Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2015 ГОДА Советский районный суд г. Ростова н\Д в составе: председательствующей судьи Тиракьянц Т.И., при секретаре Разогреевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробенко К.Л. к Администрации <адрес>, МКУ отдел образования <адрес> о восстановлении пропущенного срока, признании нуждающимся, обязании включить в списки граждан из числа детей-сирот,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с настоящим иском, сославшись на то, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители мать - Коробенко Л.М. и отец - Коробенко Л.Е. были лишены родительских права по решению Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Коробенко К. Л. была учреждена опека, но в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна над несовершеннолетним, его опекун Бирюкова С.А., Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была отстранена от исполнения обязанностей опекуна, исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка.
Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Коробенко К. Л. был определен в детское государственное учреждение (детский <адрес>).
Постановлением главы администрации <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за Коробенко К. Л. было сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
После окончания пребывания Коробенко К. Л. в детском доме в середины ДД.ММ.ГГГГ г. в отношение него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражей. В последствии был вынесен приговор Железнодорожным районным судом <адрес>-на-дону с отбыванием наказания в исправительной колонии № по <адрес>.
Отбывая наказание в исправительной колонии № №, Коробенко К. Л. письменно обращался в <адрес>, МКУ «Отдел образования <адрес> <адрес>», в Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, в Аппарат Общественной палаты РФ с заявлениями о необходимости включения его в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На все свои обращения Коробенко К. Л. получал ответ, что гражданин достигший 23 лет утрачивает право, закрепленное в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159- ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Ст. 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 1 ФЗ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Аб. 3 п. 4 ст. 8 ФЗ № предусматривает, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Согласно п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее -учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствие с Положением «О регулировании жилищных отношений на территории <адрес>», утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма для признания гражданина нуждающимся установлена 10 и менее квадратных метров общей площади на 1 человека.
Следовательно, Коробенко К. Л. является нуждающимся в жилом помещении, и согласно ЖК РФ, ФЗ № 159, ему полагается предоставление специализированного жилого помещения по договору социального найма.
Согласно, ФЗ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Коробенко К. Л. мог обратиться за предоставлением жилого помещение только в возрасте с 18 до 23 лет.
Однако, Коробенко К. Л. не смог воспользоваться своими правами в полном объеме, поскольку он был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебном заседании истец не принимал участи, в его отношении дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ,
Его представитель Бурдина В.Н. по доверенности в деле поддержала изложенное в иске, с учетом уточнения исковых требований просила суд восстановить пропущенный срок для обращения с заявление о предоставлении специализированного жилья, также просила суд признать Коробенко К.Л. нуждающимся в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать МКУ «Отдел образования <адрес> <адрес> включить Коробенко К.Л. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади.
Представитель ответчика МКУ «Отдела образования <адрес> <адрес> н\Д Казачкова О.И. по доверенности в деле возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что в период времени с 18 до 23 лет истец ни разу не обратился в <адрес> <адрес> н\Д с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей сирот или детей оставшихся без попечения родителей.
<адрес> <адрес> н\Д Погорелова А.С. по доверенности в деле также не признала исковые требования, указала суду, что все обращения о включении в список подлежащих обеспечению жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были им поданы после достижения 23-летнего возраста.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не видит оснований для удовлетворения поданного иска.
Истец Коробенко К.Л. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Соответственно совершеннолетие наступило ДД.ММ.ГГГГ года, 23 летний возраст наступил ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент достижения заявителем 23-летнего возраста), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) внеочередному обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма подлежали дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В связи с чем суд полагает необходимым рассмотреть причины, приведшие к тому, что истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель истца указала, что впервые истец обращался с заявлением о постановке на учет уже после ДД.ММ.ГГГГ, однако истцом ДД.ММ.ГГГГ года, то есть наступления 23 летнего возраста было написано заявление на имя уполномоченного по правам человека в <адрес> с просьбой оказать содействие в решении вопроса о постановке на квартирный учет. Данное заявление было рассмотрено, и аппаратом Уполномоченного по правам человека в <адрес> было передано на рассмотрение в <адрес> <адрес> н\Д. При этом в письме был поставлен вопрос об оказании содействия именно в отмене постановления Главы <адрес> <адрес> н\Д «о сохранении права за истцом на жилое помещение», а не о постановке его на квартирный учет как нуждающегося. Истцу Администрацией <адрес> н\Д был направлен ответ, где ему было разъяснено его право на обращение в <адрес> <адрес> н\Д с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. С необходимостью предоставления пакета документов. Что касается законности вынесенного постановления о сохранении за ним права на жилое помещение в <адрес> в <адрес> н\Д, то в этой части было указано об отсутствии оснований для отмены постановления.
Оценивая данное заявление, адресованное не компетентному органу, а также с учетом ответа заявителю с разъяснением его прав на подачу заявления и предоставления всех необходимых документов, суд полагает, что соответствующих заявлений в орган местного самоуправления истец до достижения им 23 летнего возраста не подавал.
Суд также отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, являются следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как установлено судом, перечисленные причины в рассматриваемом случае отсутствуют несмотря на разъяснение истцу его прав, он с заявлением в орган местного самоуправления своевременно не обратился. Тот факт, что истец с ноября ДД.ММ.ГГГГ находился в местах лишения свободы, в качестве уважительной причины судом не может быть расценено, поскольку это обстоятельство не мешало ему направить соответствующее заявление по почте.
То обстоятельство, что за истцом постановлением главы администрации <адрес> <адрес> н\Д сохранено право на жилое помещение, где на каждого зарегистрированного в нем приходится жилой площади менее учетной норма, правового значения ни при разрешении заявления, если бы оно было подано своевременно в орган местного самоуправления, ни при разрешении дела судом не имеет.
С учетом всех изложенных судом обстоятельств в их совокупности, суд полагает, что исковые требования истца не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░\░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 25.06.2015 ░░░░.
░░░░░