Решение по делу № 2а-2633/2019 от 29.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень                                             08 ноября 2019 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,

при секретаре Логиновских М.В.,

с участием административного истца С.Н., представителя административного ответчика Е.А,,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2633/2019 по административному иску С.Н. к МИФНС России по <адрес>, государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании задолженности по налогам (сборам) и пени, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их оплате прекращенной,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец С.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №6 по Тюменской области о признании сумм задолженности по налогам (сборам) и пени, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их оплате прекращенной, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №3 Тюменского района Тюменской области был вынесен судебный приказ о взыскании с него задолженности по страховым взносам на обязательное страхование на выплату страховой пенсии, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени. Указанный судебный приказ определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен. Считает недоимку, указанную в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, выставленную административным ответчиком, невозможной ко взысканию в связи со следующим. Органами ПФР и ФСС изначально нарушен порядок взыскания исчисленной задолженности, документы, подтверждающие обязательные условия и этапы принудительного взыскания задолженности отсутствуют как у налогового органа, так и у налогоплательщика. Исполнительные производства по взысканию органами ПФР и ФСС данной задолженности окончены. Указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем. За период с 2011 года по 2016 год органами ПФР и ФСС ему начислена задолженность по страховым взносам в фонды ПФР и ФСС, пени, штраф. Поскольку, по мнению указанных выше государственных органов требования об уплате обязательных платежей не исполнены в добровольном порядке, было произведено обращение в службы судебных приставов и возбуждены исполнительные производства, которые впоследствии окончены. Согласно справке ФКУ Исправительная колония №1 УФСИН по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ административный истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения всободы. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и ВАС РФ, указывает о том, что на период нахождения гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, в местах лишения свободы, у него отсутствует обязанность для исчисления и уплаты страховых взносов в фонды ПФР и ФСС. Спорная недоимка по страховым взносам и пени образовалась за 2011-2016 годы. Следовательно, в период отбывания наказания в местах лишения свободы не мог осуществлять предпринимательскую деятельность по независящим от него причинам, а также обратиться с соблюдением установленных требований с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, а потому обязанности по уплате страховых взносов за указанный выше период у него не имеется. Требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога (сбора), страховых взносов, пени штрафа не отвечает условиям действующего законодательства и выставлено с существенными нарушениями норм Налогового кодекса РФ, поскольку в нем корректно не указаны сведения о размере недоимки, периодах образования задолженности по пеням, ставках пени, а также основания возникновения и взимания налога. На основании изложенного просит признать задолженность по налогам (сборам) и пени в общей сумме 469 689,25 рублей, возможность которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, а также взыскать с административного ответчика расходы, связанные с оплатой юридических услуг, в размере 14 000 рублей.

Также судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ГУ УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края, ГУ УПФ РФ в г. Тюмени и Тюменской области.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным выше основаниям. Суду пояснил, что мог своевременно обратиться с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя в связи с тем, что находился в местах лишения свободы.

Представитель административного ответчика МИФНС Е.А,, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители административных ответчиков ГУ УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края, ГУ УПФ РФ в г. Тюмени и Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в их отсутствие. От ГУ УПФ РФ в г. Тюмени и Тюменской в суд поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении требований.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

До ДД.ММ.ГГГГ порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЩ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии со ст.3 указанного выше Федерального закона, действовавшего в период возникших спорных правоотношений контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Статьями 18, 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.

В п.6 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ содержится перечень оснований, по которым индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе: прохождение военной службы, а также другой приравненной к ней службы; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; хода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Обязанность по уплате страховых взносов, определенных ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не зависит от фактического осуществления (неосуществления) предпринимателем хозяйственной деятельности и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.

Согласно пункту 4.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

В силу п.8 ст.16 Закона №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.

В соответствии с п.9 ст.22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Таким образом, физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (п.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-О, абз. 4 - 6 п. 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года №164-О, п. 3.3 Определения Конституционного Суда Российской федерации от 12 апреля 2005 года N 165-О). Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.

