Дело № 2а-1666/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 28 октября 2020 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Романовой О.А.,
при секретаре Мурашкиной А.В.,
с участием представителей административного истца КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района Крысовой Д.П., Лебедевой Ю.В., представителя административных ответчиков Кирово-Чепецкого городского прокурора, Прокуратуры Кировской области - старшего помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора Мельчакова С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района к Кирово-Чепецкой городской прокуратуре, Кировской областной прокуратуре, заместителю Кирово-Чепецкого городского прокурора Тихановскому В.Д. о признании недействительным представления прокурора,
УСТАНОВИЛ:
КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района обратился в суд с административным иском к Кирово-Чепецкой городской прокуратуре, Кировской областной прокуратуре, заместителю Кирово-Чепецкого городского прокурора Тихановскому В.Д. о признании недействительным представления прокурора.
В обоснование требований указал, что в рамках проверочных мероприятий, проводимых по обращению гражданина М. о нарушении в отношении него КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района норм законодательства о занятости, в адрес КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района заместителем городского прокурора В.Д. Тихановским было вынесено представление от 20.08.2020 года № «Об устранении нарушений законодательства о занятости населения».
Истец считает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает его права и законные интересы по следующим основаниям.
Приказом директора центра занятости от 04.01.2020 № гражданин М.,<дата> г.р., был признан безработным с 27.12.2019 и ему был установлен период выплаты пособия по безработице с 27.12.2019 по 26.06.2020,далее период выплаты пособия по безработице продлен приказом от 10.01.2020 № до 26.12.2020 в связи с предоставлением документа подтверждающего статус предпенсионера.
Пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", установлено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы (далее Правила).
Согласно пункту 15 Правил ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Указом губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года № 44 "О введении режима повышенной готовности" с 17.03.2020 года на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
В рамках мероприятий, направленных на предупреждение среди населения Кировской области распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, управлением государственной службы занятости населения Кировской области было принято распоряжение от 27.03.2020 № 3 «Об осуществлении порядка осуществления дистанционного режима работы органов службы занятости на период режима повышенной готовности.
Пунктами 5.1,5.2 Порядка введен дистанционный режим перерегистрации граждан, в соответствии с которым органы службы занятости населения Кировской области должны обеспечить принятие от безработного гражданина информации, в том числе о наступлении периода временной нетрудоспособности, по электронной почте или через телефонную (мобильную) связь.
06.04.2020 года М. прошел перерегистрацию в качестве безработного (дистанционно) посредством мобильной связи. Инспектором были запрошены личные данные паспорта и трудовой книжки для подтверждения личности и отсутствия трудовой деятельности. В рамках перерегистрации М. инспектором была назначена дата следующей перерегистрации (21.04.2020) в таком же режиме (по телефону).
21.04.2020 (в момент прохождения перерегистрации) гражданин М. сообщил инспектору о том, что он находится в 450 км. От города (места постоянной регистрации) в гостях, трудовой книжки при себе не имеет и подтвердить свою незанятость не может, по этой причине перерегистрация проведена не была.
Согласно пункту 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» была сделана приостановка выплаты пособия по безработице, со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
В целях уведомления о принятом решении приказ директора центра занятости от 21.04.2020 № о приостановке выплаты пособия по безработице на период с 07.04.2020 по 06.05.2020 был направлен М. для ознакомления в его личный кабинет, зарегистрированный на интерактивном портале областной службы занятости. Приостановка выплаты не исключала возможности осуществления М. звонка в центр занятости для подтверждения своей незанятости или направления им электронных (фото) образов соответствующих документов. В указанном случае срок приостановки сократился бы до дня представления им подтверждающих документов, и как следствие, М. возобновили бы выплату пособия по безработице и назначили бы следующий день перерегистрации в качестве безработного.
Поскольку М. до момента истечения срока приостановки выплаты пособия по безработице с инспектором центра занятости не связывался, документы, подтверждающие свою незанятость не представил, то на основании приказа директора центра занятости от 07.05.2020 № М. был снят с учета в качестве безработного по причине длительной неявки в органы службы занятости без уважительных причин.
Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 вступили в силу 09.04.2020 года ( далее Временные правила).
Пунктом 2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу 03.05.2020 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 634 «О внесении изменений во Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» пункт 17 Временных Правил изложен в новой редакции согласно которой центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.
Согласно п.4 Временных правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, осуществление перерегистрации М. посредством осуществления запроса через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного Фонда Российской Федерации не представилось возможным, поскольку М. был зарегистрирован и поставлен на учет в центр занятости 27.12.2019, то есть до вступления в силу настоящих Временных Правил. В связи с отсутствием указанной возможности, в том числе отсутствием федерального нормативного правового акта, регламентирующего осуществление перерегистрации граждан, зарегистрированных и поставленных на учет до введения дистанционной работы центров занятости, проверка незанятости могла быть проведена только посредством телефонного взаимодействия.
Представление ответчика об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающие правовые последствия для конкретных юридических лиц. Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 КоАП РФ).
Следовательно, представление прокурора должно содержать только законные требования.
Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о допущенных истцом нарушениях законодательства, действовавшего в период с 27.12.2019 по 07.05.2020, выразившихся в невыплате гражданину М. пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного в связи с длительной неявкой в органы службы занятости ( не подтверждением в момент перерегистрации 21.04.2020 факта своей незанятости), противоречит положениям пункт 6 статьи 31, абзаца 6 пункта 3 статьи 35 Закона о занятости, пункта 13, пункта 15 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Истец полагает, что единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод истца является обращение в суд с настоящим иском. На основании изложенного, просит признать незаконным представление заместителя городского прокурора В.Д. Тихановского от 20.08.2020 года № об устранении нарушений закона.
Представители административного истца КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района по доверенности Крысова Д.П. и Лебедева Ю.В. в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представитель административных ответчиков Мельчаков С.Ю., требования административного истца не признал, суду пояснил, что проведенной Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проверкой в деятельности административного истца выявлены нарушения положений, предусмотренных ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п.п. 1, 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, выразившихся в необоснованном приостановлении, а в последующем прекращением выплаты пособия по безработице М. с одновременным снятием его с учета в качестве безработного. Основной довод о том, что Мухин не зарегистрирован на сайте «Роструд», не зарегистрирован в электронном формате, не могут быть приняты во внимание, поскольку ЦЗН наделен полномочиями направить запрос в органы, которые могли бы представить информацию о трудовой занятости М.- это Пенсионный фонд РФ, Налоговая служба, что сделано не было. 21.04.2020 состоялся звонок, что не отрицается обеими сторонами, что подтверждено в ходе судебного заседания. Соответственно, оснований для приостановление выплаты гражданину М. на 21.04.2020, а так же на снятие его с учета в качестве безработного не имеется, поскольку М. на следующий день после снятия он совершал звонок, длительность звонка показывает, что разговор имеет место быть, ему было сообщено, что он снят с учета, что он не прошел перерегистрацию. Временные правила были утверждены в стране в рамках борьбы с распространением короновирусной инфекции для безличного контакта между органами власти- должностными лицами и гражданами для соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства. Временные правила не содержат какие-либо требования о том, что должна быть электронная почта, компьютер, поскольку на территории Кировской области имеются сельские поселения, в которых нет сети интернет. С учетом изложенного прошу административное исковое заявление директора КОГКУ Центр занятости населения Кирово-Чепецкого района о признании недействительным представления заместителя Кирово-Чепецкой городского прокурора оставить без удовлетворения.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случаях:
отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Пунктом 17 Временных правил в редакции, вступившей в силу 03.05.2020, установлено, что центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В судебном заседании установлено, что приказом директора центра занятости от 04.01.2020 № гражданин М.,<дата> г.р., был признан безработным с 27.12.2019 и ему был установлен период выплаты пособия по безработице с 27.12.2019 по 26.06.2020, далее период выплаты пособия по безработице продлен приказом от 10.01.2020 № до 26.12.2020 в связи с предоставлением документа подтверждающего статус предпенсионера.
06.04.2020 года М. прошел перерегистрацию в качестве безработного (дистанционно) посредством мобильной связи. Инспектором были запрошены личные данные паспорта и трудовой книжки для подтверждения личности и отсутствия трудовой деятельности. В рамках перерегистрации М. инспектором была назначена дата следующей перерегистрации (21.04.2020) в таком же режиме (по телефону).
21.04.2020 (в момент прохождения перерегистрации) гражданин М. сообщил инспектору о том, что он находится в 450 км. От города (места постоянной регистрации) в гостях, трудовой книжки при себе не имеет и подтвердить свою незанятость не может, по этой причине перерегистрация проведена не была.
По результатам обращения М. была проведена проверка Кирово-Чепецкой городской прокуратурой о соблюдении законодательства о занятости населения.
В результате проведенной Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проверки в деятельности административного истца выявлены нарушения положений, предусмотренных ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п.п. 1, 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, выразившихся в необоснованном приостановлении, а в последующем прекращением выплаты пособия по безработице М. с одновременным снятием его с учета в качестве безработного.
Кроме того, КОГКУ ЦЗН Кирово-Чепецкого района на момент снятия с учета М. в качестве безработного запрос в целях выявления факта осуществления им трудовой деятельности за период с 21.04.2020 по 07.05.2020 не направил, а М. предпринимались меры для личного посещения центра занятости в целях предоставления необходимых документов.
По результатам проверки вынесено представление об устранении нарушений законодательства о занятости населения от 20.08.2020 года № которым предписано. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием работника городской прокуратуры и принять действенный меры к устранению выявленных нарушений законодательства, а таже причин и условий, им способствующих. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников ответственных за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. О месте, дне и времени рассмотрения представления своевременно уведомить прокуратуру района. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору в месячный срок в письменной форме, с приложением приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Как следует из Отзыва административного ответчика ответ на представление от 20.08.2020 № до настоящего времени в прокуратуру не предоставлен, какие-либо действия, направленные на понуждение Центра исполнить требования прокурора, указанные в представлении, не совершались, меры прокурорского реагирования не применялись.
Обращаясь с указанным административным иском в суд, административный истец приводит доводы о незаконности выводов заместителя прокурора. Полагает, что представление прокурора противоречит действующим нормам законодательства о занятости населения, вследствие чего является незаконным.
Административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Законность вынесенного представления установлена в судебном заседании, что подтверждается материалами прокурорской проверки, пояснениями сторон.
Факт нарушения прав и законных интересов М. по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и защиту от безработицы нашел свое подтверждение. Так из пояснений представителей административного истца, свидетеля К. следует, что при подтверждении статуса безработного сотрудниками использовались нормы права без учета внесенных изменений в законодательство о безработице, с учетом возникшей коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и направленной на дополнительную защиту граждан от безработицы.
В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 вышеуказанного закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 вышеназванного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закон. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.
Таким образом, суд приходит к выводу что именно в связи с выявленными нарушениями Кирово-Чепецкой городской прокуратурой по результатам проведенной проверки 20.08.2020 в адрес директора КОГКУ «Центр занятости населения Кирово-Чепецкого района» внесено законное и обоснованное представление об устранении нарушений требований законодательства о занятости населения.
Обжалуемое представление от 20.08.2020 вынесено по результатам проведенной проверки и подписано уполномоченным должностным лицом, не содержит пороков по форме и содержанию, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Требования прокурора о соблюдении положений законодательства о занятости населения соответствуют положениям статьи 1, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Кировского областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения Кирово-Чепецкого района к Кирово-Чепецкой городской прокуратуре, Кировской областной прокуратуре, заместителю Кирово-Чепецкого городского прокурора Тихановскому В.Д. о признании недействительным представления прокурора – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий: О.А.Романова
Мотивированное решение изготовлено 05.11.2020 г.