Дело № 2-149/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием истца Шестакова С.А.,
представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Лосунова О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шестакова С.А. к Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, признании дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу,
установил:
Шестаков С.А. обратился в суд к АМО «Беломорский муниципальный район» с указанным выше иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в шестнадцати квартирном жилом доме, принадлежащем МУП "<данные изъяты>" <адрес>, расположенном по адресу <адрес>. В результате пожара строение дома уничтожено огнем, в связи с чем он остался без жилья. Он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ он имеет статус погорельца и стоит в очереди для получения жилья. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся внеочередным правом получения жилья под номером №. С ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом <данные изъяты>. С 2013 по 2017 годы Администрацией муниципального образования "Беломорский муниципальный район" ему было предоставлено временное жилье - комната в общежитии по адресу <адрес>. Но с ДД.ММ.ГГГГ года дальнейшее проживание по этому адресу ему стало невозможным, в связи с получением травмы ДД.ММ.ГГГГ, т.к. предоставленное жилье не отвечает санитарным требованиям, а именно: нет душа, один общий туалет на этаж, антисанитария. На протяжении длительного времени ответчик не принимает никаких мер к предоставлению жилья взамен сгоревшего. В соответствии с п.2 ч.1 ст.57 предоставление жилых помещений по договорам социального найма предоставляются гражданам вне очереди, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, не подлежат реконструкции. Истец просил суд обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, а также признать дом аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу с момента пожара.
Истец Шестаков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в настоящее время жилье ему не предоставлено, он проживает по адресу: <адрес>. Иной недвижимости в собственности не имеет. Просил предоставить ему вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, признать дом аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу с момента пожара.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Лосунов О.И. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил что относительно требований о предоставлении жилого помещения ответчик не возражает, однако требования о признании дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу с момента пожара не подлежат удовлетворению, поскольку фактически дома не существует. Кроме того, ответчиком не оспаривается тот факт, что истец являлся нанимателем квартиры <адрес>, а также то, что истец состоит в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся внеочередным правом получения жилья под номером №
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в судебном заседании не присутствовал, о рассмотрении дела уведомлены. Согласно отзыву рассмотрение дела по существу оставили на усмотрение суда. Многоквартирный дом <адрес> отсутствует в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2018 годы. Указанная программа успешно завершила свое действие. Постановлением Правительства Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Приложением № к Программе установлен перечень МКД, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, спорный жилой дом в данном перечне отсутствует. В программу включаются дома, признанные аварийными в виду физического износа. Включение в программу многоквартирных домов, признанных аварийными в результате пожара, действующим законодательством не допускается. Обеспечение жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Шестаков С.А. являлся нанимателем жилого помещения – однокомнатной квартиры, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу <адрес>, по указанному адресу зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В этой же квартире была зарегистрирована: К.Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Шестакова С.А., справкой с МП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями о регистрации с МКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, копией поквартирной карточки, и не оспариваются представителем ответчика.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Межтерриториальным отделом государственного пожарного надзора (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в шестнадцати квартирном жилом доме, расположенном по адресу <адрес>. В результате пожара строение данного дома полностью уничтожено огнем.
Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Шестаков С.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом на внеочередное получение жилой площади.
Шестаков С.А. объектов недвижимого имущества не имеет, в приватизации жилых помещений участия не принимал, что подтверждается сообщением УФРС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, ГУП РК РГЦ «<данные изъяты>».
Согласно поквартирной карточке представленной истцом, жилая площадь <адрес> составляла <данные изъяты> кв.м., общая площадь – <данные изъяты> кв.м.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрены случаи предоставления жилого помещения вне очереди. К таким случаям относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2).
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; а также признано непригодным для проживания.
В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основанию, предусмотренному ст.85 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям и находящемуся в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Поскольку при предоставлении жилого помещения лицам, утратившим его в результате пожара, другое жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшениями жилищных условий, а носит компенсационный характер, положения ч.5 ст. 57 ЖК РФ при разрешении данного спора не подлежат применению.
Судом установлено, что истец Шестаков С.А. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом, где была расположена квартира истца, ДД.ММ.ГГГГ полностью уничтожен огнем в результате пожара, в связи с чем является непригодным для проживания, что не опровергнуто ответчиком в ходе судебного разбирательства. Истец поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, но до настоящего времени жильем не обеспечен, иного жилья в собственности не имеет, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, являются обоснованными.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательно возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии со ст.57, 87, 89 ЖК РФ истец Шестаков С.А. имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке (состав семьи 1 человек) изолированного жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям <адрес>, равнозначным по общей площади занимаемому жилому помещению, отвечающим установленным требованиям и расположенным в черте <адрес>.
Таким образом, исковые требования Шестакова С.А. о предоставлении жилья подлежат удовлетворению.
Относительно требований истца - признать дом №, расположенный по адресу <адрес>, аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу с момента пожара, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Анализируя изложенные выше положения законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании дома №, расположенного по адресу <адрес>, аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу с момента пожара, поскольку дома фактически не существует.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Шестакова С.А. подлежат взысканию судебные расходы (госпошлина, уплаченная при подаче иска, согласно чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ), в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шестакова С.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» предоставить вне очереди Шестакову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора социального найма жилое помещение - благоустроенную квартиру в черте <адрес>, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям <адрес>, равнозначную ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей с Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в пользу Шестакова С.А..
Решение может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.