ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 23RS0044-01-2023-001161-29
Дело № 88-33107/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-1624/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 15 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К.,
судей Думушкиной В.М., Щетининой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО31, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО32, к администрации муниципального образования Северский район, ФИО33 об установлении границ земельного участка, признании результатов межевания недействительными,
по кассационной жалобе истца ФИО34, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО35, на решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., выслушав мнения представителя ФИО36 по доверенности ФИО37 поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования Северский район ФИО38 возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО39 действующий в интересах несовершеннолетней ФИО40 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район, ФИО41 о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 270 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером №); восстановлении границы земельного участка с кадастровым номером № в положении, существующем до 23 января 2023 года; исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) сведения о местоположении границ земельного участка; возложении обязанности на ФИО42. демонтировать ограждение, препятствующее свободному доступу с земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером №), в технический проезд между улицами Веселая и Ключевая в ст. Северской.
В обоснование требований указал, что ФИО43. является собственником земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома и хозяйственных построек. С тыльной стороны земельного участка, между улицами Веселой и Ключевой, расположен хозяйственный проезд (скотопрогон) шириной 3,5 м, земли которого принадлежат Северском сельскому поселению и должны использоваться по назначению - земля общего пользования без права застройки. Ответчик ФИО44 (собственник домовладения по <адрес>) заблокировал доступ к землям общего пользования путем крепления листа металла на створку калитки в заборе между проездом и участком истца, а впоследствии установил арматуру, препятствующую открыванию двери. При этом на самом заборе закреплено уведомление о том, что с 25 января 2023 года участок земли за каликой является частной собственностью, проход на эту землю будет расцениваться как посягательство на частную собственность. Обращение истца в органы внутренних дел результата не принесло, рекомендовано обратиться в суд. Из выписки из ЕРГН следует, что 23 января 2023 года произошло образование нового земельного участка ответчика ФИО45 с кадастровым номером № в результате перераспределения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности ФИО46. При утверждении схемы расположения земельного участка администрацией муниципального образования Северский район не было учтено то обстоятельство, что в границы образованного в ходе перераспределения земельного участка с кадастровым номером № вошли земли общего пользования - территория хозяйственного проезда. В результате перераспределения земельного участка истец лишился возможности прохода и обслуживания своего земельного участка, которым он пользовался с момента проживания по данному адресу с 2015 года. Формирование спорного земельного участка ответчика ФИО47. было произведено и утверждено администрацией муниципального образования Северский район незаконно, без учета приведенных выше обстоятельств и норм законодательства.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2024 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО48 действующий в интересах ФИО49 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, приводя в обоснование доводы искового заявления и указывая, что была нарушена процедура межевания, нарушен процесс согласования границ образовываемого участка со смежными землепользователями; в границы образованного в ходе перераспределения земельного участка с кадастровым номером № вошли земли общего пользования - территория хозяйственного проезда; площадь земельного участка ответчика увеличилась именно со стороны земельного участка истца
В суд от представителя администрации муниципального образования Северский район ФИО50В. поступило возражение на кассационную жалобу, в котором ответчик просит оставить судебные постановления без изменения, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не содержит требования о согласовании границ со смежными землепользователями, за исключением случаев уточнения границ земельных участков. Местные нормативы градостроительного проектирования Северского сельского поселения муниципального образования Северский район не содержат самостоятельных требований к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной администрацией. Земли общего пользования на спорном участке отсутствуют, доказательств о том, что спорный земельный участок является скотопрогоном (проездом) не имеется. Истец, ответчик ФИО51. и иные заинтересованные лица состояли в равных условиях на получение спорного земельного участка в порядке перераспределения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН ФИО52 с 9 июня 2015 года является собственником земельного участка, площадью 1 044 кв. м, с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
На земельном участке расположен жилой дом, площадью 247,6 кв. м, с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано на имя ФИО53
Собственником земельного участка, площадью 1 270 кв. м, с кадастровым номером №, с 23 января 2023 года из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) является ФИО54 границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно информации Управления архитектуры администрации муниципального образования Северский район от 26 апреля 2023 года в соответствии с правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения, утвержденными решением Совета Северского сельского поселения 24 октября 2023 года № 346, земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.
Согласно генеральному плану Северского сельского поселения Северского района от 10 ноября 2011 года № 199 земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Проект планировки территории в отношении земельного участка шириной 3,5 м между улицами Веселой и Ключевой в ст. Северской в Управлении архитектуры отсутствует.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района, утвержденными решением Совета Северского сельского поселения 24 октября 2023 года № 346, зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий строительства и реконструкции жилых домов. Вид разрешенного использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок) (код 2.2) предусматривает размещение жилого дома, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража, иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных. Установлена максимальная/минимальная площадь земельного участка- 3000/600 кв. м.
Обращаясь в суд, истец указал на незаконность перераспределения земельного участка, относящегося к землям общего пользования в связи с расположением на нем хозяйственного подъезда к земельному участку с кадастровым номером №, нарушением процедуры согласования границ образуемого земельного участка, нарушением в результате формирования участка градостроительных норм и правил, наличием признаков злоупотребления правом в действиях ФИО55.
Как следует из выписки из ЕГРН от 3 июня 2022 года, ФИО56 с 1 декабря 2014 года на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 1084 кв. м, с кадастровым номером №
Право собственности на смежный с земельным участком ФИО57 земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано на имя ФИО58 границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельные участки ФИО59. и ФИО60 смежными не являлись.
