В суде первой инстанции дело № 2а-3629/2021
УИД 27RS0001-01-2021-004206-25
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-7939/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Казариковой О.В.
судей Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.
при секретаре Бритовой П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 15 декабря 2021 года дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска к Колесникову И.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
по апелляционной жалобе Колесникова И.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 24 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска (далее – ИФНС по Центральному району г.Хабаровска) обратилась в суд с административным иском к Колесникову И.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц. В обоснование административного иска указано, что Колесников И.В. состоит на налоговом учете как плательщик налога на имущество физических лиц, является собственником объектов недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства. Инспекцией налогоплательщику в личный кабинет направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями № 40631 по состоянию на 17.12.2020 с суммой недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 62 662,00 руб. со сроком уплаты 26.01.2021. Требование ИФНС по Центральному району г.Хабаровска налогоплательщиком добровольно не исполнено, в связи с чем, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка № 27 05.04.2021 вынесен судебный приказ о взыскании с Колесникова И.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 62 662,00 рубля. Определением мирового судьи судебного участка № 27 Центрального района г.Хабаровска от 20.04.2021 судебный приказ отменен. Задолженность Колесникова И.В. является не оплаченной. Просит взыскать с Колесникова И.В. сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 62 662,00 рубля.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 24 августа 2021 административное исковое заявление ИФНС по Центральному району г.Хабаровска удовлетворено частично.
С Колесникова И.В. в пользу ИФНС по Центральному району г.Хабаровска взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 53 287 руб.
С Колесникова И.В. в доход муниципального образования «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в размере 1 798,61 руб.
В апелляционной жалобе Колесников И.В. с постановленным по делу решением суда не согласен. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что судом не дана оценка доводу о том, что кадастровая оценка на 01.01.2019г. иная, чем учтенная в налоговом требовании. С учетом приведенных им расчетов, считает, что сумма ко взысканию должна составлять 10 519 руб., а сумма госпошлины не подлежит взысканию на основании пункта 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку административный ответчик является инвалидом второй группы. Просит изменить решение Центрального районного суда г. Хабаровска и взыскать с него задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 10 519 руб.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что доводы административного ответчика о том, что переоцененная кадастровая стоимость спорных объектов применяется к налоговому периоду 2019 года, являются ошибочными.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Колесникова И.В. – Киняшова М.Е., доводы апелляционной жалобы поддержавшего, представителя ИФНС по Центральному району г.Хабаровска Оксюта О.В., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Из материалов дела следует, что Колесников И.В. в 2019 году и по настоящее время является собственником следующих объектов недвижимого имущества в г.Хабаровске:
- квартира по адресу: <адрес>; кадастровый № (право собственности с 31.05.2017);
- хозяйственное строение или сооружение по адресу: <адрес>; кадастровый № (право собственности с 16.11.2017);
- хозяйственная постройка по адресу: <адрес>; кадастровый № (право собственности с 16.11.2017);
- хозяйственное строение или сооружение по адресу: <адрес>; кадастровый номер: кадастровый № (право собственности с 16.11.2017);
- хозяйственное строение или сооружение по адресу: <адрес>; кадастровый номер: кадастровый № (право собственности с 16.11.2017);
- хозяйственное строение или сооружение по адресу: <адрес>; кадастровый номер: кадастровый № (право собственности с 19.07.2011);
- объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>; кадастровый № (право собственности с 29.10.2004);
- дом бытовых услуг, данные о местоположении отсутствуют; кадастровый № (право собственности с 29.10.2004).
01.09.2020 в адрес налогоплательщика в электронной форме через личный кабинет направлено уведомление № 23394655 от 01.09.2020 об уплате налогов и сборов за 2019 год, в том числе налога на имущество физических лиц в сумме 64 299 руб. из расчета:
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый № (5 776 761 руб. кадастровая стоимость)*0,50% (налоговая ставка)*12/12 месяцев владения в году = 12 709 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый № (5 776 761 руб. кадастровая стоимость)*0,50% (налоговая ставка)*12/12 месяцев владения в году = 12 709 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый № (5 776 761 руб. кадастровая стоимость)*0,50% (налоговая ставка)*12/12 месяцев владения в году = 12 709 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый № (5 375 597 руб. кадастровая стоимость)*0,50% (налоговая ставка)*12/12 месяцев владения в году = 11 826 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, кадастровый № (5 776 761 руб. кадастровая стоимость)*0,50% (налоговая ставка)*12/12 месяцев владения в году = 12 709 рублей;
- квартира по адресу: <адрес>, кадастровый № (3 382 325 руб. кадастровая стоимость)*0,11% (налоговая ставка)*12/12 месяцев владения в году = 1 637 рублей;
В добровольном порядке до установленного срока уплаты - 01.12.2020 налог не уплачен, Инспекцией в Личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 40631 по состоянию на 17 декабря 2020 года со сроком уплаты до 26 января 2021 года.
Требование административным ответчиком добровольно не исполнено, задолженность не погашена.
05.04.2021 мировым судьей судебного участка № 27 судебного района «Центральный район г.Хабаровска» вынесен судебный приказ о взыскании с Колесникова И.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 62 662,00 руб.
В связи с поступившими от Колесникова В.И. возражениями, определением мирового судьи судебного участка № 27 судебного района «Центральный район г.Хабаровска» от 20.04.2021 указанный судебный приказ отменен.
21.06.2021 ИФНС по Центральному району г.Хабаровска обратилось в Центральный районный суд г.Хабаровска с административным иском.
Судом первой инстанции установлено, что в период рассмотрения данного административного дела административным ответчиком частично оплачена задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 9 375 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя частично административные исковые требования налогового органа, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и процедуры взыскания налога, расчет взыскиваемой суммы, сроки на обращение в суд и пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом налоговой базы признаются судебной коллегией необоснованными на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 375, пункту 15 статьи 378.2, пункту 1 статьи 391 и пунктов 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абз. 2 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Приказом Минимущества Хабаровского края от 11.11.2019 № 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» утверждены результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Хабаровского края. Указанный приказ вступил в силу с 01 января 2020 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что измененная кадастровая стоимость не может применяться с 01.01.2019. Налоговым органом, верно рассчитан налог на недвижимое имущество.
Доводы административного ответчика об освобождении его от уплаты государственной пошлины основаны на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Так, подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 «Государственная пошлина» данного кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины установлены статьей 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела, - статьей 107 данного кодекса.
Согласно статье 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1); основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации инвалиды I и II групп освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к каковым государственная пошлина не относится, а подпункт 2 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет им льготу по освобождению от уплаты государственной пошлины только в случае, когда они выступают в качестве административных истцов, то в случае удовлетворения административного иска, предъявленного к ним освобожденным от уплаты государственной пошлины органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная пошлина, по общему правилу, подлежит взысканию с административного ответчика.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 24 августа 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесникова И.В., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи