Решение по делу № 3а-90/2017 от 28.12.2016

3а-90/2017 090а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск

27 февраля 2017 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.,

при секретаре Козиной Е.Я.,

с участием представителя административного истца Игошина В.В. по доверенности Барановской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игошина <данные изъяты> к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации города Красноярска, ООО ТФ "Натали плюс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Игошин В.В. (далее административный истец), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100109:730, 24:50:0100109:757, 24:50:0100109:654 и 24:50:0100109:121, расположенных в Октябрьском районе города Красноярска по ул.Калинина, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация города Красноярска, ООО ТФ "Натали плюс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.

Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных выше земельных участков в размере 8 213 505,28руб., 5 939 988,80руб., 41 084 874,11руб. и 8 860 005,44руб. не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.

Просил об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости, а именно - 2 817 000руб. для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:730, 1 660 000руб. - для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:757, 16 652 000руб. - для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:654 и 2 391 000руб. - для земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:121.

В судебное заседание представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ООО ТФ "Натали плюс" и администрации города Красноярска не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного истца Игошина В.В. - Барановской Е.И., действующую по доверенности, поддержавшую заявленные требования, изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100109:730, 24:50:0100109:757, 24:50:0100109:654 и 24:50:0100109:121, расположенные в Октябрьском районе города Красноярска по ул.Калинина, принадлежат на праве собственности Игошину В.В. (земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100109:730 также принадлежит на праве общей долевой собственности и ООО ТФ "Натали плюс" 2206/4328), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 10, т. 2 л.д. 1, т. 3 л.д. 1, т. 4 л.д. 1).

Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.

Земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0100109:730, 24:50:0100109:757, 24:50:0100109:654 и 24:50:0100109:121 в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.

Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.07.2016, 18.07.2016, 01.08.2016, 18.07.2016 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:730 составляет 8 213 505,28руб., с кадастровым номером 24:50:0100109:757 - 5 939 988,80руб., с кадастровым номером 24:50:0100109:654 - 41 084 874,11руб., с кадастровым номером 24:50:0100109:121 - 8 860 005,44руб. (т. 1 л.д. 11, т. 2 л.д. 2, т. 3 л.д. 2, т. 4 л.д. 2).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:730 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 18.12.2013 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 8 213 505,28руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:757 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 22.11.2011 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 5 939 988,80руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:654 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 24.07.2013 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 41 084 874,11руб.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:121 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 06.06.2016 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 8 860 005,44руб.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке от 19.12.2016 N 155/1-ЗУ/16, N 155/2-ЗУ/16, N 155/4-ЗУ/16 и N 155/3-ЗУ/16, выполненные оценщиком Карелиным О.И., в которых рыночная стоимость объектов оценки с кадастровым номером 24:50:0100109:730 по состоянию на 18.12.2013 составляет 2 817 000руб., с кадастровым номером 24:50:0100109:757 по состоянию на 28.09.2015 составляет 1 660 000руб.; земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:654 по состоянию на 24.07.2013 составляет 16 652 000руб. и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:121 по состоянию на 06.06.2016 составляет 2 391 000руб. (т. 1 л.д. 13-215, т. 2 л.д. 3-200, т. 3 л.д. 3-205, т. 4 л.д. 3-189).Соответствие отчетов требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, полнота и достоверность проведенных расчетов, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком подтверждается положительными экспертными заключениями от 18.11.2016 N 1354/11/016, N 1355/11/016, N 1357/11/016, N 1356/11/016, некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация оценщиков "СИБИРЬ", членом которого является оценщик Рябцев Е.Ю. (т. 1 л.д. 216-231, т. 2 л.д. 201-216, т. 3 л.д. 2051-221, т. 4 л.д. 190-205).

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).

Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Судом исследованы отчеты от 19.12.2016 N 155/1-ЗУ/16, N 155/2-ЗУ/16, N 155/4-ЗУ/16 и N 155/3-ЗУ/16 (т. 1 л.д. 13-215, т. 2 л.д. 3-200, т. 3 л.д. 3-205, т. 4 л.д. 3-189) и установлено, что оформление и содержание отчетов об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительные экспертные заключения от 18.11.2016 N 1354/11/016, N 1355/11/016, N 1357/11/016, N 1356/11/016 (т. 1 л.д. 216-231, т. 2 л.д. 201-216, т. 3 л.д. 2051-221, т. 4 л.д. 190-205), так же отвечают требованиям, установленным к ним законодательством Российской Федерации, из их выводов следует, что представленные отчеты соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и подтверждают величину рыночной стоимости данных земельных участков, определенную в отчете.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:730 по состоянию на 18.12.2013 составляет 2 817 000руб., с кадастровым номером 24:50:0100109:757 по состоянию на 28.09.2015 составляет 1 660 000руб.; земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:654 по состоянию на 24.07.2013 составляет 16 652 000руб. и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:121 по состоянию на 06.06.2016 составляет 2 391 000руб. не имеется.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:730 должна быть определена равной рыночной в размере 2 817 000руб., определенной по состоянию на 18.12.2013, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:757 должна быть определена равной рыночной в размере 1 660 000руб., определенной по состоянию на 28.09.2015; земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:654 должна быть определена равной рыночной в размере 16 652 000руб., определенной по состоянию на 24.07.2013 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:121 должна быть определена равной рыночной в размере 2 391 000руб., определенной по состоянию на 06.06.2016.

Рыночная стоимость указанных выше земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.

Датой обращения Игошина В.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100109:730, 24:50:0100109:757, 24:50:0100109:654 и 24:50:0100109:121, следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 28.12.2016.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Игошина <данные изъяты> – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 328 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:730, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Калинина, 55, участок 5, в размере его рыночной стоимости – 2 817 000 рублей, определенной по состоянию на 18.12.2013.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 130 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:757, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Калинина, в размере его рыночной стоимости – 1 660 000 рублей, определенной по состоянию на 28.09.2015.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 14 407 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:654, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Калинина, в размере его рыночной стоимости – 16 652 000 рублей, определенной по состоянию на 24.07.2013.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 576 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:121, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Калинина, 53г, строение 4, в размере его рыночной стоимости – 2 391 000 рублей, определенной по состоянию на 06.06.2016.

Датой обращения Игошина В.В. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100109:730, 24:50:0100109:757, 24:50:0100109:654 и 24:50:0100109:121, считать 28.12.2016.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда

Д.И. Пашковский

3а-90/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Игошин Виктор Владимирович
Ответчики
Росреестр
Федеральная кадстровая палата
Другие
Администрация г.Красноярска
Правительство Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Пашковский Дмитрий Иванович
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
01.08.2020Регистрация административного искового заявления
01.08.2020Передача материалов судье
01.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2020Дело оформлено
01.08.2020Дело передано в архив
27.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее