2-397/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2017 года |
г. Фокино Приморского края |
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Денисова Д.В., при секретаре судебного заседания Лунеговой Т.В., с участием представителя истца военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона Воронкина А.С., представителя ответчика администрации городского округа ЗАТО г.Фокино по доверенности Куропаткиной М.В., заинтересованных лиц ФИО27 ФИО28., действующей в интересах малолетних ФИО29., ФИО30., ФИО31
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО26, ФИО4, ФИО1 к администрации городского округа ЗАТО г.Фокино о восстановлении права на обеспечение жильём, заключении договора найма служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор 75 военной прокуратуры гарнизона в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО1 с иском к администрации городского округа ЗАТО г.Фокино о восстановлении права на обеспечение жильём, заключении договора найма служебного жилого помещения. В обоснование иска указал, что в мае 2017 года в 75 военную прокуратуру гарнизона обратился ФИО2 (военнослужащий в/ч №) с заявлением о восстановлении нарушенных прав в части отказа ответчика в обеспечении жилым помещением по месту прохождения военной службы по договору служебного найма. Основанием обращения явилось то, что в соответствии с решением ФГКУ «Востокрегионжильё» от 18.03.2016 №№, семье Д предоставлено жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, после выбытия прежних жильцов (семьи военнослужащего), в связи с чем, начальником Территориального отдела №1 ФГКУ «Востокрегионжильё» в адрес главы администрации ГО ЗАТО г.Фокино направлено ходатайство с просьбой заключить договор найма служебного жилого помещения. Сообщениями главы администрации ГО ЗАТО г.Фокино от 29.04.2016 №№ решением общественной комиссии по жилищным вопросам, утверждённым постановлением администрации от 27.04.2016 №№, ФИО2 отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения с указанием на отсутствие оснований. Ответчик принятое решение обосновывал решением Думы ГО ЗАТО г.Фокино от 28.01.2016 №313-МПА об отмене Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда гражданам, проходящим военную службу на территории ГО ЗАТО г.Фокино. ФИО2 предложено заключить договор коммерческого найма на указанную квартиру. Военный прокурор считает отказ администрации ГО ЗАТО города Фокино в предоставлении семье Д служебного жилого помещения незаконным, просит признать за указанными гражданами право на проживание в спорном жилом помещении на условиях договора найма служебного жилого помещения и возложить на администрацию ГО ЗАТО город Фокино обязанность принять решение о предоставлении Д указанного служебного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Воронкин А.С. на требованиях искового заявления настаивал и просил их удовлетворения в полном объёме, указывая на требования ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Заинтересованные лица ФИО2, и ФИО3, действующая в интересах малолетних ФИО1, ФИО4, ФИО1, исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации городского округа ЗАТО г.Фокино Куропаткина М.В., не признав исковых требований, пояснила, что предыдущий порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда военнослужащим решением Думы от 28 января 2016 года №311-МПА отменён и указанной датой утверждено Положение о коммерческом найме жилых помещений. Считает, что орган местного самоуправления должен оказать лишь содействие в предоставлении в аренду военнослужащему жилого помещения. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, т.е. Министерство обороны обязано обеспечивать их жилым помещением. При этом нарушений прав заинтересованных лиц не имеется, поскольку семья Д проживает в муниципальном помещении специализированного жилого фонда – в выделенной квартире по адресу: <адрес>, а доказательств возникновения оснований претендовать на спорное жилое помещение истцом не представлено, соответствующее решение об улучшении жилищных условий семьи Д в материалах дела отсутствует.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Востокрегионжильё», своевременно и надлежащим образом извещённое о времени и месте слушания дела, своего представителя в Фокинский городской суд не направило, на основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении исковых требований в отсутствие ФГКУ «Востокрегионжильё».
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении иска к администрации ГО ЗАТО г.Фокино по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В силу статьи 100 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи регламентировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах – в других близлежащих населённых пунктах.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Исходя из положений ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут быть предоставлены определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № проходит военную службу по контракту ФИО2, в личном деле которого записаны: жена ФИО3, сын ФИО23 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), родственные отношения которых подтверждены соответственно свидетельством о заключении брака и свидетельствами о рождении.
Судом установлено, ФИО2 на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена <адрес>
Из уведомления 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что военнослужащий ФИО2 14.10.2015 включён в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы.
На основании решения 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Инструкцией, утверждённой приказом МО РФ от 30.09.2010 №1280 «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору найма служебного жилого помещения» ФИО2 распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое ранее на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлялось ответчиком военнослужащему ФИО15 и сдано им ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами не оспаривалось, что квартира по адресу: <адрес>, является собственностью городского округа ЗАТО г.Фокино. Сведения о включении данной квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению суду не представлено. Вместе с тем, факт отсутствия в предоставленной суду выписке единого государственного реестра недвижимости этих сведений не свидетельствует об обратном, поскольку доказательств предоставления жилого помещения предыдущему жильцу ФИО15 по другим основаниям, не имеется.
