Дело №33-3072/2024 год Докладчик Сергеева С.М.
Дело №2-809/2024 (1 инст.) Судья Изохова Е.В.
УИД: 33RS0002-01-2023-006073-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Глебовой С.В.
и судей Сергеевой С.М. и Афанасьевой К.Е.
при секретаре Яблоковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. **** 15 августа 2024 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Региональной правозащитной общественной организации «Владимирский центр помощи и защиты» на решение Октябрьского районного суда г. **** от 11 апреля 2024 г., которым постановлено:
Иск РПОО «Владимирский центр помощи и защиты», действующей в интересах неопределенного круга потребителей, к ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», АО «Газпром газораспределение» и его генеральному директору Конышеву А.В., Администрации Губернатора **** ****, Главному федеральному инспектору по **** **** Мамееву С.С. о признании действий противоправными и обязании прекратить противоправные действия- оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью Газпром межрегионгаз Владимир» Ереминой Е.И., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Региональная правозащитная общественная организация «Владимирский центр помощи и защиты» (далее-РПОО «Владимирский центр помощи и защиты»), действующая в интересах неопределенного круга потребителей, обратилась в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», АО «Газпром газораспределение» и его генеральному директору Конышеву А.В., администрации **** ****, Главному федеральному инспектору по **** **** Мамееву С.С. о признании действий противоправными и обязании прекратить данные действия.
С **** в соответствии с Указом Губернатора **** от **** **** «Об органах исполнительной власти Владимирской области» указанная истцом в качестве ответчика Администрация **** **** (ИНН ****) (л.д.17) переименована в Администрацию Губернатора ****.
В обоснование иска указано, что ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» многие годы для расчетов ежемесячного размера оплаты потребителями за газ использует нормативные акты администрации ****, которые не опубликованы для всеобщего сведения на официальном печатном СМИ региона- газете «**** ведомости». При отсутствии оплаты потребителями по такому расчету ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» незаконно, с нарушением установленной процедуры, дает своему партнеру АО «Газпром газораспределение» распоряжение на приостановление подачи газа, который иногда вместо приостановления отключает/отрезает этого потребителя от газоснабжения. В **** года отключили 612 потребителей области, в том числе одиноких пенсионеров с двухмесячным долгом около 1000 руб. Такое отключение с последующим подключением (земляные, сварочные, асфальтированные работы)- это дополнительный убыток потребителя на сумму, исчисляемую десятками тысяч рублей, без какого-либо договора с АО «Газпром газораспределение». ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» постоянно применяет незаконные нормативные акты в своих расчетах для потребителей о размере и ежемесячной оплаты за газ; отдает распоряжения о приостановлении подачи газа потребителям на основании их незаконных расчетов. АО «Газпром газораспределение» постоянно отключает/отрезает потребителей от газоснабжения по незаконным распоряжениям ООО «Газпром межрегионгаз Владимир». Гендиректор Конышев А.В. руководит и ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» и АО «Газпром газораспределение», нарушая запрет, установленный ч.3 ст.15 Конституции РФ, при произведении расчетов ежемесячного размеры оплаты потребителем за газ. Администрация Губернатора **** **** уже много лет нарушает требование ч.3 ст.15 Конституции РФ об опубликовании своих нормативных актов, затрагивающих обязанности, права и свободы человека официально для всеобщего сведения, для чего им финансируется региональное печатное СМИ- газета «**** ведомости». Главный федеральный инспектор по **** **** Мамеев С.С. в своей работе не осуществляет надлежащий контроль за нормотворческой деятельностью Правительства **** ****. Все ответчики незаконно действуют/бездействуют в нарушение положений Конституции РФ. Ссылаясь на положения ч.3 ст.15, ч.2 ст.8, ст.35 Конституции РФ просил удовлетворить исковые требования.
Представитель истца- РПОО «Владимирский центр помощи и защиты» для защиты прав неопределенного круга потребителей в судебные заседания не являлся по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом. Сведений о наличии уважительных причин, препятствующих явке представителя в судебные заседания, не представлено.
Представители ответчиков- ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», АО "Газпром газораспределение", ответчик- генеральный директор Конышев А.В. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили письменные возражения на требования истца, просили суд в иске отказать.
Представитель ответчика- Администрации Губернатора **** в судебное заседание не явился. Суду представлены письменные возражения на иск, где указано, в том числе, что Администрация Губернатора **** не является надлежащим ответчиком по делу.
Ответчик- Главный федеральный инспектор по **** аппарата полномочного представителя Президента РФ в **** в суд своего представителя не направил. Письменных ходатайств, отзыва на иск РПОО «Владимирский центр помощи и защиты» суду не представлено.
Представители третьих лиц- Правительства ****, Государственной жилищной инспекции администрации **** ****, Управления Роспотребнадзора по ****, Министерства государственного регулирования цен и тарифов **** в суд не явились, представив письменные отзывы на иск РПОО «Владимирский центр помощи и защиты».
Из письменного отзыва Правительства **** следует, что истцом не приведены обстоятельства, обосновывающие заявленные требования, иск не содержит указания на конкретные нормативные правовые акты области, в отношении которых, по мнению истца, была нарушена процедура опубликования. Просили в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
РПОО «Владимирский центр помощи и защиты» принесена апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного. Указано, что судья при рассмотрении дела не исполнил своих обязанностей, предусмотренных ст.ст.12, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, нарушил положения ст.ст.19, 32 Конституции РФ, нарушил присягу судьи. Нормативные акты должны публиковаться в печатных средствах массовой информации. Суд не указал, в связи с чем отверг доказательства, приложенные к иску. Истцу не направлялись документы, направляемые в адрес суда.
В суд апелляционной инстанции представитель истца, представители ответчиков- ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», АО "Газпром газораспределение", Администрации Губернатора **** ****, ответчики- генеральный директор Конышев А.В., Главный федеральный инспектор по **** **** аппарата полномочного представителя Президента РФ в **** Мамеев С.С., представители третьих лиц- Правительства **** ****, Государственной жилищной инспекции администрации **** ****, Управления Роспотребнадзора по **** ****, Министерства государственного регулирования цен и тарифов **** ****, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Заявлений об отложении слушания дела от них не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69- ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
В силу ч.2 ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст.ст.539, 540 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктами 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 (далее- Правила).
Согласно п.21 Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Пунктом 23 Правил определено, что поставщик газа вправе, в том числе, приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа, а также осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в п.п.28, 30 и 31 данных Правил, к которым относятся повреждение целостности пломбы на приборе учета газа, возникновение неисправности прибора учета газа, демонтаж прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт, не представление абонентом поставщику газа сведений о показаниях прибора учета газа.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» начисляет на территории **** **** плату за газоснабжение жилых помещений, исходя из нормативов потребления газа, установленных постановлением Администрации **** **** от **** **** «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты области» (л.д.71).
Указанным документом установлены следующие значения нормативов потребления газа: для приготовления пищи (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой)- 9,5 куб. м на человека в месяц, для подогрева воды (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) - 15,7 куб. м на человека в месяц, многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) - 6,0 куб. м на человека в месяц, для отопления жилых помещений (многоквартирные и жилые дома) - 8,0 куб. м на кв. м общей площади жилых помещений в месяц. В многоквартирных домах, имеющих индивидуальное (поквартирное) отопление, и жилых домах, в которых после окончания отопительного периода не производится отключение поставщиком газа в летний период отопительного прибора, используется расчетная величина дополнительного расхода газа на отопление в размере 1,5 куб. м на кв. м общей площади жилых помещений в месяц (Приложение №1) (л.д.72).
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ, подпунктом «а» пункта 21 Правил поставки газа установлена обязанность абонента, использующего природный газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд, оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги (в том числе, за услугу газоснабжения) вносится гражданином ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу п.45 Правил поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента, в том числе в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
В случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией. Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа (п. 48 Правил).
Часть 3 статьи 36 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации” предусматривает, что нормативные правовые акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах указанных органов в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Официальным опубликованием нормативного правового акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем субъекте Российской Федерации, или в официальном сетевом издании либо на "Официальном интернет- портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).
Согласно ст.4 Закона Владимирской области от 12.11.2003 №108-03 «О порядке подписания и обнародования законов Владимирской области, официального опубликования и вступления в силу иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» официальным опубликованием закона, иного нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании- газете «**** ведомости» или в информационно¬ новостном сетевом издании «VEDOM.RU» либо на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Также указы Губернатора области, постановления Правительства, приказы исполнительных органов области, носящие нормативный характер, подлежат размещению на официальных сайтах указанных органов.
