Дело №2а-5328/18 Строка 3.189
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.11.2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием представителя административного истца по доверенности от 29.11.2017 года Кравченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа к Бубнову Александру Александровичу о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость и пени, недоимки по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физических лиц, занимающимися частной практикой и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа обратилась в суд с иском к Бубнову Александру Александровичу о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость и пени, недоимки по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физических лиц, занимающимися частной практикой и пени.
В заявлении указано, что ответчик с 30.09.2014 года состоит в качестве налогоплательщика. На основании решения от 30.12.2016 года №32 заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа проведена выездная налоговая проверка физического лица Бубнова А.А. По результатам налоговой проверки вынесено решение №10-01-10/9 от 20.03.2018 г. о привлечении Бубнова А.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1,2 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ. В решении указано, что Бубновым А.А. занижена налоговая база, не исчислен и не уплачен в бюджет НДФЛ. Бубнов А.А. в проверяемом периоде с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г. фактически осуществлял предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, а именно сдачу помещений в аренду. За несвоевременное перечисление НДФЛ ответчику начислена пеня.
При получении доходов от деятельности, не относимой к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на Бубнова А.А. распространяется соответствующий режим налогообложения – общий, установленный НК РФ для индивидуальных предпринимателей.
Налоговый орган в соответствии с п.7 ст.31, ст.40 НК РФ определен размер налоговых обязательств Бубнова А.А. расчетным методом, исходя из рыночной цены аренды одного квадратного метра нежилого помещения, полученной по результатам строительно-технической экспертизы.
В соответствии со ст.69 НК РФ в связи с неисполнением должником обязанности по уплате налога, налоговым органом ответчику направлено требование №5190 от 25.07.2018 г., согласно которому Бубнову А.А. необходимо уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость на доходы, полученные от переданного в аренду имущества в размере 1 441 980 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на добавленную стоимость в размере 557 780, а также штраф, предусмотренный п.1,2 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ в размере 415 753 руб. Срок уплаты до 14.08.2018 г. Однако, ответчиком указанное требование не исполнено.
В соответствии со ст.69 НК РФ в связи с неисполнением должником обязанности по уплате налога, налоговым органом ответчику направлено требование №5333 от 30.07.2018 г., согласно которому Бубнову А.А. необходимо уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой (ст.227 НК РФ) в размере 1 010 673 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на доходы физических лиц в размере 296 920, а также штраф, предусмотренный п.1,2 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ в размере 493 076 руб. Срок уплаты до 17.08.2018 г. Однако, ответчиком указанное требование не исполнено.
В связи с вышеизложенным, ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа обратилась в суд и просит взыскать с ответчика: недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 1 441 980 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на добавленную стоимость в размере 557 780 руб., штраф за неуплату налога в размере 415 753 руб.; недоимки по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой в размере 1 010 673 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на доходы физических лиц в размере 296 920 руб., штраф за неуплату налога в размере 493 076 руб.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии с ч. 2 ст.289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного истца по доверенности Кравченко В.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
На основании статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 143 и подпункта 1 пункта статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.
Как следует из пп. 1 п.1 ст.146 НК РФ к объектам налогообложения по уплате налога на добавленную стоимость отнесена, в частности, реализация товаров (работ и услуг).
В соответствии с п.1 ст.168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Согласно п.1 ст.173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа на основании решения от 30.12.2016 года №32 о проведении выездной налоговой проверки, в рамках ст.89 Налогового кодекса РФ, проведена проверка Бубнова А.А. по вопросам уплаты (удержания, перечисления) налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 г.
По результатам выездной налоговой проверки заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа Паниным Р.В. 20.03.2018 года в отношении Бубнова Александра Александровича принято решение №10-01-10/9 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в общем размере 369 110 руб., п.3 ст.122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в общем размере 539 719 руб. (т.1 л.д.10). Кроме того, указанным решением Бубнову А.А. доначислено и предложено уплатить: налог на добавленную стоимость в размере 1 441 980 руб.; налог на доходы физических лиц в размере 1 010 673 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 557 780 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 296 920 руб.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе заниматься лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ). Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 данной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (пункт 4 статьи 23 ГК РФ).
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено специальное правило о том, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2012 года N34-П изложил правовую позицию, согласно которой, несмотря на то, что в силу статьи 23 ГК РФ при несоблюдении обязанности пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться на то, что он не является предпринимателем, отсутствие такой государственной регистрации само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой.
Судом установлено и подтверждается решением ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа №10-01-10/9 от 20.03.2018 г., что Бубновым А.А. осуществлялась предпринимательская деятельность по сдаче собственных жилых и нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем ответчик был привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа, а также ответчику доначислены налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, пени по налогу на добавленную стоимость и пени по налогу на доходы физических лиц.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.9 ч.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ).
В силу ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
Пунктом 4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Судом установлено, что в адрес Бубнова А.А. направлены требования:
1) №5190 от 25.07.2018 г., согласно которому необходимо уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость на доходы, полученные от переданного в аренду имущества в размере 1 441 980 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на добавленную стоимость в размере 557 780, а также штраф, предусмотренный п.1,2 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ в размере 415 753 руб. Срок уплаты до 14.08.2018 года.
2) №5333 от 30.07.2018 г. налога, налоговым органом ответчику направлено требование №5333 от 30.07.2018 г., согласно которому Бубнову А.А. необходимо уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой (ст.227 НК РФ) в размере 1 010 673 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на доходы физических лиц в размере 296 920, а также штраф, предусмотренный п.1,2 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ в размере 493 076 руб. Срок уплаты до 17.08.2018 года.
Однако, ответчиком указанные требования исполнены не были.
Как установлено судом, 12.09.2018 года мировым судьей судебного участка №4 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Бубнова А.А. недоимки по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц (л.д.76-77), в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций либо с даты вынесения мировым судьей определения.
Доказательств оплаты задолженности за указанный период, а также доказательств отсутствия оснований для начисления взыскиваемой суммы налога, штрафа и пени ответчик суду не представил.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд с учетом норм действующего законодательства приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При расчете суммы задолженности суд принимает во внимание расчет административного истца, который не оспорен административным ответчиком.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Бубнова Александра Александровича, проживающего по адресу: <адрес> пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 1 441 980 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на добавленную стоимость в размере 557 780 руб., штраф за неуплату налога в размере 415 753 руб., недоимку по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физических лиц, занимающихся частной практикой в размере 1 010 673 руб., пени, исчисленные за невыплаченный налог на доходы физических лиц в размере 296 920 руб., штраф за неуплату налога в размере 493 076 руб., а всего – 4 216 182 руб.
Взыскать с Бубнова Александра Александровича, проживающего по адресу: <адрес> доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 29 280,91 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.11.2018 года