Решение по делу № 2-3795/2024 от 20.09.2024

Дело № 2-3795/2024

УИД: 24RS0028-01-2024-005368-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 года                                                                                    г. Красноярск

    Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Серовой М.В.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем Панченко Н.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Араповой А.С.,

ответчика Сапуновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Сапунова А.А. о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратился в суд с иском к Сапуновой А.А. о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года между КГКУ «УСЗН» и Сапуновой А.А. заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности сроком на 12 месяцев на суму 326 488 рублей. Условиями социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации предусмотрено приобретение основных средств и материально-производственных запасов (согласно перечню) до 29.02.2024, предоставление отчета с приложением платежных документов до 15.03.2024. Ответчиком в феврале и марте 2024 года были представлены документы на освоение части денежных средств на общую сумму 243 561 рублей, а за оставшуюся сумму в размере 82 927 рублей ответчик не отчиталась, в связи с чем, Сапуновой А.А. было предложено предоставить документальное подтверждение уважительной причины, по которой денежные средства не освоены в срок, предусмотренный программой социальной адаптации, для заключения дополнительного соглашения к социальному контракту. 12.04.2024 на телефонный звонок специалиста уполномоченного учреждения Сапунова А.А. сообщила, что находится с ребенком в стационаре лечебного учреждения, на что ей было предложено предоставить подтверждающий документ из лечебного учреждения после выписки из стационара, однако на все последующие звонки Сапунова А.А. не отвечала. 27.05.2024 Сапуновой А.А. направлено уведомление о досрочном расторжении социального контракта и необходимости возмещения денежных средств, по состоянию на 09.07.2024 года добровольного возврата денежных средств от Сапуновой А.А. в адрес КГКУ «УСЗН» не поступало, на связь Сапунова А.А. не выходила.

    В связи с изложенным, истец просит взыскать с Сапуновой А.А. в пользу КГКУ «УСЗН» сумму государственной социальной помощи в размере 326 488 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Красноярска Арапова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель КГКУ «Управление социальной защиты населения», извещенный о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, каких-либо ходатайств не заявлял.

    Ответчик Сапунова А.А. исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и поняты, о чем в материалы дела она представила соответствующее заявление.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

    В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

    В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».

    Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

    В соответствии с подпунктом 3.4.4 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.

    Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.

    В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

    Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

    Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан» При реализации мероприятия, указанного в подпункте 1 пункта 8 Порядка, заявителю, зарегистрированному в учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, предоставляется ежемесячная денежная выплата в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя (в том числе на срочной основе, а также в случае заключения гражданско-правового договора о выполнении работ или услуг) в размере величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения по соответствующей группе территорий Красноярского края на год предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с условиями социального контракта (далее - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения). Ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства заявителя, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления гражданином трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта.

    Ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства получателя, осуществляется ежемесячно (в том числе со дня окончания срока действия социального контракта без его продления) при условии продолжения осуществления получателем трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта.

    В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

    В силу пункта 29 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

    В соответствии с пунктом 36 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредоставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации.

    В соответствии с пунктом 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

    В силу пункта 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении, о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В судебном заседании установлено, что 10.01.2024 между Сапуновой А.А. и КГКУ «УСЗН» в лице начальника территориального отделения по Кировскому району в г.Красноярске Красноярского края заключен социальный контракт № 92-3-008/24 сроком на 12 месяцев (с 10.01.2024 года по 09.01.2025 года).

    Согласно разделу 1 пункта 1.1. социального контракта № 92-3-008/24 предметом социального контракта является сотрудничество между Управлением и Сапуновой А.А. по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в пункте 1.2 социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению № 1 к социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

    Мероприятие (действия) по поиску работы, направлены на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи) и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно (п.1.2).

    Разделом 2 пункта 2.1 социального контракта предусмотрено, что государственная помощь по настоящему социальному контракту назначается в сумме 326 488 рублей.

    Разделом 3 пункта 3.2.2 подпунктами 5,6 контракта предусмотрено, что Управление обязано принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки; непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к социальному контракту.

    Согласно разделу 4 пункта 4.1 подпунктам 5, 6, 17 контракта получатель обязан предоставить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин), получения лицензий осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со ст. ФЗ №99-ФЗ в срок не позднее 2 недель со дня заключения социального контракта, при наличии таких расходов; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, исполнению обязательств по оплате аренды или приобретению помещения (включая коммунальные платежи) – до 15 процентов от размере единовременной денежной выплаты, предусмотренного пунктом 2.1. социального контракта, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы; добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжение оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течении 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении прекращении оказания государственной помощи.

    Срок действия социального контракта с 10 января 2024 года по 09 января 2024 года и вступает в силу со дня подписания его сторонами (раздел 5 пункт 5.1).

    Согласно приложению к социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ программой социальной адаптации предусмотрены мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта: посещение семинара в МАУ «Центр содействия малому и среднему предпринимательству», приобретение основных средств и материально-производственных запасов, предоставление товара для комиссионного обследования, по факту предоставления отчета о расходовании государственно социальной помощи на основании социального контракта, ежемесячное предоставление сведений о ведении деятельности, ведение деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

    Согласно отчету от 14 марта 2024 года о выполнении мероприятия, предусмотренных социальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ и программой социальной адаптации, за период с 01.02.2024 по 29.02.2024 года Сапуновой А.А. выполнено мероприятия в виде приобретения основных средств и материально-производственных запасов на общую сумму 37 990 рублей.

    Согласно отчету от 13 февраля 2024 года о выполнении мероприятия, предусмотренных социальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ и программой социальной адаптации, за период с 10.01.2024 по 31.01.2024 года Сапуновой А.А. выполнено мероприятия в виде приобретения основных средств и материально-производственных запасов на общую сумму 205 571 рублей.

    Однако Сапуновой А.А. не представлено отчетов по выполнению мероприятий предусмотренных социальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ и программой социальной адаптации на сумму 82 927 рублей, в связи с чем 27 мая 2025 года ТО КГКУ «УСЗН» по Кировскому району в г. Красноярске было принято решение о прекращении государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ

    27 мая 2024 года в адрес ответчика территориальным отделением направлено уведомление о прекращении оказания государственной помощи и расторжении социального контракта, в котором указано, что Сапуновой А.А. не выполнены мероприятия, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные срока (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом), а также предложено в добровольном порядке вернуть перечисленные денежные средства в размере 326 488 рублей.

    В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

    По смыслу положений подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

    Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

    Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

    По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г.).

    Ответчиком Сапуновой А.А. нарушены обязательства, предусмотренные п. 4.1 заключенного социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ года № , выраженные в не предоставлении в территориальное отделение документов подтверждающих уважительной причины, по которой денежные средства в полном объеме не были освоены в установленный срок.

    Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.

    Ответчиком суду не представлено доказательств о наличие законных оснований для приобретения или сбережения незаконно полученной суммы государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 326 488 рублей, либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для освобождения ответчика от возврата денежной суммы социальной выплаты, в связи с чем полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации - Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения».

В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Частью второй указанной статьи закреплено, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст.173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В судебном заседании ответчиком Сапуновой А.А. подано заявление о признании исковых требований прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» к Сапуновой Анастасии Андреевне о взыскании денежных средств. Судом разъяснены последствия признания иска, на что также указано в письменном заявлении ответчика.

Поскольку ответчик самостоятельно и добровольно распорядился своим процессуальным правом признать иск, согласившись с предъявленными к ней требованиями, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, совершено ответчиком добровольно в письменной форме, суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет исковые требования истца.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, таким образом, согласно п.3 ч.1 ст.333.40 НК РФ, с учетом признания ответчиком исковых требований, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 7 463,54 (10662,2 - 30%) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах субъекта Российской Федерации Красноярский край в лице КГКУ «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.

        Взыскать с Сапунова А.А. (<данные изъяты>) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» денежные средства в размере 326 488 рублей.

        Взыскать с Сапунова А.А. (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 7 463,54 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 13.11.2024 года.

Председательствующий судья                                 М.В. Серова

2-3795/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кировского р-на г.Красноярска
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Сапунова Анастасия Андреевна
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Серова М.В.
Дело на сайте суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
20.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2024Передача материалов судье
27.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее