УИД- 04RS0015-01-2024-000327-97
Решение в окончательной форме принято 21 октября 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пгт.Таксимо 21 октября 2024 года
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Замбаловой О.Н.,
при секретаре Кислюковой Л.В.,
с участием представителя истца прокурора Муйского района Республики Бурятия Корнева А.Г., представителя ответчика по доверенности ООО «Икибзяк» Жернаковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-233/2024 по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Икибзяк» о возложении обязанности сформировать общий нормативный запас топлива,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Муйского района, обращаясь в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ООО «Икибзяк» просит возложить обязанность на ответчика сформировать общий нормативный запас топлива в размере 9416 тонн бурого угля на котельных п.Таксимо, Муйского района Республики Бурятия. Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проверки установлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившиеся в неформировании общего нормативного запаса топлива на котельных п.Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия.
Определением суда принят отказ от исковых требований представителя истца в части требований об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Представитель истца Корнев А.Г. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил исковые требования в оставшейся части удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Жернакова Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что на период 21.10.2024г. запас топлива на котельных п.Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия составил 4617,85 рублей. Кроме того, на станции Тайшет находится 46 вагонов угля это примерно 3220 тонн,17 вагонов угля это 1156 тонн прибыло 21.10.2024г. в п.Таксимо, но не отгружено на площадки.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Муйский район» Грынык О.А. не явились, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ, при данной явке.
Выслушав представителя стороны, изучив представленные материалы, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании пункта 5 статьи 20 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду источников тепловой энергии осуществляется в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В силу пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №1701 следует, что контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пунктов 2.6.10, 2.6.13 указанных Правил готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого – в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), т.е. бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, установленных настоящими Правилами.
На основании подпункта «а» пункта 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, что также закреплено части3 статьи 541 ГК РФ, согласно которой потребитель вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В соответствии пункта 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 №377 (далее Порядок), установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запас (далее НЭЗТ).
В силу пункта 1 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
На основании пункта 19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
Согласно таблице 1 п.20 Порядка для твердого топлива, доставляемого автомобильным транспортом, ННЗТ рассчитывается на 7 суток, а доставляемого железнодорожным транспортом на 14 суток.
Согласно пункта 21 Порядка для расчета НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток. Общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом, составляет 59 суток.
На основании пункта 15 Порядка ОНЗТ определяются не позднее 01 октября года, предшествующего планируемому. Обязанность сформировать нормативный запас топлива (сумма объемов ННЗТ и НЭЗТ) обусловлена конкретной датой 01 октября каждого года.
Согласно пункту 11.9 Приказа Минэнерго РФ № 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Согласно пункту 3 Приказа Минэнерго РФ № 377 ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
В силу пункта 11 Приказа Минэнерго РФ № 377 НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Из материалов дела следует, что между администрацией МО «Муйский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Икибзяк», на территории п. Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению населению осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Икибзяк» (далее – ООО «Икибзяк»), эксплуатирующим источники тепловой энергии (котельные) 30.06.2017г. заключено концессионное соглашение №01. В силу пункта 2.3 концессионного соглашения, концессионер обязан обеспечивать использование (эксплуатацию) объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов теплоснабжения п. Таксимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а именно теплоснабжение с использованием объекта концессионного соглашения и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия Концедента в течение срока действия концессионного соглашения. Согласно пункту 6.3 концессионного соглашения концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленный законодательством Российской Федерации. На основании изложенных норм действующего законодательства, а также условий концессионного соглашения обязанность по созданию нормативного запаса топлива возложена на ресурсоснабжающую организацию ООО «Икибзяк».
Исходя из абзаца 11 подпункта 11 пункта 13 Приказа Минэнерго РФ № 103 одним из критериев оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду является в том числе наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.
Приказом министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 28.06.2023 №06-пр 120/23 «Об утверждении нормативов запасов топлива» на источники тепловой энергии ООО «Икибзяк» установлен ННЗТ – 0,675 тонн бурого угля, НЭЗТ – 8741 тонн бурого угля, общий нормативный запас топлива – 9416 тонн бурого угля.
Распоряжением главы – руководителя администрации МО «Муйский район» № 414 от 13.09.2024г. «О начале отопительного сезона 2024-2025 гг. на территории п. Таксимо» отопительный период 2024-2025 начат 16.09.2024г.
Из договора № ТУГН – 24/1782С о поставке энергетических углей от 25.09.2024г. заключенный между ООО «Икибзяк» (заказчик) и Акционерного общества «Разрез Тугнуйский» (поставщик) следует, что поставщик обязуется поставить в обусловленные договором сроки энергетические угли 40390 тонн с сентября 2024г. по 30.04.2025г. в соответствии с графиком поставки.
Из технического задания на поставку энергетического угля марки ЗБР к договору поставки энергетических углей от 25.09.2024г. №ТУГН – 24/1784С следует, что согласно графика объема поставки угля за 2024-2025г.г.: сентябрь – 3000 тонн, октябрь - 8000 тонны; ноябрь – 8000 тонн, декабрь – 7480 тонн; 2025 г. январь – 6000 тонн; февраль – 3990 тонн; март – 3010 тонн; апрель – 910 тонны, итого 40390 тонны.
Из ответа ООО «Икибзяк» от 21.10.2024г. следует, что на период 21.10.2024 запас 4617,85 тонн угля при среднесуточной температуре воздуха – 20 градусов и нормативном расходе угля при температуре (198тонн), запас – на 23 дня.
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Муйского района Республики Бурятия проверки выявлены следующие нарушения: по состоянию на 02.10.2024г. запас угля на котельных ООО «Икибзяк» в п. Таксимо составил 952 тонны. Кроме того, на 21.10.2024г., как следует из материалов дела запас топлива – угля на котельных п.Таксимо составляет 4617,85 тонн. Тогда как общий нормативный запас топлива ООО «Икибзяк» не сформирован, что противоречит требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 4.1.1. Приказа Минэнерго РФ № 115, пункта 11.9 Приказа Минэнерго РФ № 115, пунктов 3,11 Приказа Минэнерго РФ № 377.
ООО «Икибзяк» требования федерального законодательства в части обеспечения общего нормативного запаса топлива на котельной п. Таксимо нарушило. Не формирование общего нормативного запаса топлива на котельной п. Таксимо не отвечает требованиям надежной и стабильной работы котельной, обеспечения плановой выработки тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива, установленных пунктом 11 Приказа Минэнерго РФ № 377, способно повлечь неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровья населению п. Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия в случае приостановки теплоснабжения вследствие отсутствия угля.
Таким образом, необеспечение общего нормативного запаса топлива создает угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц, проживающих на территории поселка, на бесперебойное теплоснабжение потребителей, гарантированных статьей 3 Федерального закона №190-ФЗ, на охрану жизни и здоровья, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В целях защиты прав неограниченного круга лица, проживающих на территории п. Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия ООО «Икибзяк» обязано сформировать общий нормативный запас топлива, то есть исполнить обязанность в натуре.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является исполнение обязанности в натуре.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9416 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░