В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 27.12.2022 №280 «О реализации Закона Владимирской области от 12.11.2003 №108-03» постановления Правительства, за исключением актов, на которые накладываются ограничения по их распространению, а также распоряжения Правительства, в тексте которых содержится указание «подлежит официальному опубликованию» и (или) «вступает в силу со дня его официального опубликования» подлежат опубликованию на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www. pra vo. go v. ru).
В информационно-новостном сетевом издании «VEDOM.RU» подлежат опубликованию законы области, постановления Законодательного Собрания области, указы Губернатора области и приказы исполнительных органов области и проект областного бюджета.
Следовательно, законодателем установлено, что доведение до сведения неопределенного круга лиц нормативного правового акта допускается не только путем опубликования его в печатном издании, но и посредством размещения его текста в сетевом издании либо на интернет- портале правовой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.03.2012 №8-П отметил, что включение "Официального интернет- портала правовой информации" (www.pravo.gov.ru) в перечень официальных изданий, в которых может состояться официальная публикация закона, обусловлено объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях и позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними с использованием новых информационных технологий.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода» тарифы (цены) на поставляемый населению природный газ подлежит государственному регулированию.
На территории **** области органом регулирования является Министерство государственного регулирования цен и тарифов **** **** (до **** - Департамент государственного регулирования цен и тарифов **** ****).
Орган регулирования своими нормативными правовыми актами устанавливает для регулируемой организации, в данном случае ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» розничные цены на природный газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Так, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов **** **** от **** **** «О розничных ценах на природный газ, реализуемый ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» населению области на хозяйственно- бытовые нужды по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Владимир», ООО «Региональные Газовые системы», ООО «Газ-Гарант», ООО «Газспецстрой» для ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с ****. Данное постановление опубликовано на официальном интернет- портале правовой информации http://pravo.gov.ru, ****; в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru, ****).
Постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов **** **** от **** **** устанавливает для ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» розничные цены на природный газ для населения с **** и признает утратившим силу вышеуказанное проставление органа регулирования (источник публикации: официальный интернет- портал правовой информации http://pravo.gov.ru, ****, сетевое электронное издание http://www.vedom.ru, ****).
Таким образом, постановления (тарифные решения) органа регулирования опубликовывались и опубликовываются в установленном действующим законодательством порядке в информационно- новостном сетевом издании «VEDOM.RU» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В газете «**** ведомости» подлежали официальному опубликованию до 2015 года, с 2015 года в электронном сетевом издании www.vedom.ru.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы истца о незаконности действий/бездействия ответчиков. Истцом не приведены обстоятельства, обосновывающие заявленные требования. Исковое заявление не содержит указания на конкретные нормативные правовые акты области, в отношении которых, по мнению истца, была нарушена процедура опубликования; не содержит конкретных сведений о применении ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» незаконных нормативных актов в расчетах для потребителей их ежемесячной оплаты за газ, а также сведений о незаконных распоряжениях о приостановлении подачи газа потребителям. Истцом не представлены конкретные сведения и факты, доказывающие «постоянное отключение/отрезание АО «Газпром газораспределение» потребителей от газоснабжения на основании незаконных распоряжений ООО «Газпром межрегионгаз Владимир»; не указаны конкретные факты незаконного произведения ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», АО «Газпром газораспределение» и его гендиректором Конышевым А.В. расчетов ежемесячного размера оплаты потребителем за газ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они мотивированы, при правильном применении норм права, регулирующих данные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что судом в адрес истца не направлялись документы, представленные суду ответчиками, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку представитель истца вправе был знакомиться с материалами дела, однако ни в одном судебном заседании он участия не принимал.
Разрешая заявленные требования, суд, вопреки позиции апеллянта, правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения субъективного восприятия спора.
Нарушений, дающих основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. **** от 11 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной правозащитной общественной организации «Владимирский центр помощи и защиты»- без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Глебова
Судьи С.М. Сергеева
К.Е. Афанасьева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.08.2024.
Судья С.М. Сергеева