского поселения не включена в перечень вопросов местного значения сельского поселения, перечисленных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, указанный вопрос, в соответствии с ч. 4 данной статьи решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с <дата> допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от <дата> № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 3 статьи 41.1 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Административным ответчиком не оспаривалось, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования «Сыктывдинский», то есть с концессионные соглашения не заключены.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация МР «Сыктывдинский» обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.

Судом установлено, что действия административного ответчика, направленные на заключение концессионного соглашения, за 2021 и 2022 годы свелись к обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на часть рассматриваемых объектов недвижимости, распоряжение которым фактически административным ответчиком осуществлялось с 2015 года, утверждением плана мероприятий (дорожная карта) в соответствии с которой утвержден план мероприятий по заключение концессионного соглашения, инвентаризованы все объекты ЖКХ на территории <адрес>, составлен и решением совета утвержден перечень объектов ЖКХ, предполагаемых к передаче по концессионному соглашению, вынесением постановления об утверждении перечня объектов теплоснабжения, заключения договора о разработке финансово-экономической модели, разработке проекта концессионного соглашения, разработке конкурсной документации на передачу муниципального имущества муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (за исключением СП «Зеленец») в сфере теплоснабжения в концессию,

Действительно, проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения предшествует составление проекта конкурсной документации, в том числе критериев конкурса, содержание которых предусмотрено статьями 23, 24 Федерального закона N 115-ФЗ, и их согласование с Минстроем Республики Коми.

Вместе с тем, как следует из отзыва Минстроя Республики Коми, предложений о заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора, проект концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем от администрации муниципального района «Сыктывдинский» в адрес Минстроя Республики Коми не поступало.

Указанные доводы Минстроя Республики Коми сторонами по делу не оспаривались.

Таким образом, что отсутствие согласования проекта конкурсной документации на заключение концессионных соглашений со стороны Минстроя Республики Коми обусловлено действиями администрации МР «Сыктывдинский», не составившей конкурсную документацию ненадлежащим образом.

В частности, оформление документов по объектам теплоснабжения на территории МР «Сыктывдинский» Республики Коми находится на стадии разработки.

Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику с 2015 года осуществить незамедлительные мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по административному делу не установлены.

Учитывая недостаточность принятых административным ответчиком мер, направленных по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, суд приходит к правильному выводу о том, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, пользующихся услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предоставляемых посредством указанных объектов, также нарушают права субъектов предпринимательской деятельности - потенциальных концессионеров, ввиду ограничения конкуренции.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения заявленных требований в отношении Минстроя Республики Коми не имеется, поскольку отсутствует факт его противоправного поведения в рамках процедуры заключения концессионных договоров.

Позиция администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми в части возможного несогласования в будущем проектов концессионных соглашений не состоятельна, ввиду того, что данное обстоятельство зависит от качества подготовки проекта самой администрацией, как и позиция о необходимости возложения обязанности заключения соглашения на иных лиц.

Суд не может согласиться с доводом о подсудности настоящего административного иска Арбитражному суду Республики Коми, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а не экономический спор хозяйствующих субъектов.

Доводы администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми о нарушении свободы договора несостоятельны, поскольку решение заключение договоров не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми о признании бездействие администрации МР «Сыктывдинский» Республики Коми, выразившееся в не принятии мер, направленных на передачу объектов теплоснабжения ресурсоснабжающим компаниям по концессионному соглашению, незаконным.

Срок, требуемый административным истцом для устранения допущенных нарушений закона, по мнению суда, с учетом процедуры заключения концессионных соглашений, является недостаточным, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения в срок до <дата>.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, выразившееся в не принятии мер, направленных на передачу объектов теплоснабжения ресурсоснабжающим компаниям по концессионному соглашению, незаконным.

Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность в срок до <дата> заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, в числе которых: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья                  Т.И. Глобу

2а-301/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Администрация МР "Сыктывдинский" РК
Другие
ООО "Сыктывдинская тепловая компания"
МУП "Энергия"
МБДОУ "Детский сад № 1 общеразвивающего вида" с. Выльгорт
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Глобу Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
11.03.2022Регистрация административного искового заявления
14.03.2022Передача материалов судье
15.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее