УИД 39RS0002-01-2023-005911-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,
при помощнике судьи Ишхнели Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к ОСФР по Калининградской области о включении периода работы и службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера, перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
П. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в его обоснование, что с < Дата > является получателем страховой пенсии по старости, однако в страховой стаж при назначении не включены периоды работы с < Дата > по < Дата > в ППК «Совиинтерконтакт-Агросервис» в связи с тем, что запись в трудовой книжке оформлена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек и не заверена подписью должностного лица и печатью организации, и период с < Дата > по < Дата > в ДФППК «Совинтерконтакт-Агросервис» (работа помощником капитана в резерве), в связи с отсутствием сведений об оплате за этот период. Также истец указывает, что в период с < Дата > по < Дата > проходил службу в частях военно-морского флота, дислоцировавшихся в < адрес > и Кронштаде и полагал, что это период подлежит включению в северный стаж.
Указывая на наличие с учетом включения указанных периодов 15 летнего трудового стажа на территории районов Крайнего Севера, истец полагал, что имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и применение повышенного отношения заработка.
Просил суд обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с < Дата > по < Дата >, с < Дата > по < Дата >, период прохождения службы в частях военно-морского флота с < Дата > по < Дата >. В судебном заседании уточнил заявленные требования, просил также признать право на пенсию с 2006 года с момента достижения возраста 60 лет и произвести перерасчет пенсии с учетом включения северного стажа с 2006 года.
В судебном заседании истец П. поддержал заявленные требования с учетом уточнения в полном объеме, просил удовлетворить. Суду пояснил, что он намеренно отработал в районах Крайнего Севера 15 лет, хотел получить льготы. В резерве без оплаты не находился, продолжать работать рабочим и получать заработную плату. На иждивении находились трое детей и жена, поэтому не мог себе позволить не работать. Просил обратить внимание, что запись в трудовой книжке о резерве выполнена одновременно с записью об увольнении.
Представитель ОСФР по Калининградской области Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец П., < Дата > года рождения с < Дата > является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При назначении пенсии в страховой стаж пенсионным органом не включены периоды работы в ППК «Совиинтерконтакт-Агросервис» с < Дата > по < Дата > в связи с тем, что запись в трудовой книжке оформлена с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек и не заверена подписью должностного лица и печатью организации, и период с < Дата > по < Дата > в ДФППК «Совинтерконтакт-Агросервис» (работа помощником капитана в резерве), в связи с отсутствием сведений об оплате за этот период.
Также истцу пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера не засчитан период прохождения военной службы с < Дата > по < Дата >.
С данной позицией ответчика истец П. не согласен, в связи с чем, обратился в суд.
Рассматривая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии повышается на 50 % от суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у мужчин страхового стажа 25 лет и стажа в местностях Крайнего Севера 15 лет независимо от места жительства и возраста гражданина.
Положения указанной нормы являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренной вышеназванной статьей является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Другим условием является наличие необходимой продолжительности страхового стажа.
Действительно, в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Вместе с тем, несмотря на то, что как в п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так и в ч.4 ст. 17 этого же Федерального закона указывается на наличие 15 лет специального (так называемого «северного» стажа) и 25 лет страхового стажа (для мужчин), порядок подсчета страхового и специального стажа по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для определения права на досрочное назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчета страхового и специального стажа по ч.4 ст. 17 названного Федерального закона для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются общие положения ст.ст. 11 и 12 названного закона, где перечислены периоды работы и иные периоды, подлежащие включению в страховой стаж. Однако одновременно применяются и положения ч.8 ст. 13 этого же Федерального закона, согласно которым периоды
работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), но только в целях определения права на страховую пенсию.
Право же граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму – ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом ч.1 ст. 18 этого же Федерального закона установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, подсчет страхового стажа для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» осуществляется только на основании ст.ст. 11 и 12 названного закона, где перечислены периоды работы и иные периоды, подлежащие включению в страховой стаж, то есть подсчет страхового стажа осуществляется в соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитываются только в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона (пункт 1 часть 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ).
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
К периодам трудовой деятельности, имевшим место до 1 января 1992 года, могут быть применены нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В силу вышеприведенного законодательства военная служба могла быть включена в стаж РКС и МКС в том случае, если военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей.
С учетом вышеприведенного нормативно-правового регулирования суд приходит к выводу о том, что период действительной военной службы П. в должности командира малого противолодочного корабля 12 отдельного дивизиона противолодочных кораблей военно-морской базы флота с < Дата > по < Дата > не относится к службе по призыву, в связи с чем правовые основания для включения указанного периода в северный стаж отсутствуют.
