дело №24OS0000-01-2020-000471-18
№66а-825/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 28 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.,
судей Тертишниковой Л.А., Вольной Е.Ю.,
при секретаре Поповой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№3а-590/2020) по административному исковому заявлению Сергеева А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – Байрамовой Э.М. на решение Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сергеев А.В. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в обоснование требований указав, что на основании договора купли-продажи № от 01.08.2018 г. он является собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, площадью 39 126,6 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для строительства кирпичного завода; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, район производственной зоны, промплощадка №, РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 26.09.2017 г. №556-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования г. Красноярск» по состоянию на 01 января 2016 года в сумме 9 110 628,81 руб. В связи с несогласием с размером земельного налога, подлежащего уплате административным истцом, исходя из установленной кадастровой стоимости, Сергеев А.В. полагает необходимым установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной, в соответствии с представленным отчетом ООО «<данные изъяты>» № от 06 мая 2020 года по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 935 593 руб.
Решением Красноярского краевого суда от 29 июня 2020 года административное исковое заявление Сергеева А.В. удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 39 126 кв.м., адрес (местоположение): Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, район производственной зоны, промплощадка №, РФ, в размере его рыночной стоимости - 1 935 593 руб., определенной по состоянию на 01.01.2016 г. Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № постановлено считать 09.06.2020 года.
Не согласившись с решением суда, представителем административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – Байрамовой Э.М. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда изменить в части указания даты по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка - 11 октября 2019 года. По мнению апеллянта, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.09.2017 г. №556-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования г. Красноярск» по состоянию на 11 октября 2019 года и составляет 9 110 721,95 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости от 17 июля 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 3 указанного закона).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 3 Федерального №135-ФЗ определено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Как следует из материалов дела, Сергеев А.В. является собственником объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, площадью 39 126,6 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для строительства кирпичного завода; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, район производственной зоны, промплощадка №, РФ (л.д. 11-13, 14-15).
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.09.2017 г. №556-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования г. Красноярск» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 9 110 628 рублей 81 копейка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 мая 2020 года (л.д. 10).
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке № от 06 мая 2020 года, подготовленному оценщиком ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 935 593 рубля (л.д. 16-76).
Разрешая административный спор, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 11, 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктов 7, 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года №568-р, статей 388 - 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, и обращение Сергеева А.В. как его собственника в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями указанных норм закона.
При этом, суд первой инстанции верно определил, что отчет об оценке № от 06 мая 2020 года подготовленный ООО «<данные изъяты>», составлен с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Представленный административным истцом отчет об оценке был оценен судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Оценивая доводы апеллянта об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 11 октября 2019 года в размере 9 110 721,95 руб., исходя из сведений, имеющихся в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости от 17 июля 2020 года, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно информации, представленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 13 октября 2020 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером № внесены изменения в сведения о площади с округлением до 1 квадратного метра с «39 126,60 кв.м.» на «39 127,00 кв.м.», в связи с чем, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена по состоянию на 11.10.2019 г. в размере 9 110 721,95 рублей.
Обращаясь в суд с данным иском, истец оспаривал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №6, утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края от 26.09.2017 г. №556-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, спорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования г. Красноярск» по состоянию на 01 января 2016 года в размере 9 110 628,81 руб.
Требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года направлено на изменение неактуальной кадастровой стоимости земельного участка. А поскольку в данном случае права истца затрагиваются в связи с необходимостью уплаты земельного налога за период действия оспариваемой кадастровой стоимости, то доводы апеллянта являются необоснованными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании апеллянтом норм действующего законодательства и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского краевого суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – Байрамовой Э.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи