Дело № 2-1050/2022
УИД 75RS0001-02-2021-011613-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2022 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Голубевой Е.А., с участием истца Цыренжапова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыренжапова НС к Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству финансов РФ о компенсационных выплатах причинённого в результате чрезвычайной ситуации ущерба
у с т а н о в и л:
сторона истца обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Решением Ононского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Цыренжапова Н.С. к администрации муниципального района «<адрес>», Министерству сельского хозяйства <адрес>, Министерству финансов <адрес> и Министерству финансов Российской Федерации о выплате суммы причиненного ущерба в результате природного пожара, исковые требования Цыренжапова Н.С. удовлетворены частично, на администрацию муниципального района «<адрес>» возложена обязанность по составлению дополнительного акта обследования имущества Цыренжапова Н.С, уничтоженного в результате природного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в личном подсобном хозяйстве в <адрес>, включив в него автомашину марки <данные изъяты> и направлению данного акта в адрес Министерства сельского хозяйства Забайкальского края. Во исполнение решения Ононского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование материальных ценностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, о чем составлен соответствующий акт, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ председателем Комиссии в лице БОА Согласно акту в результате степного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Цыренжапову Н.С. причинен материальный ущерб, в результате утраты автомашины <данные изъяты> размере <данные изъяты>. Администрацией муниципального района «<адрес>» в адрес Министерства сельского хозяйства Забайкальского края направлен Акт, который поступил в адрес Министерства сельского хозяйства Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом Министерства сельского хозяйства Забайкальского края. Министерством сельского хозяйства Забайкальского края по результатам рассмотрения обращения и Акта в адрес Цыренжапова Н.С. направлен ответ №, согласно которому Акт принят Министерством сельского хозяйства Забайкальского края, однако не повлек за собой никаких правовых последствий, поскольку Акт был представлен администрацией муниципального района «<адрес>» за пределами пресекательного срока, с чем не согласен истец, и просит суд обязать Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Забайкальского края и Министерство сельского хозяйства Забайкальского края выплатить компенсацию ущерба истцу в размере <данные изъяты>, в результате уничтожения природным пожаром автомашины <данные изъяты>, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Ответчики, третьи лица в суд представителей не направили, извещались надлежащим образом, в суд направили возражения и отзывы в которых просят в иске отказать.
Истец в судебном заседании требования поддержал.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса (далее ГК) Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 ГК Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 ГК Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров на территории забайкаслького края с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес> и установлен региональный уровень реагирования (пункт 1).
Границы зон чрезвычайной ситуации определены в пределах населенных пунктов согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 4). <адрес> вошло в зону чрезвычайной ситуации № муниципального района «<адрес>».
Из материалов дела следует, что в результате природного пожара ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> огнем было уничтожено, в том числе и имущество истца. Истцом была получена компенсация за частично утраченное имущество и сельхозживотных, предоставлено жилье в <адрес>.
Решением Ононского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Цыренжапова Н.С. к администрации муниципального района «<адрес>», Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края и Министерству финансов Российской Федерации о выплате суммы причиненного ущерба в результате природного пожара, исковые требования Цыренжапова Н.С. удовлетворены частично, на администрацию муниципального района «<адрес>» возложена обязанность по составлению дополнительного акта обследования имущества Цыренжапова Н.С, уничтоженного в результате природного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в личном подсобном хозяйстве в <адрес>, включив в него автомашину марки <данные изъяты> и направлению данного акта в адрес Министерства сельского хозяйства <адрес>.
Во исполнение решения Ононского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального района «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование материальных ценностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, о чем составлен соответствующий акт, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ председателем Комиссии в лице БОА
Согласно акту в результате степного пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Цыренжапову Н.С. причинен материальный ущерб, в результате утраты автомашины марки <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Поскольку акт был составлен и представлен в Министерство сельского хозяйства Забайкальского края с нарушением срока, установленного действующим законодательством (более чем в 3,5 раза), помимо этого истек срок рассмотрения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации документов для принятия решения о выделении компенсационных выплат из федерального бюджета, компенсация за утраченное имущество истцу выплачена не была.
Обращаясь с иском в суд, истец полагал, что в результате несвоевременного составления акта обследования личного подсобного хозяйства администрацией муниципального района «<адрес>», последующей невыплатой денежных средств Министерством сельского хозяйства Забайкаслького каря, ответчиками нарушено право истца на своевременное получение денежных средств в размере в указанном в иске размере за утрату имущества в результате пожара.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2014 № 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Определен перечень природных явлений, ущерб от которых компенсируется. Приведена формула расчета выделяемых трансфертов.
Постановлением Правительства Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории <адрес>» пострадавшими в результате пожаров признаются граждане, в отношении которых составлены акты, предусмотренные Порядком осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №. (п.3 Постановления).
Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера (далее Порядок).
Для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документы и сведения, определенные в п. 3 Порядка, в том числе:
а) решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации;
б) сведения о сельскохозяйственных товаропроизводителях, которым причинен ущерб в результате повреждения ценностей, имеющих материально-вещественную форму (далее - материальные ценности) от чрезвычайных ситуаций природного характера;
в) информацию о стихийных гидрометеорологических явлениях, предоставляемую согласно Положению об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды»;
г) выписку из похозяйственной книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера;
д) копию основного государственного регистрационного номера (ОГРН) для сельскохозяйственных товаропроизводителей и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) для владельцев личных подсобных хозяйств;
е) акт обследования материальных ценностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, подписанный членами Комиссии.
Согласно п. 10 Порядка высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет документы, указанные в пункте 3 Порядка в течение 30 дней со дня принятия решения, указанного в подпункте «а» пункта 3 Порядка.
Оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера проводится в течение 30 дней со дня представления документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Результат проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера оформляется актом с приложением реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера.
В акте указываются наименование субъекта Российской Федерации и количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (п. 11, 13, 14 Порядка).
Пунктом 12 Порядка № установлено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера не проводится.
Из указанного следует, что принятие решений о выплате компенсации за ущерб, причиненный сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие чрезвычайной ситуации, не входит в компетенцию Министерства сельского хозяйства забайкаслького края.
Истец в установленные сроки обратился в администрацию муниципального района с заявлением о признании его пострадавшим от пожара в связи с утратой животных, построек и жилья, в связи с чем ему было выплачено возмещение за сгоревших животных, постройки, его семье предоставили квартиру в <адрес>
Как следует из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела в администрацию района с заявлением об утрате автомобиля <данные изъяты> в результате пожара он не обращался, обратился гораздо позже в Правительство Забайкальского края, а потом в суд, и только по решению суда был составлен соответствующий акт.
Из решения Ононского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Цыренжапова Н.С. к администрации муниципального района «<адрес>», Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края и Министерству финансов Российской Федерации о выплате суммы причиненного ущерба в результате природного пожара, вступившего в законную силу, данным судебным актом установлено, что относительно гибели животных в результате ЧС, принадлежащих истцу был составлен соответствующий акт ДД.ММ.ГГГГ, который был направлен в Министерство сельского хозяйства Забайкаслького края и истцу были осуществлены компенсационные выплаты, предоставлена квартира в <адрес>, что им не оспаривалось в ходе рассмотрения настоящего дела, сведений о том, что в результате пожара пострадал автомобиль истца в названных актах не фигурировало.
Акт об утрате автомобиля датирован ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств своевременного обращения в администрацию муниципального района, по факту утраты в результате ЧС автомобиля, истцом не представлено.
Таким образом, сроки составления акта обследования материальных ценностей истца были нарушены не только в результате действий администрации муниципального района, но и в результате длительного не обращения истца с заявлением о проведении такого обследования.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и возникшим ущербом. Привлечение лица к ответственности в виде возмещения убытков возможно только при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Истцом не доказана причинно-следственная связь между убытками и противоправными действиями (бездействием) органов исполнительной власти Забайкаслького края и Российской Федерации.
Учитывая изложенное, в связи с недоказанностью наличия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчиков ответственности в виде возмещения ущерба, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░