25RS0004-01-2019-002087-33
Дело № 2а-1915/19
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 мая 2019 года г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего судьи Шульга Е.А.,
с участием помощника прокурора г.Владивостока Шляпниковой Ю.В.
при секретаре Несиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Владивостока в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (Управление Роскомнадзора РїРѕ РџРљ) Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рі.Владивостока обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РІ защиту прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Управление Роскомнадзора РїРѕ РџРљ Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, указав, что прокуратурой Рі.Владивостока, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением РЅР° системной РѕСЃРЅРѕРІРµ надзора Р·Р° исполнением законодательства РІ сфере безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, проведен мониторинг сети В«Рнтернет», РїРѕ результатам которого установлено, что РїРѕ адресу: <данные изъяты> Рє которому осуществляется беспрепятственный доступ, размещена информация Рѕ возможности приобретения неограниченным РєСЂСѓРіРѕРј лиц диагностических карт без фактического проведения РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ технического осмотра. Вместе СЃ тем, РІ нарушение требований действующего законодательства, РЅР° сайте РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу: <данные изъяты>, размещено предложение, адресованное неопределенному РєСЂСѓРіСѓ лиц, РїРѕ оказанию услуг РїРѕ продаже диагностических карт технического осмотра транспортных средств без проверки РЅР° пункте технического осмотра технического состояния транспортных средств без проверки РЅР° пункте технического осмотра технического состояния транспортных средств (РІ том числе РёС… частей, предметов РёС… дополнительного оборудования) РЅР° предмет РёС… соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств РІ целях РґРѕРїСѓСЃРєР° транспортных средств Рє участию РІ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРј движении РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃРїРѕСЃРѕР± получения данных диагностических карт. Согласно информации РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Владивостоку РѕС‚ <номер> РѕС‚ 29.04.2019 установить лицо (владельца сайта), разместившее указанную выше информацию РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу: <данные изъяты> РЅРµ представилось возможным. Р’ соответствии СЃ нормами Федерального закона в„–170-ФЗ РѕС‚ 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», технический осмотр проводится оператором технического осмотра РІ соответствии СЃ областью аккредитации, указанной РІ аттестате аккредитации. После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения Рѕ соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Р’ соответствии СЃ С‡.1 СЃС‚.327 РЈРљ Р Р¤, предусмотрена уголовная ответственность Р·Р° подделку удостоверения или РёРЅРѕРіРѕ официального документа, предоставляющего права или освобождающего РѕС‚ обязанностей, РІ целях его использования либо сбыт такого документа. Перечисленными правовыми нормами РІ РёС… взаимосвязи предусмотрен запрет РЅР° распространение информации Рѕ возможности приобретения Рё использования диагностической карты, Р° также прохождения технического осмотра онлайн, то есть без фактического проведения технического осмотра автомобилей. РџСЂРё таком положении сведения, размещенные РЅР° указанном выше интернет-сайте, РІРІРѕРґРёС‚ РІ заблуждение неопределенный РєСЂСѓРі лиц относительно возможности Рё допустимости приобретения Рё использования документа Рѕ прохождении технического осмотра автомобиля, побуждают неопределенный РєСЂСѓРі лиц Рє совершению преступлений Рё способствуют РёС… совершению. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать информацию, размещенную РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° страницах сайта URL СЃ адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі.Владивостока РЅР° удовлетворении административного РёСЃРєР° настаивает РІ полном объеме, РїРѕ доводам Рё основаниям, изложенным РІ административном РёСЃРєРµ. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что прокуратурой Рі.Владивостока, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ осуществлением РЅР° системной РѕСЃРЅРѕРІРµ надзора Р·Р° исполнением законодательства РІ сфере безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, проведен мониторинг сети В«Рнтернет», РїРѕ результатам которого установлено, что РїРѕ адресу: <данные изъяты> Рє которому осуществляется беспрепятственный доступ, размещена информация Рѕ возможности приобретения неограниченным РєСЂСѓРіРѕРј лиц диагностических карт без фактического проведения РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ технического осмотра. Размещенные РЅР° указанном выше интернет-сайте сведения, РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение неопределенный РєСЂСѓРі лиц относительно возможности Рё допустимости приобретения Рё использования документа Рѕ прохождении технического осмотра автомобиля, побуждают неопределенный РєСЂСѓРі лиц Рє совершению преступлений Рё способствуют РёС… совершению. Р’ настоящее время сайт продолжает функционировать. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ административный РёСЃРє удовлетворить РІ полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате Рё времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил РІ СЃСѓРґ письменный отзыв, согласно которому, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ рассмотреть дело РІ отсутствие представителя Управления, указывает, что Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ РЅРµ может быть административным ответчиком РїРѕ данному делу, так как РЅРµ является владельцем сайта. Надлежащим ответчиком РїРѕ данной категории дела будет являться владелец сайта РІ сети В«Рнтернет», РЅР° котором размещена информация, Р° РїСЂРё невозможности его установить - хостинг-провайдер. Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ РЅРµ наделено полномочиями РїРѕ осуществлению государственного контроля Рё надзора РІ сети Рнтернет РІ целях РїРѕРёСЃРєР° Рё выявления противоправной информации. Процессуальный статус Роскомнадзора, как органа уполномоченного РЅР° ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» РІ полной мере соответствует определению заинтересованного лица. Р’ части заявленного требования Рѕ признании информации запрещенной, считают возможным признание указанной информации запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Управления Роскомнадзора по ПК, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав помощника прокурора г.Владивостока Пронишева А.О., исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Р’ силу С‡.1 СЃС‚.15.1 Федерального закона в„–149-ФЗ РѕС‚ 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет».
Согласно С‡.2 СЃС‚.15.1 данного Закона, РІ реестр включаются адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе, вступившее РІ силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (С‡.5 СЃС‚.15.1 Федерального закона в„–149-ФЗ РѕС‚ 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации»).
Внесение РІ единый реестр информации, признанной СЃСѓРґРѕРј запрещенной для распространения РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляется РІ соответствии СЃ Рї.9 Правил создания, формирования Рё ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„–1101 РѕС‚ 26.10.2012 РІ течение суток СЃРѕ РґРЅСЏ получения вступившего РІ законную силу решения СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», запрещенной.
РР· материалов дела следует, что 06.05.2019 прокуратурой Рі.Владивостока проведена проверка исполнения законодательства РІ сфере безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, РІ С…РѕРґРµ которой установлено, что РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу: <данные изъяты> Рє которому осуществляется доступ, размещена информация Рѕ возможности приобретения неограниченным РєСЂСѓРіРѕРј лиц диагностических карт без фактического проведения РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ технического осмотра, что подтверждается актом РѕС‚ 06.05.2019 РіРѕРґР° (Р».Рґ.7).
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в ст.4 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу граждан воспользоваться онлайн услугами по проведению технического осмотра автомобилей без фактического их проведения.
В соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона №170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами;
Согласно ст.5 Федерального закона №170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Технический осмотр проводится оператором технического осмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации.
После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
В силу ст.17 Федерального закона №170-ФЗ от 01.07.2011 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства); 2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра.
Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ №1008 от 05.12.2011 «О проведении технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с которыми техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.327 УК РФ, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Данное преступление посягает на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
На основании ст.19.23 КРФоАП, подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования диагностической карты, а также прохождения технического осмотра онлайн, то есть без фактического проведения технического осмотра автомобилей.
На основании изложенного, информация, размещенная на интернет-сайте <данные изъяты> вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
РџРѕ делам Рѕ признании указанной информации, размещенной РІ сети Рнтернет, запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети Рнтернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной РІ сети Рнтернет, запрещенной.
Установить конкретных лиц, осуществляющих свободное распространение вышеуказанной информации, на странице сайта URL с адресом: <данные изъяты>/, не представляется возможным, поскольку установить принадлежность данного интернет-сайта не представилось возможным (л.д.14).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Защита неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц путем признания распространенной РІ сети Рнтернет информации запрещенной РїСЂРё невозможности установить Рё привлечь РІ дело лицо, распространившее такую информацию, РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° путем рассмотрения дела СЃ привлечением Управления Роскомнадзора РїРѕ РџРљ, итоговым результатом которого являются обязательные РІ силу закона действия компетентного органа РїРѕ включению сведений РІ реестр Рё запрещений Рє распространению.
РќР° основании изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі.Владивостока Рѕ признании информации, размещенной РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° странице сайта URL СЃ адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, являются законными Рё обоснованными, направлены РЅР° защиту прав Рё интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, поскольку размещенная РЅР° указанном сайте информация позволяет неограниченному РєСЂСѓРіСѓ лиц, РІ нарушение требований действующего законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации приобрести Рё использовать диагностическую карту, Р° также пройти технический осмотра транспортного средства онлайн, то есть без фактического проведения технического осмотра автомобиля, что РІРІРѕРґРёС‚ РІ заблуждение неопределенный РєСЂСѓРі лиц относительно возможности Рё допустимости приобретения Рё использования вышеуказанных документов, побуждает неопределенный РєСЂСѓРі лиц Рє совершению преступлений Рё способствуют РёС… совершению.
Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі.Владивостока РІ защиту прав неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ краю (Управление Роскомнадзора РїРѕ РџРљ) Рѕ признании информации, размещенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РЅР° страницах сайта URL СЃ адресом: <данные изъяты>, информацией, запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2019.
Судья Е.А. Шульга