Дело № 12-329/2021
УИД 21RS0005-01-2020-000489-40
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
9 августа 2021 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу Радюкова Сергея Владимировича - и.о. начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на постановление ----- от дата государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике Орловой И.В. ----- от дата и.о. начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Радюков С.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3 000,00 руб..
Не согласившись с привлечением к административной ответственности Радюков С.В. обжаловал вышеуказанное постановление первоначально в Ибресинский районный суд Чувашской Республики. Жалоба была направлена на рассмотрение по подведомственности в Ленинский районный суд г.Чебоксары. В обоснование жалобы Радюков С.В. указал, что считает вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
Сведения о самовольном использовании лесов (количество случаев, площадь (га) и размер вреда (тыс. рублей), причиненного самовольным использованием лесов, для: выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, отраженные в отчете по форме 8-ОИП, являются формой отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений с целью оценки их эффективности и не являются информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, его непредставление не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлено, что и.о. начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Радюков С.В. не отразил в отчете по форме «8-ОИП» сведения о факте самовольного использования лесов и сумме причиненного ущерба в соответствии с Приказом Минприроды России от 28.12.2015 N 565 (ред. от 03.04.2017) "Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41569).
В соответствии с п. 5 Приказа Минприроды России от 28.12.2015 N 565 "Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", при выявлении технических ошибок, а также при изменении сведений, указанных в ранее представленных отчетах, если эти изменения произошли в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется повторное представление отчета с приложением сопроводительного письма. (Законодатель предусматривает уточнение отчета и его повторное представление).
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики 23.01.2020 по электронной почте направило в Федеральное агентство лесного хозяйства сведения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) за январь-декабрь 2019 года по форме «8-ОИП».
Уточненные сведения Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) за январь-декабрь 2019 года по форме «8-ОИП» 24.04.2020 направило по электронной почте в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
По данному делу об административном правонарушении ранее было вынесено постановление ----- от дата о прекращении производства. Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой дата был принесен протест на указанное постановление. дата старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике вынесено решение о направлении дела на новое рассмотрение.
Протест Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры рассмотрен без его участия. Уведомления на рассмотрение и решения по протесту он не получал, что является процессуальным нарушением.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Радюков С.В. является рядовым специалистом, который не обладает полномочиями на предоставление отчета по форме 8 ОИП в соответствии с должностными инструкциями. Таким образом, административное дело возбуждено на ненадлежащее лицо. Виновность лица в совершении административного правонарушения отсутствует.
На основании вышеизложенного, просит отменить постановление ----- от дата и прекратить производство по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Радюков С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явился.
Представитель Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры – старший помощник прокурора Родионов Р.Р. и представитель Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Кочкомазова О.С. в судебном заседании заявили, что считают жалобу Радюкова С.В. не подлежащей удовлетворению, привлечение его к административной ответственности законным и обоснованным.
Обсудив доводы жалобы, изучив представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Радюков С.В. привлечен к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ в связи с тем, что он, исполняя обязанности начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, подписал отчет по форме 8-ОИП (сведения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)) за январь - декабрь 2019 года.
Министерством отчет по форме 8-ОИП отправлен дата в 16 час. 51 мин. на адрес электронной почты Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства – deples-pfo@mail.ru, также почтовой связью дата в Федеральное агентство лесного хозяйства по адресу - адрес.
Из кода строки 330 (самовольное использование лесов), раздела 3 (сведения о нарушениях лесного законодательства), графа (всего), графа (в том числе с установленными лицами) отчета по форме 8-ОИП следует, что в данный отчет отражены следующие сведения: «всего»; «в том числе с установленными лицами» - число случаев - 19; объем - 0,8; вред. тыс. руб. - 336,4.
Из кода строки 300 (самовольное использование лесов), раздела 3 (сведения о нарушениях лесного законодательства), графа (всего), графа (в том числе с установленными лицами) отчета по форме 8-ОИП следует, что в данный отчет отражены следующие сведения: «всего» - число случаев - 243; вред, тыс. руб. - 10643; «в том числе с установленными лицами» - число случаев - 228; вред. тыс. руб. - 5157.
дата КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии был осмотрен лесной участок - выдел 6 квартал 129 Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества. В ходе осмотра установлен факт самовольного использования, самовольного снятия, уничтожения и порчи почвы - при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка).
По результатам осмотра, дата КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии составлено 2 расчета ущерба на сумму: 1) 30 тыс. 437 руб., 2) 2 млн. 774 тыс. 798 руб., в общем на сумму - 2 млн. 805 тыс. 235 руб.
В последующем КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии в отношении КФХ ФИО9 дата составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.2 ст.8.26 КоАП РФ, ст.7.9 КоАП РФ. Затем административные материалы поступили в отдел федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
дата Министерством вынесено 2 постановления о прекращении административного производства в отношении КФХ ФИО6 по ч. 2 ст. 8.26 КоАП РФ, ст. 7.9 КоАП РФ, так как по данным фактам присутствуют признаки преступления. Материалы были переданы в природоохранную прокуратуру.
Прокуратурой дата в Вурнарский районный суд Чувашской Республики направлено исковое заявление об обязании администрации Алгазинского сельского поселения адрес Чувашской Республики, КФХ ФИО6 возместить причиненный ущерб в размере 2 млн. 863 тыс. 633 руб. (включены вышеуказанные суммы и ущерб, причиненные недрам).
Факт невключения в отчет по форме 8-ОИП сведений о сумме ущерба в размере 2 млн. 805 тыс. 235 руб. - по факту самовольного использования, самовольного снятия, уничтожения и порчи почвы - при добыче общераспространенных полезных ископаемых (песка) на территории выдела 6 квартала 129 Калининского участкового лесничества Вурнарского лесничества, Радюковым С.В. не оспаривается, им оспаривается то, что указанные сведения не являются информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, и не может быть квалифицировано как сокрытие экологической информации.
Данный довод жалобы является не состоятельным, основанным на неверной трактовке норм законодательства.
В соответствии с п. 6 ч. 9 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий.
Частью 1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации в частности установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
Приказом Минприроды России от дата ----- утверждены «Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений согласно приложениям 1 -14».
Из приложения ----- к приказу Минприроды России от дата ----- следует, что отчет по форме 8-ОИП представляют органы исполнительной власти субъектов Российское Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Указанная форма отчетности содержит требование о передаче сведений о осуществлении на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
Учетными для внесения в раздел 3 являются документы, содержащие сведения о нарушениях лесного законодательства и размере вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства и исчисленного по таксам и методике, утвержденным в установленном порядке.
Указанная информация относится к информации о состоянии окружающей природной среде, вредного воздействия на окружающую природную среду, и подлежала передаче в отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды. Передача указанной информации возложена в соответствии с Положением об отделе федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в соответствии с разделом III (Функции отдела).
Так как, факт предоставления Радюковым С.В. недостоверных (искаженных) сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду находит свое подтверждение в представленных материалах, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
Радюков С.В. на основании приказа Министерства от дата ------л исполнял обязанности начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах. Радюков С.В. исполнял свои должностные обязанности на основании утвержденного должностного регламента гражданского служащего Чувашского Республики.
В соответствии с ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
То есть, Радюков С.В. является надлежащим субъектом вменного правонарушения.
В части довода жалобы о допущенном процессуальным правонарушении при рассмотрении протеста прокурора на постановление ----- от дата о прекращении производства по делу, суд приходит к выводу о том, что решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от дата о возвращении дела на новое рассмотрение в установленные законом сроки не было обжаловано и вступило в законную силу.
В восстановление срока для подачи жалобы на вышеуказанное решение Радюкову С.В. было отказано определением судьи Вахитовского районного суда адрес от дата, которое вступило в законную силу дата (хотя в отметке на копии определении указана иная дата - дата (дело -----).
Наказание по делу назначено в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ.
Иных доводов для отмены постановления не усматриваю.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике №14-03 от 01.09.2020 о привлечении Радюкова Сергея Владимировича - и.о. начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Радюкова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья В.В. Евстафьев