Дело № 2-4526 (2017)
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
29 ноября 2017 года Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой Л.В.
при секретаре Аверкиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марьинской сельской администрации Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Марьинская сельская администрация Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, ссылаясь РЅР° то, что 17 марта 2017 РіРѕРґР° судебным приставом –исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РЅР° основании решения СЃСѓРґР° было возбуждено исполнительное производство в„–13774/16/32033-РРџ РІ отношении Марьинской сельской администрации Рѕ возложении обязанностей РїРѕ устранению нарушений законодательства РІ сфере безопасности гидротехнических сооружений, возложении обязанности РїРѕ определению расчета вероятностного вреда РІ соответствии СЃ РџРѕСЂСЏРґРєРѕРј определения размера, который может быть причинен Р¶РёР·РЅРё, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, физических Рё юридических лиц РІ результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного РІ Рї. Марьинка Комаричского района Брянской области, Р° также обязанность РїРѕ разработке правил эксплуатации указанного гидротехнического сооружения, расположенного РїРѕ адресу: Рї. Марьинка, Комаричкого района Брянской области. Р’ рамках указанного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам Моисеенковой Рћ.Рђ. вынесено постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 рублей. Марьинская сельская администрация предприняла РІСЃРµ действия для скорейшего исполнения решения СЃСѓРґР°: были неоднократно направлены РїРёСЃСЊРјР° РІ адрес главы Комаричской районной администрации СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ выделить денежные средства РІ целях исполнения решения СЃСѓРґР°, были заключены РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° проведение соответствующих работ, направлены РїРёСЃСЊРјР° Рѕ согласовании Правил Рё размера вреда. Марьинская сельская администрация является бюджетной организацией, финансируемой РёР· средств бюджета РІ соответствии СЃ бюджетной классификацией РЅР° соответствующий РіРѕРґ.
Ссылаясь РЅР° требования Федерального закона РѕС‚ 02 октября 2007 в„–229-ФЗ «Об исполнительном производстве», истец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ освободить Марьинскую сельскую администрацию Комаричского района Брянской области РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 рублей, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РѕС‚ 21.03.2017 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„– 13774/16/32033-РРџ.
Р’ судебном заседании представитель Марьинской сельской администрации Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области Давыдов Рђ.Рђ. уточнил заявленные требования. РџСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ снизить размер исполнительского СЃР±РѕСЂР°, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РѕС‚ 21.03.2017 РіРѕРґР°.
Судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РІ судебное заседание РЅРµ явился. Уведомлены надлежащим образом. Представлены материалы исполнительного производства.
Представитель Брянской природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился. Уведомлен надлежащим образом. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Рассмотрение требований оставлено на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Судом установлено, что решением Комаричского районного суда Брянской области от 01 июня 2015 года был удовлетворен иск Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц – жителей Комаричского района к Марьинской сельской администрации о возложении обязанностей определить расчет вероятного вреда в соответствии с Порядком определения размера, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного в д. Бочарово, Комаричского района Брянской области, и разработать правила эксплуатации указанного гидротехнического сооружения.
РќР° основании исполнительного листа (1) в„–001154689 РѕС‚ 03.07.2015, выданного Комаричским районным СЃСѓРґРѕРј РїРѕ делу в„–2-189/2015 РѕС‚ 03.07.2015, РЅР° предмет исполнения: РёРЅРѕР№ РІРёРґ исполнения неимущественного характера РІ отношении должника Марьинской сельской администрации Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области, было возбуждено исполнительное производство в„–13773/16/32033-РРџ РѕС‚ 17.03.2016 РіРѕРґР°.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 дней, получена должником 25 марта 2016 года.
Данное постановление администрацией не обжаловалось, требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнено.
Судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Моисеенко О.А. 25 августа 2016 года должнику было направлено официальное предупреждение о последствиях неисполнения решения суда, предоставлен срок до 22 сентября 2016 года исполнить решение Комаричского районного суда Брянской области по делу №2-189/2015 от 01 июня 2015 года.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В связи с неисполнением требований, изложенных в исполнительном документе, 21.03.2017 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Брянской области было вынесено постановление о взыскании с должника Марьинской сельской администрации Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Р’ соответствии СЃ С‡. С‡. 1,2,3 СЃС‚.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации РІ размере пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Как следует РёР· материалов исполнительного производства в„–13773/16/32033-РРџ РѕС‚ 17.03.2016 РіРѕРґР°, Марьинская сельская администрация Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области неоднократно обращалась РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ представлении отсрочки исполнения решения Комаричского районного СЃСѓРґР° Брянской области. Р’ удовлетворении данных заявлений Комаричским районным СЃСѓРґРѕРј Брянской области СЃСѓРґРѕРј было отказано.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно разъяснениям, содержащимся РІ постановлении Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 50 "Рћ применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства", РїСЂРё применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ РѕР± освобождении должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° судам следует исходить РёР· того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (РїСѓРЅРєС‚ 3 статьи 401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° (РїСѓРЅРєС‚ 75). РџРѕ смыслу части 1 статьи 112 Закона в„– 229-ФЗ исполнительский СЃР±РѕСЂ обладает свойствами административной штрафной санкции, РїСЂРё применении которой РЅР° должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства (РїСѓРЅРєС‚ 78).
При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 июля 2001г. № 13-П в ч.4 указал, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст. 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Как следует из материалов дела, письмом Главы администрации Комаричского района от 20.07.2015 г. за №2545-п на ходатайство должника (истца) о выделении денежных средств в размере 180 000 рублей сообщено, что в бюджете муниципального района на 2015 год не предусмотрены денежные средства на содержание ГТС, так как содержание ГТС относится к вопросам местного значения сельских поселений. В настоящее время в связи с невыполнением кассового плана по поступлению доходов в бюджет муниципального района Администрации Комаричского муниципального района не имеет возможности выделить денежные средства в сумме 180 000 рублей на выполнение расчета вероятного вреда по решению суда.
Судом установлено, что Марьинской сельской администрации были приняты следующие меры по исполнению решения суда по делу №2-189/2016: заключен договор №33 от 12.09.2016 года с ООО «Брянскцентрвод» о проведении расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда нижнего в д. Бочарово Комаричского района Брянской области». Стоимость работ по договору составляет 57 761 рубль (п. 2.1 договора). Заключен договор №10 от 13 марта 2017 с ООО «Брянскцентрвод» о разработке правил эксплуатации гидротехнических сооружений пруда нижнего в д. Бочарово Комаричского района Брянской области». Стоимость работ определена на основании сметных норм и расценок по местному расчету составляет 60 497 рублей.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РѕС‚ 13 сентября 2017 РіРѕРґР° исполнительное производство в„–13773/16/32033-РРџ, окончено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ исполнением требований исполнительного документа.
В соответствии с ч. 7 ст. 47 Закона N 229-ФЗ одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.
Постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РѕС‚ 18 сентября 2017 РіРѕРґР° РЅР° основании исполнительного документа Постановления судебного пристава – исполнителя в„–32033/17/6986 РѕС‚ 21.03.2017 РіРѕРґР°, выданного органом: РњР Рћ РїРѕ РћРРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РїРѕ делу в„–32033/17/6986, вступившему РІ законную силу 21.03.2017 Рі., предмет исполнения: исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 50 000 рублей, РІ отношении должника Марьинской сельской администрации Марьинского сельского поселения Комаричского муниципального района Брянской области, возбуждено исполнительное производство в„–10653/17/32033-РРџ.
Учитывая изложенные обстоятельства, объем исполнения судебного акта и исполнительного документа, степень вины должника в неисполнении исполнительного документа, связанного с отсутствием бюджетного финансирования, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с истца, на одну четвертую часть (12500 рублей) - до 37 500 рублей.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования о снижении размера исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Марьинской сельской администрации Комаричского района Брянской области Рє Межрайонному отделу судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РѕР± уменьшении исполнительского СЃР±РѕСЂР°, удовлетворить.
Уменьшить Марьинской сельской администрации Комаричского района размер исполнительского СЃР±РѕСЂР°, взыскиваемого РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам РѕС‚ 21 марта 2017 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„–10653/17/320033-РРџ РґРѕ 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.12.2017 года.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р’. РЎСѓС…РѕСЂСѓРєРѕРІР°