№ 2-1403/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Плотко Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронцова В.В. к Министерству социальной защиты Республики Карелия, администрации Кондопожского муниципального района о понуждении к совершению действий,
установил:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он отнесен к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда его родители лишены родительских прав. Распоряжением администрации г.Кондопоги от ДД.ММ.ГГГГ он был определен в <данные изъяты>, где находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ проходил воинскую службу по призыву. На основании распоряжения администрации г.Кондопоги от ДД.ММ.ГГГГ № за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В настоящее время по данному адресу изменена нумерация квартир и комнат на <адрес>. По адресу его регистрации общая площадь комнат составляет <данные изъяты> кв.м., количество зарегистрированных лиц - <данные изъяты> человек. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес администрации Кондопожского муниципального района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в вышеуказанном жилом помещении. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении такого факта отказано, по причине достижения мной 23-летнего возраста. Истец полагает указанный отказ незаконным. Просит признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района; обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить в Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия необходимые сведения для включения его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района; взыскать с ответчиков уплаченную государственную пошлину в размере 300 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика с Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия на Министерство социальной защиты Республики Карелия.
В судебном заседании истец и его представитель Дергачев А.Г., действующий в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Кондопожского муниципального района Алексахин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещены о слушании дела, представили возражения относительно заявленных исковых требований, в удовлетворении иска просят отказать.
Суд, заслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей редакции установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, настоящим Федеральным законом установлено, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по письменному заявлению, то есть обязателен заявительный характер.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Частью 4 ст.8 Федерального закона установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 № 99-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно п.3 указанного Порядка орган местного самоуправления образует комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Пунктом 4 данного Порядка определен перечень документов, предоставляемых лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для рассмотрения вопроса об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях. Решение вопроса носит заявительный характер.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии на основании которого орган местного самоуправления принимает муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно взаимосвязи п.8 ч.1 ст.92, ст.99, ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, предоставляются жилые помещения специализированного жилого фонда.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что Воронцов В.В. относится в категории лиц оставшихся без попечения родителей, родители лишены родительских прав.
Распоряжением администрации г.Кондопоги от ДД.ММ.ГГГГ № Воронцов В.В. определен в детский дом, за ним закреплена жилая площадь по адресу <адрес> (распоряжение и.о. Главы самоуправления г.Кондопоги от ДД.ММ.ГГГГ №).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Воронцов В.В. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В период ДД.ММ.ГГГГ Воронцов В.В. проходил обучение в <данные изъяты>.
Согласно пояснениям истца, по отчислению из детского дома он проживает в жилом помещении, закрепленном за ним.
Распоряжением администрации Кондопожского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № изменена нумерация жилых помещений в жилом доме № по <адрес>, в частности нумерация комнат № изменена на №.
Воронцов В.В. в собственности жилых помещений не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Воронцов В.В. обратился в администрацию Кондопожского муниципального района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Воронцов В.В. обратился в администрацию Кондопожского муниципального района с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы.
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Воронцову В.В. отказано в установлении факта невозможности его проживания в занимаемом жилом помещении, поскольку с указанным заявлением он обратился по достижении возраста 30 лет.
Судом принимается во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, до исполнения им 23 лет.
Закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (в том числе и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что истец не состоит и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ни как лицо, оставшееся без попечения родителей, ни как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем. 23 года Воронцову В.В. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, образовательное учреждение <данные изъяты> он закончил в ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 20 лет, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он обратился в жилищную комиссию администрации Кондопожского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, впервые с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Воронцов В.В. обратился только в возрасте 30 лет.
Достижение истцом 23-летнего возраста при том, что он является лицом, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста и не обратившимся в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста, также свидетельствует об утрате одного из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока на обращение истцом не представлено.
Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Воронцова В.В. к Министерству социальной защиты Республики Карелия, администрации Кондопожского муниципального района о понуждении к совершению действий отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение составлено 20.02.2018.