Что касается требований истца о включении в страховой стаж периодов работы с < Дата > по < Дата > и с < Дата > по < Дата > в «Совинтерконтакт-Агросервис» суд приходит к следующему.
Установлено, что при исчислении страхового и северного стажа пенсионным органом не учтены указанные периоды работы, так как данная запись в трудовой книжке выполнена с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от < Дата > №, а период нахождения в резерве не подтверждается получением заработной платы.
Суд принимает во внимание, что в трудовой книжке истца имеется запись № от < Дата > о приеме на работу в ПКК «Совинтерконтакт-Агросервис» рабочим (расп. 77 от < Дата >), < Дата > уволен в связи с реорганизацией предприятия п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР (расп. 14 от < Дата >), далее имеется запись № от < Дата > о приеме в ДФПКК «Совинтерконтакт Агросервис» - рабочим (пр. №к от < Дата >), данная запись скреплена печатью организации; < Дата > сделана запись о переводе ст. помощником капитана в резерве (Пр. №к от < Дата >); < Дата > – уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР (собственное желание – пр № к от < Дата >
Согласно оттиска печати работодателем являлась ДФПКК «Совинтерконтакт Агросервис» Дальне-восточный филиал < адрес >, место расположения данной организации < адрес >.
Согласно информации Архивного отдела Мэрии города Магадана от < Дата >, в базе данных мэрии < адрес > по регистрации юридических лиц и предпринимателей до 2003 года содержится информация о филиале предприятия «Совинтерконтакт-Агросервис», зарегистрированного решением исполнительного комитета Магаданского городского Совета народных депутатов от < Дата > №.
Управлением Федеральной налоговой службы по Магаданской области в адрес суда представлены документы: копия решения от < Дата > № «О регистрации Положения о Дальневосточном филиале Производственно-коммерческого кооператива «Совинтерконтакт-Агросервис», в котором указано местонахождение: < адрес >; копия письма от < Дата > № об изменении его местонахождения с < Дата >: < адрес >.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. N 1029 с последующими изменениями, г. Магадан Магаданской области относится к районам Крайнего Севера.
Таким образом, суд находит установленным факт расположения организации работодателя в городе Магадан, который относится к районам Крайнего Севера.
Анализ представленных документов, подлинной трудовой книжки позволяет сделать вывод о том, что записи № (об увольнении в связи с реорганизацией) и 11 (о приеме в организацию с новым названием) сделаны одномоментно, заполнены одним подчерком, одним цветом чернил и скреплены печатью работодателя, а также учитывая то, что эти записи содержат сведения о переводе, а не об увольнении в какую-то другую организацию, то совокупность данных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что спорный период работы с < Дата > по < Дата > подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Рассматривая требования истца о включении периода работы с < Дата > по < Дата > ДФППК «Совинтерконтакт-Агросервис, суд приходит к выводу, что данный период работы также подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
То обстоятельство, что в организации не сохранились и переданы в архив первичные документы, которые могли бы подтвердить нахождение именно в платном резерве, не может влиять на пенсионные права истца, умалять его конституционные права.
Оценивая доводы истца об обязании ответчика признать право на назначение пенсии и произвести перерасчет с момента достижения возраста 60 лет с 2006 года, суд приходит к следующему.
Истец, уточнив настоящий иск, в судебном заседании указал, что он обращался в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии с 2001 года, ему обещали проверить документы и назначить пенсию, однако пенсию назначили лишь с 2008 года.
Судом исследовано пенсионное дело №, которое содержит заявление истца о назначении пенсии от < Дата >, заявления более ранней даты не имеется.
Принимая во внимание, что назначение пенсии носит заявительных характер, доказательств, подтверждающих обращение в пенсионный орган и отказ в назначении пенсии ранее 2008 года суду не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании произвести перерасчет с 2006 года.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии, а равно как и право, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии. Однако в данной части суд не может согласиться с позицией истца об обязании произвести перерасчет с момента обращения за пенсией в 2006 году и полагает возможным обязать пенсионный орган произвести перерасчет пенсии с учетом включения спорных периодов работы в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истец обратился в суд, с < Дата >.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования П. удовлетворить в части.
Обязать ОСФР по Калининградской области включить П. (СНИЛС: №) в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период работы с < Дата > по < Дата > в ППК «Совинтерконтакт-Агросервис» и с < Дата > по < Дата > в ДФППК «Совинтерконтакт-Агросервис».
Обязать ОСФР по Калининградской области произвести перерасчет страховой пенсии П. с < Дата >.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья И.Л. Ивонинская
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2024 года.