23 февраля 2022 года ФИО61 обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности (кадастровый номер №), с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В результате осмотра испрашиваемого к перераспределению земельного участка специалистами администрации от 25 февраля 2022 года установлено, что земельный участок из земель населенных пунктов расположен в кадастровом квартале №, прилегает к земельному участку с кадастровым номером №, огорожен, объекты капитального строительства отсутствуют, сформировать самостоятельный участок не представляется возможным, права на земельный участок, в том числе согласно сведениям похозяйственных книг, не зарегистрированы.
Письмом администрации муниципального образования Северский район ФИО62. предложено провести согласование границ земельного участка в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В общественно-политической газете «Зори» №4(8738) кадастровым инженером ФИО63 опубликовано сообщение о согласовании местоположения границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> установлен срок для ознакомления с проектом межевого плана и предоставления мотивированных возражений относительно местоположения границ земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО64 от 1 февраля 2022 года перераспределяемая часть земельного участка площадью 186 кв. м является продолжением земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО65. на праве собственности. Образовать самостоятельный земельный участок из перераспределяемой части не представляется возможным, в связи с отсутствием доступа. Перераспределяемый земельный участок расположен внутри кадастрового квартала №. В результате перераспределения площадь образуемого земельного участка составит 1270 кв. м, что не превышает предельный максимальный размер (3 000 кв. м), установленный для земельных участков, расположенных в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации муниципального образования Северский район от 15 августа 2022 года № 1414 ФИО66 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1270 кв. м (категория земель земли населенных пунктов), расположенного в <адрес>, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 084 кв. м, находящегося в собственности ФИО67., с землями, государственная собственность на которые не разграничена площадью 182 кв. м, находящихся в кадастровом квартале №, территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Образуемому земельному участку установлена площадь 1270 кв. м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).
22 декабря 2022 года между администрацией муниципального образования Северский район и ФИО68 заключено соглашение № 67, в соответствии с которым путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в собственности ФИО69. и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в ст. Северской, площадью 186 кв. м, образован земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок).
Определением УУП ОУУП и ПДН отдела МВД России по Северскому району от 20 февраля 2023 года по заявлению ФИО70. о принятии мер к собственнику земельного участка № <адрес>, занявшему пожарный проезд между земельными участками, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на оснований пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует, из информации администрации муниципального образования Северский район от 22 августа 2022 года № 01-32/2031, специалистами администрации Северского сельского поселения и муниципального образования Северский район произведен комиссионный выезд по адресу: <адрес>, в ходе которого осмотрена территория: с тыльной стороны земельного участка между улицами Веселой и Ключевой ст. Северской, имеется проезд (скотопрогон), который в настоящее время не используется для прогона скота. Проезд не значится как пожарный.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился Краснодарский краевой суд, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 11.2, 11.7, 11.9, 15, 39.2, 39.29, 60, 61, 64, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 209, 262, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», исходил из того, что земельный участок истца смежным с земельным участком ответчика не является, нарушений процедуры согласования местоположения границ образуемого земельного участка допущено не было, земли общего пользования не затронуты.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (статья 61 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или помещению суда.
Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривая, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, предоставляет собственнику возможность защиты от действий, не связанных с лишением владения.
В пунктах 45-47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение; такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика; иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если, в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (часть 7).
При верном истолковании и применении положений статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» судами указано, что согласование границ образуемого участка со смежными землепользователями не являлось обязательным, в том числе, поскольку границы земельного участка ФИО71 были установлены и в результате оспариваемого перераспределения не изменились.
Согласование границ со смежными землепользователями необходимо только при уточнении границ земельных участков, в рассматриваемом же случае планировалось образование нового земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 данного Кодекса (пункт 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктами 1 и 9 которой в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Перечень оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, предусмотренный пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим.
На основании статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию/вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование гражданами не закрытых для общего доступа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, для прохода по ним и проезда, само по себе не свидетельствует об отнесении их тем самым к землям общего пользования, не подлежащим приватизации. Территории общего пользования определяются красными линиями, которые подлежат утверждению в составе документации по планировке территории.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Территориями общего пользования в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу части 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования поселения, муниципального округа, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, муниципального округа, городского округа населения поселения, муниципального округа, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, муниципального округа, городского округа.
Вопреки доводам кассатора, правильно применив положения норм материального и процессуального права, суды при отклонении иска правомерно исходили из того, что истцом не предоставлено допустимых доказательств того, что проездом, расположенным между улицами Ключевой и Веселой в ст. Северской он пользовался с момента приобретения своего участка и указанный проезд является единственным доступом к участку истца. Вопреки доводам истца, с земельного участка с кадастровым номером № имеется прямой доступ к землям общего пользования, невозможность его использования при отсутствии спорного проезда не доказана. Каких-либо доказательств, что при образовании земельного участка с кадастровым номером № к нему предусмотрен хозяйственный проезд, также не представлено.
Указание истца на пункт 6.2.25 Местных нормативов градостроительного проектирования Северского сельского поселения муниципального образования Северский район является несостоятельной, поскольку данным нормативным правовым актом обустройство хозяйственных проездов не является обязательным.
Доказательств злоупотребления правом ФИО72. при заключении соглашения о перераспределении земельного участка материалы дела не содержат.
В остальной части, доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона, несогласие с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора не являются основаниями для отмены судебных актов.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи В.М. Думушкина
Е.В. Щетинина
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 22 октября 2024 года.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 23RS0044-01-2023-001161-29
Дело № 88-33107/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-1624/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
г. Краснодар 15 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К.,
судей Думушкиной В.М., Щетининой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО73, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО74, к администрации муниципального образования Северский район, ФИО75 об установлении границ земельного участка, признании результатов межевания недействительными,
по кассационной жалобе истца ФИО76, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО77, на решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., выслушав мнения представителя ФИО78 по доверенности ФИО79 поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования Северский район ФИО80 возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи В.М. Думушкина
Е.В. Щетинина