В адрес ответчика 18.03.2016 направлено ходатайство начальника территориального отдела №1 ФГКУ «Востокрегионжилье» о заключении с военнослужащим ФИО2 договора найма служебного жилого помещения на спорное жилое помещение.
На заседание общественной комиссии по жилищным вопросам от 22.04.2016, протокол которого утверждён Постановлением администрации ГО ЗАТО г.Фокино №886-па от 27.04.2016, отклонено обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о выделении служебной квартиры по адресу: <адрес>, о чем ему сообщено информационным письмом №-г от ДД.ММ.ГГГГ, в котором принятое решение обосновано отсутствием оснований.
Представляется, часть 5 статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» является императивной правовой нормой. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом.
При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду, а также постановки на учёт в соответствии со статьёй 52 Жилищного кодекса РФ. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» не изменил положения Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
При этом нахождение жилого фонда в муниципальной собственности не может нарушать прав военнослужащих на получение и пользование освободившимся жилым помещением.
При таких обстоятельствах и с учётом положений статьи 49 ЖК РФ, предусматривающей предоставление жилых помещений не только малоимущим, но и иным лицам, нуждающимся в жилых помещениях, отнесённых к определённой федеральным законом или законом субъекта РФ категории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о возложении обязанности н ответчика заключить договор найма служебного жилого помещения, учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено ФИО2 в связи с прохождением военной службы на период действия контракта для проживания по месту службы.
Закон «О статусе военнослужащих», определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон «О статусе военнослужащих» допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Поскольку ранее спорное жилое помещение предоставлялось военнослужащему, и при его освобождении было предоставлено ФИО2 (данное обстоятельство не оспорено ответчиком и подтверждено документально), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения военнослужащему ФИО2 и членам его семьи.
При установленных обстоятельствах, суд признает, что вселение истца и членов его семьи в спорное жилое помещение будет законным. Отказ в заключении договора социального найма служебного жилого помещения суд признаёт необоснованным, противоречащим Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на жилище, а также федеральным законам, ссылка на которые указана в мотивировочной части решения.
Доводы ответчика о том, что спорная квартира относится к жилищному фонду муниципалитета городского округа ЗАТО город Фокино, не имеет статуса служебного жилья и не может быть предоставлена на период прохождения военной службы, в связи с тем, что законом на администрацию не возложена обязанность по предоставлению таких помещений военнослужащим, а также в связи с тем, что ранее действовавший порядок предоставления специализированного жилого помещения военнослужащим отменён, являются несостоятельными.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с подп. 3 п. 2 статьи 4 Устава ГО ЗАТО г.Фокино Приморского края к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно Положению об управлении муниципальной собственностью ГО ЗАТО г.Фокино Управление является органом администрации ГО ЗАТО город Фокино (структурные подразделение администрации), осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, и подчиняется главе администрации ГО ЗАТО город Фокино, основной задачей которого является осуществление прав собственника (владения, пользование и распоряжение) в отношении муниципального имущества от имени городского округа ЗАТО город Фокино в пределах своих полномочий.
Согласно Положению об общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ГО ЗАТО город Фокино, утверждённому Постановлением администрации городского округа ЗАТО г.Фокино от 24.01.2012 №78-па, Комиссия рассматривает обращения граждан о предоставлении жилых помещений муниципального жилого фонда по договору социального и служебного найма. Решение Комиссии оформляется протоколом. Решение комиссии вступает в законную силу со дня подписания главой администрации ГО ЗАТО город Фокино постановления об утверждении протокола заседания комиссии.
На основании анализа вышеприведённых положений закона, суд приходит к выводу, что в полномочия администрации входит распределение служебных жилых помещений гражданам, проходящим службу на территории ГО ЗАТО г.Фокино.
Исходя из названных норм, военнослужащий обеспечивается служебным жилым помещением именно в том населённом пункте, где проходит службу.
Ссылка ответчика на отмену ранее действовавшего порядка предоставления жилого помещения военнослужащим не является значимым по настоящему делу.
В связи с установленными обстоятельствами, суд, приходит к выводу об удовлетворении требований военного прокурора в защиту интересов истцов к администрации ГО ЗАТО г.Фокино, и возлагает на ответчика обязанность заключить договор найма служебного жилого помещения с ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 197- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО24, ФИО4, ФИО1 к администрации городского округа ЗАТО г.Фокино о восстановлении права на обеспечение жильём, заключении договора найма служебного жилого помещения, – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края заключить с ФИО2 договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, признав за ним и членами его семьи ФИО3, ФИО25, ФИО4, ФИО6 право на проживание в указанном жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд (с копиями по числу участвующих в деле лиц). Мотивированное решение – в окончательной форме, – будет изготовлено 11.08.2017. Стороны вправе получить копию решения в суде, начиная с 11.08.2017, срок обжалования решения – до 12.09.2017 включительно.
Председательствующий судья |
Д.В. Денисов |