Судом установлено, что С.Н. осуществлял предпринимательскую деятельность в Тюмени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состоял на учете в УПФР в г. Тюмени Тюменской области в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (peг. ) - снят с учета в связи с перерегистрацией в <адрес> по выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ. На дату перерегистрации задолженность по страховым взносам в виде фиксированных платежей и пени, начисленных на дату предъявления требований составляла: за 2009 год - 6562,99 руб., в том числе: взносы страховая часть - 4850,00 руб., пени - 1712,99 руб.; за 2010 год - 12355,43 руб., в том числе: взносы страховая часть - 10392,00 руб., взносы ФФОМС (ТФОМС) - 1610,76 руб., пени страховая часть - 305,35 руб., пени ФФОМС (ТФОМС) - 47,32 руб. Предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ в ССП направлено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ; за 2011 год - 17618,36 руб., в том числе: взносы страховая часть - 13509.60 руб., взносы ФФОМС (ТФОМС) - 2649,96 руб., пени страховая часть - 1252,89 руб., пени ФФОМС (ТФОМС) - 205,91 руб. Предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в ССП направлено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ; за 2012 год - 20357,00 руб., в том числе: взносы страховая часть - 14386,32 руб., взносы ФФОМС - 2821,93 руб., пени страховая часть - 2667.68 руб., пени ФФОМС - 481.07 руб. Предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в ССП направлено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ; за 2013 год - 40514,90 руб., в том числе: взносы страховая часть - 32479,20 руб., взносы ФФОМС - 3185,46 руб., пени страховая часть - 4133,69 руб., пени ФФОМС - 716,55 руб., предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в ССП направлено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ; за 2014 год - 28655,12 руб., в том числе: взносы страховая часть - 17328,48 руб., взносы ФФОМС - 3399,05 руб., пени страховая часть - 6914,16 руб., пени ФФОМС - 1013,43 руб., предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в ССП направлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ: досчет пени - 858.94 руб. - пени страховая часть. Предъявлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. в ССП направлено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

При передаче электронного дела по новому месту регистрации Управлением произведено доначисление пени на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23436,64 руб., в том числе: страховая часть - 20427,46 руб., ФФОМС – 3009,18.

Общая сумма задолженности по страховым взносам и пени, переданная по новому месту регистрации – 150359,38 руб.

С.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, что подтверждается справкой серии <данные изъяты> от 04.12.2015г.

Суд учитывает тот факт, что такие основания освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов, как нахождение в местах лишения свободы, законом не предусмотрены. Кроме того, находясь в местах лишения свободы и обладая правом на переписку, С.Н. не предпринимал мер к прекращению статуса индивидуального предпринимателя, не реализовал свое конституционное право обращения в государственные органы, в том числе в администрацию исправительного учреждения, с просьбой оказать содействие в вопросе государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 12 мая 2001 года N 211-О, уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

С учетом установленных обстоятельств, нахождение С.Н. в местах лишения свободы не может расцениваться в качестве случая исключительного характера, не позволившего ему своевременно обратиться с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

При рассмотрении вопроса о взыскании с обязанного лица задолженности по страховым взносам правовое значение имеет не только факт нарушения им обязательства по уплате взносов на обязательное социальное страхование, но обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.

Доказательств существования обстоятельств исключительного характера, которые не позволили бы С.Н., как индивидуальному предпринимателю, зарегистрировавшему свою деятельность, обратиться в спорный период с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, материалы дела не содержат. Нахождение С.Н. в местах лишения свободы таким обстоятельством не является.

Учитывая изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем отказывает в удовлетворении требований.

Поскольку в удовлетворении административного иска судом отказано, не подлежит удовлетворению и требование административного истца о взыскании с административного ответчика расходов, связанных с оплатой юридических услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 114, 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Административный иск С.Н. к МИФНС России №6 по Тюменской области, государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании задолженности по налогам (сборам) и пени, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их оплате прекращенной – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 19.11.2019.

Председательствующий        (подпись)                     Н.В. Берсенева

Копия верна.

Подлинник решения подшит в административное дело №2а-2633/2019

<данные изъяты>

Дело хранится в Тюменском районном суде Тюменской области

Решение вступило (не вступило) в законную силу «___»__________201__г.

Председательствующий                                                            Н.В. Берсенева

2а-2633/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Коблов Сергей Николаевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края
МИФНС России № 6 по Тюменской области
ГУ УПФ РФ в г. Тюмени и Тюменской области
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Берсенева Наталья Вячеславовна
Дело на странице суда
tumensky.tum.sudrf.ru
29.08.2019Регистрация административного искового заявления
29.08.2019Передача материалов судье
29.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2019Подготовка дела (собеседование)
12.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Регистрация административного искового заявления
27.11.2019Передача материалов судье
27.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
27.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019Подготовка дела (собеседование)
27.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее