Председательствующий: Товгин Е.В. Дело № 33-2216/2024
№ 2-60/2024
55RS0006-01-2023-004068-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 10 апреля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Паталах С.А., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Герасимовой А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Новиковой З.Д. на решение Советского районного суда г. Омска от 9 февраля 2024 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Новиковой З.Д. к Акционерному обществу «ОмскРТС» о защите прав потребителей отказать».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Паталах С.А., объяснения Новиковой З.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя АО «Омск РТС» по доверенности Стасюкевич А.А., Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Новикова З.Д. обратилась в суд с иском к АО «Омск РТС» о защите прав потребителей, в обоснование указав, что является собственником <...> в г. Омске, который был введен в эксплуатацию 29 октября 2015 г. АО «Омск РТС» производит отпуск тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления. Она не согласна с данными о стоимости предоставленных ответчиком услуг, в связи с чем 24 августа 2023 г. истец обратилась с претензией к ответчику с требованием произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию с 29 октября 2015 г. по настоящее время, поскольку ответчик в нарушение норм действующего законодательства начисляет плату за теплоресурс на 30% - 50% больше за счет увеличения расхода Гкал на 1 кв.м. к предыдущему году. Ответчик производит незаконные корректировки по оплате услуг по окончании года, в расчетных таблицах умышлено уменьшает размер фактической оплаты за услуги, приписывает показания ОДН. Ответчик злоупотребляет своими правами, необоснованной корректировкой незаконно повышает стоимость услуг. Указанная в квитанциях задолженность является результатом неправомерных действий ответчика, который осуществляет корректировку, не основанную на положениях Правил предоставления коммунальных услуг, применяет различные незаконные схемы при начислении платы за потребленную тепловую энергию, осуществляет приписки показаний ОДПУ, что подтверждается справками УК «Наш Округ». В течение трех лет АО «Омск РТС» требует оплатить незаконные долги, оказывает на истца психологическое давление, предупреждая об отключении квартиры от предоставляемого ресурса. Истец постоянно находится в психотравмирующей ситуации. С учетом уточнений просила возложить на ответчика обязанность исключить из платёжных документов сумму задолженности, признав ее незаконной, последующие платежи привести в соответствие с действующим законодательством, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф, а также судебные расходы.
Истец Новикова З.Д. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Омск РТС» по доверенности Стасюкевич А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
Представители третьих лиц - Роспотребнадзора по Омской области, Государственной жилищной инспекции Омской области, ООО «Наш Округ» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Новикова З.Д. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. Считает, что ответчик неверно производит корректировку по итогам года. Начисленную корректировку за прошедший год удерживают с потребителя теплоресурса в месяц расчета. Далее эту же сумму корректировки делят на 12 месяцев и прибавляют оплату, увеличивая Гкал на кв.м. в текущем году, которая к текущему году не имеет никакого отношения. Погодные условия, расход теплоресурса по ОДПУ текущего года будут известны по окончании года, и по окончании года также будет начислена корректировка за год. Применяя данную схему АО «Омск РТС» дважды взыскивает годовую корректировку, повторяя это ежегодно. Также ответчик производит незаконное ежегодное повышение стоимости услуг, которое превышает предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Новикова З.Д. с <...> является собственником жилого помещения площадью 45,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, <...> <...> (т. 2 л.д. 142-145).
АО «Омск РТС» является энергоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в виде отопления и горячей воды через присоединенную сеть в указанный многоквартирный дом.
Из дела усматривается, что вышеуказанный многоквартирный дом оборудован общим прибором учета тепловой энергии и частично оборудован индивидуальными приборами учета. В квартире истца не имеется ИПУ ТЭ, но установлен ИПУ ГВС.
Заявляя требования о защите прав потребителей, Новикова З.Д. ссылалась на неверное исчисление АО «Омск РТС» размера платы за услуги отопления и ГВС.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статья 153 ЖК РФ возлагает на собственников и пользователей помещений обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
На основании п. 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил № 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
При определении размера платы за отопление на основании указанных формул учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного прибора учета.
В соответствии с п. 3(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
В п. 42 Правил указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно представленных АО «Омск РТС» данных, ответчиком по лицевому счету истца расчет платы за отопление в период 2019-2022 гг. производился исходя из площади жилых и нежилых помещений МКД и квартиры истца, объема потребленной энергии согласно показаниям общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, применены действующие в тот период тарифы, установленные РЭК Омской области, а также произведена корректировка по итогам каждого календарного года. При расчетах размера платы за ГВС ответчик, помимо прочего, учитывал показания индивидуального прибора учета истца, которые не всегда передавались потребителем своевременно, о чем свидетельствует справка о расчетах, а также то обстоятельство, что в указанный период производилось переключение схемы ГВС (т. 1 л.д. 64, т. 2 л.д. 171-182).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поставщиком тепловой энергии произведен правильный расчет размера платы Новиковой З.Д., как собственника квартиры в МКД, поскольку он соответствует приведенным в Правилах № 354 формулам, и учитывая оплату услуг ответчика не в полном объеме, счел требования Новиковой З.Д. о перерасчете и аннулированию задолженности необоснованными, отказав в иске.
Судебная коллегия не находит поводов не согласиться с указанными выводами суда, так как они основаны на правильном применении норм материального права, материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
В апелляционной жалобе Новикова З.Д. вновь приводит доводы о неверном исчислении размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые АО «Омск РТС», полагая, что ответчиком нарушены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» на основании ст. 157.1 ЖК РФ утверждены «Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 4 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
Применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации (п. 10 Основ).
Между тем, в соответствии с п. 6 Основ при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая в том числе вследствие изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг, и вследствие изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды.
Как указано выше, ответчиком произведены расчеты размера платы за отопление и ГВС с применением корректировок, предусмотренных Правилами № 354, и показаниями приборов учета, как общедомового, так и индивидуального прибора учета ГВС истца.
Правоотношения, возникающие в связи с соотнесением размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом нормативных правовых актов в данной сфере, предусматривающих в том числе возможность установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (ч. 26 ст. 32 Закона о водоснабжении).
По смыслу действующего законодательства предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а устанавливает ограничения роста платы граждан за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и применяется к совокупному платежу. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
Указом Губернатора Омской области от 8 мая 2014 г. № 58 были утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Омской области.
Так, в 2019 г. такой показатель составлял с 1 января по 30 июня - 1,7, с 1 июля по 31 декабря - 4,6; в 2020 г. с 1 января по 30 июня - 0, с 1 июля по 31 декабря - 7,3; в 2021 с 1 января по 30 июня - 0, с 1 июля по 31 декабря - 7,6; в 2022 г. с 1 января по 30 июня - 0, с 1 июля по 31 декабря - 7,6.
В целях соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей в Омской области принят Закон Омской области от 25 сентября 2014 г. № 1660-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов», которым предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях области. Также действует Указ Губернатора Омской области от 1 августа 2016 г. № 133 «О дополнительной мере социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг».
Между тем, судом не установлено превышение предельных индексов, а приведенный истцом расчет основан на неверном толковании норм права.
Относительно корректировок, произведенных ответчиком в I квартале каждого года, на что также обращается внимание в жалобе, судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 42(1) Правил № 354 предусмотрено 2 способа оплаты за отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2023 г. № 381-О, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ устанавливает принцип определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них - учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 30-П и от 20 декабря 2018 г. № 46-П). В отношении многоквартирных домов, в которых, как правило, тепловая энергия расходуется одновременно на обогрев как отдельных, так и относящихся к общему имуществу помещений в доме, данный принцип последовательно реализуется в специальных нормах жилищного законодательства, в том числе в абзаце четвертом п. 42.1 Правил. Данный пункт закрепляет, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии по формулам 3.1 и 3.4 приложения № 2 к Правилам.
Указанные формулы, помимо особенностей потребления тепловой энергии в многоквартирных домах, учитывают два возможных способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года - полномочием по выбору одного из которых действующее жилищное законодательство наделяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый п. 42.1 и п. 42.2 Правил). При выборе способа оплаты названной услуги в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета; при выборе же способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год (абзац тринадцатый п. 42.1 Правил).
Формула 3.1 учитывает, в частности, такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, а также объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме в целом.
Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению при способе оплаты равномерно в течение календарного года применяется в связи с использованием средней величины потребляемой тепловой энергии (среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год), ее целью является учет фактически потребленного объема коммунального ресурса при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
То есть, среднемесячная величина индивидуального потребления по приборам учета за предыдущий год будет использоваться при начислении размера платы за коммунальную услугу отопления в текущем году. При этом фактические показания индивидуального прибора учёта тепловой энергии, передаваемые потребителями в течение года, и показания общедомового (коллективного) прибора учета будут использоваться при проведении корректировки по итогам года.
На территории Омской области предусмотрена оплата коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, ответчику допускается производить начисление платы за отопление в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с обязательным применением в первом квартале года, следующего за расчетным, корректировки, размер которой определяется с учетом показаний индивидуального и общедомового приборов учета.
Из представленного истцом расчета корректировки следует, что порядок начисления платы за отопление и ГВС соответствует нормам действующего законодательства и для <...> в г. Омске, принадлежащей истцу, начисление платы осуществляется исходя из фактического объема потребления, зафиксированного показаниями индивидуального и общедомового приборов учета, а также с применением тарифов, установленных РЭК Омской области, что, соответственно, влечет изменение размера платы в разные периоды.
При этом по вопросу размера платы за тепловую энергию как истец, так и иные жители МКД № <...> <...> в г. Омске обращались в Федеральную антимонопольную службу России, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Прокуратуру Советского АО г. Омска, Администрацию г. Омска, Управление Роспотребнадзора по Омской области.
В ответе от 25 сентября 2020 г. ФАС России, рассмотревшая коллективное обращение жителей домов о несогласии с размером тарифов, установленных РЭК Омской области, разъяснила, что для проведения проверок необходимо обращаться с соответствующим заявлением в адрес органа государственного жилищного контроля (т. 1 л.д. 201-204), а в письме от 16 апреля 2021 г. сообщило заявителю Новиковой З.Д. о том, что ее заявление о проведении проверки обоснованности платы за коммунальные услуги перенаправлено в Государственную жилищную инспекцию Омской области (т. 1 л.д. 205-206).
Согласно письму РЭК Омской области от 29 декабря 2021 г., тарифы на коммунальные ресурсы для населения устанавливаются в рамках существующих ограничений по изменению размеров вносимой гражданами совокупной платы за коммунальные услуги (предельные индексы). С целью недопущения превышения предельных индексов на второе полугодие 2019 г. и первой полугодие 2020 г. РЭК были утверждены льготные размеры тарифов для населения, получающих тепловую энергию и горячую воду от теплоисточников АО «Омск РТС». Динамика тарифов на тепловую энергию и горячую воду не превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в г. Омске, утвержденные Губернатором Омской области от 8 мая 2014 г. № 58 (т. 1 л.д. 210-213).
Также представлены ответы ГЖИ Омской области за период 2020-2023 гг. (т. 1 л.д. 214-217), в которых не имеется указания на установление органом жилищного контроля нарушений со стороны АО «Омск РТС» по заявленным истцом вопросам.
При этом ответной стороной в возражениях на иск приведен подробный расчет начисления размера платы за отопление и горячее водоснабжение за период 2019 - 2022 г.г. со ссылками на положения нормативных правовых актов и источники, из которых исполнителем коммунальной услуги получены сведения для расчета (т. 2 л.д. 171-182), которые истцом достаточными и достоверными доказательствами не оспорены.
Нельзя признать состоятельными и ссылки истца на несоответствие размера платы за отопление погодным условиям в отдельные месяцы одного расчетного года. В качестве примера апеллянт в судебном заседании в суде апелляционной инстанции указала, что за месяц зимнего периода, где температура воздуха была ниже, ответчиком начислена плата меньше, чем в последующий месяц весны, где температура была выше.
Между тем, применяя такой подход к расчету размера платы за тепловую энергию, автор жалобы не учитывает, что ввиду действующего в Омской области способа начисления платы за отопление (равномерно в течение года) размер платы формируется по определенной формуле, предусматривающей учет потребления за предшествующий период, а именно исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год. Иными словами, в выставляемых, например в марте, платежных документах на оплату услуги по отоплению еще не учтен объем потребленной энергии в этом месяце, но по итогам расчетного периода (календарного года) данный объем будет учитываться при произведении поставщиком коммунальной услуги корректировки в соответствии с п. 42(1) Правил № 354, согласно которому при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что начисления по коммунальной услуге отопление и ГВС, вопреки утверждениям исковой стороны, произведен ответчиком в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства. Доводы апеллянта об обратном судебная коллегия находит несостоятельными.
Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Омска от 9 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Новиковой З.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2024 г.