Решение от 02.03.2022 по делу № 11-189/2022 (11-13039/2021;) от 06.10.2021

Судья Хабина И.С.

Дело № 2-2570/2021     

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-189/2022

г. Челябинск 02 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Мокроусовой Л.Н., Подрябинкиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи ФИО17

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косматова Станислава Олеговича к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении на учете по предоставлению государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, возложении обязанности разместить извещение о проведении закупки технических средств, обеспечении техническим средством реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации,

по апелляционной жалобе Косматова Станислава Олеговича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 03 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Косматова С.О., его представителей – ФИО18., а также представителя третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» - ФИО20., поддержавших доводы жалобы, представителей ответчика – ФИО19., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Косматов С.О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ЧРО ФСС) с учетом уточнения требований, о возложении обязанностей: восстановить его на учете по предоставлению государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации; разместить извещение о проведении закупки технических средств (протез предплечья с микропроцессорным управлением) с функциональными и техническими характеристиками, указанными в заключениях медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи общества с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года и от 27 января 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обеспечить техническим средством реабилитации – протезом предплечья с микропроцессорным управлением на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от 11 сентября 2019 года с техническими характеристиками, указанными в заключениях медико-технической комиссии общества с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года и от 27 января 2021 года.

В обоснование иска указал, что является инвалидом бессрочно, 11 сентября 2019 года ему разработана индивидуальная программа реабилитации и абилитации, согласно которой ему рекомендовано техническое средство реабилитации, предоставляемое за счет средств федерального бюджета, - протез предплечья с внешним источником энергии. 08 октября 2019 года он обратился в филиал №3 ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению его указанным техническим средством реабилитации, однако, до настоящего времени необходимым протезом он не обеспечен. В целях определения конкретной модификации протеза, определения его функционально-технических и качественных характеристик к заявлению было приобщено заключение медико-технической комиссии общества с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года. На основании заявления ГУ ЧРО ФСС проведен аукцион, по результатам которого 23 ноября 2020 года заключен контракт с Федеральным государственным унитарным предприятием «Московское протезно-ортопедическое предприятие». Однако, в описании объекта закупки отражены технические и качественные характеристики протеза, которые не соответствуют характеристикам, указанным в приобщенном им заключении медико-технической комиссии общества с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года. Полагал, что протез, который был предложен ему ответчиком, не соответствует его роду занятий, уровню активности, образу жизни, в связи с чем, он отказался от получения предоставленного протеза и был снят с учета по предоставлению государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, чем нарушены его права.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Косматов С.О. и его представители - ФИО21., исковые требования поддержали с учетом их уточнения, по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель ответчика - ГУ ЧРО ФСС ФИО22., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменный отзыве на иск и дополнении к нему.

Суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Косматову С.О. отказал.

Не согласившись с решением суда, истец Косматов С.О. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Выводы суда о том, что все установленные законом требования для обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации со стороны ответчика выполнены, право истца на обеспечение техническими средствами реабилитации было реализовано, но от получения технического средства он отказался, являются необоснованными. Считает, что предоставленный ему протез не позволяет в полном объеме реализовать индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, восстановить его способности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности для устранения или возможной более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество. Указывает, что при обращении с заявлением им было предоставлено заключение медико-технической комиссии общества с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года, в котором отражены технические и иные характеристики протеза, данным заключением определялась иная модификация протеза, относительно предложенному ему ответчиком. Кроме того указывает, что при заключении государственного контракта в техническом задании изложены функциональные и качественные характеристики, сформированные в заключении медико-технической комиссии от 18 февраля 2019 года, однако, на эту дату отсутствовала его индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Полагает, что при рассмотрении дела не установлено, какое заключение медико-технической комиссии позволяет составить техническое задание на изготовление протеза с внешним источником питания, позволяющим восстановить способность инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, для устранения или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество.

На апелляционную жалобу истца ответчиком поданы письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 ноября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью «Протезно-ортопедический центр» (далее - ООО «Протезно-ортопедический центр») и Федеральное государственное унитарное предприятие «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (далее - ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие») привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.

Представитель третьего лица – ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» не принял участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно жалобы.

Заслушав объяснения сторон, представителя третьего лица - ООО «Протезно-ортопедический центр», проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 и частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В пункте 2 вышеуказанных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с Индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 названных правил установлено, что обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Косматов С.О. является инвалидом . Согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № от 11 сентября 2019 года Косматов С.О. должен быть обеспечен техническим средством реабилитации - протез предплечья с внешним источником энергии (л. д. 103-116 том 1).

08 октября 2019 года Косматов С.О. обратился в ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по обеспечению протезом предплечья с внешним источником энергии (л. д. 101-102 том 1).

Решением ГУ ЧРО ФСС от 08 октября 2019 года Косматов С.О. поставлен на учет для обеспечения техническим средством реабилитации (л.д.117-118 том 1).

23 ноября 2020 года ответчиком заключен государственный контракт № на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с внешним источником энергии и Косматову С.О. выдано направление в ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» на получение протезно-ортопедического изделия (л.д.73, 75-89 том 1).

27 ноября 2020 года Косматов С.О. отказался от получения выполненных работ по изготовлению ему протеза с внешним источником энергии модификации TouchBionics, на том основании, что данная модификация не соответствует заключению медико-технической комиссии ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года, приложенному к заявлению от 08 октября 2019 года, о постановке на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, была крайне неудобна при тестировании, отсутствует его размер кисти, данное изделие не полностью восстанавливает способности к профессиональной, бытовой и общественной деятельности, в результате чего пострадает его качество жизни (л.д.12 том 1).

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что все установленные законом требования для обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации ГУ ЧРО ФСС были выполнены, право Косматова С.О. на обеспечение техническими средствами реабилитации было реализовано, но от получения технического средства реабилитации истец отказался, и пришел к выводу, что отсутствуют правовые основания для признании незаконным действий ответчика, следовательно, не подлежат удовлетворению требования истца о восстановлении его на учете по предоставлению государственной услуги по обеспечению техническими средствами, обязании ответчика разместить извещение о проведении закупки технических средств и обеспечить истца техническим средством реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации от 11 сентября 2019 года с техническими характеристиками, указанными в заключении ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года и от 27 января 2021 года. При этом указал, что истец не лишен права повторно обратиться с заявлением на получение данной государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия не может не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как указано выше, правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 года N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.

Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.

Подпунктом "а" пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года N 657н, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240.

Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Как следует из материалов дела, индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит только указание на вид технического средства реабилитации – протез предплечья с внешним источником энергии, поэтому для определения конкретной модификации протеза, определения его функционально-технических и качественных характеристик истцом к заявлению об обеспечении протезом от 08 октября 2019 года, поданному в филиал №3 ГУ ЧРО ФСС, приобщено заключение ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года. По заявлению Косматова С.О. ответчиком в целях обеспечения последнего протезом в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведен аукцион, по результатам которого 23 ноября 2020 года заключен государственный контракт на изготовление протеза с ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие», которое осуществляет протезирование инвалидов в Челябинской области. При этом, при проведении аукциона заказчиком - ГУ ЧРО ФСС в описании объекта закупки отражены функциональные, технические и качественные характеристики протеза указанные в заключении медико-технической комиссии Челябинского филиала ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» от 18 февраля 2019 года, которые не соответствуют характеристикам, указанным в заключении медико-технической комиссии ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года.

Кроме того, в материалы дела истцом представлено заключение медико-технической комиссии ООО «Протезно-ортопедический центр» от 27 января 2021 года, которое содержит, в том числе, таблицу отличий технических средств реабилитации «Tach Bionic Access» и «Vincent Evolution3» и указано, что назначение протеза предплечья с внешним источником энергии «Tach Bionic Access» (рекомендованный ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие») будет некачественной медицинской услугой, реабилитационный потенциал не будет достигнут. Назначение протеза предплечья с внешним источником энергии «Vincent Evolution3» (рекомендованный ООО «Протезно-ортопедический центр») будет качественной медицинской услугой, реабилитационный потенциал будет достигнут в полном объеме (л.д.5-6 том 1).

С целью устранения данных противоречий в заключениях медико-технических комиссий ООО «Протезно-ортопедический центр» и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие», судом апелляционной инстанции по настоящему гражданскому делу была назначена очная судебная медико-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта»).

Из заключения комиссии экспертов ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» по результатам исследований рекомендаций медико-технических комиссий для Косматова С.А. в соответствии с определением суда от 13 декабря 2021 года, следует, что выполненный сравнительный анализ вышеназванных заключений медико-технических комиссий позволяет констатировать, что рекомендации, указанные в заключениях медико-технической комиссии ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года и от 27 января 2021 года в большей степени учитывают анатомно-функциональные особенности, социальные факторы, мотивированность Косматова С.О. к повышению социального статуса, что соответствует требованиям ГОСТ Р 52877-2021 в части обеспечения жизнедеятельности инвалида без посторонней помощи, удовлетворения по функциональным и эстетическим свойствам протеза и пожеланиям инвалида.

Кроме того, рекомендации, указанные в заключениях медико-технической комиссии ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года и от 27 января 2021 года в полной мере соответствуют требованиям Технического задания к государственному контракту № от 23 октября 2020 года.

Вместе с тем следует отметить, что при выборе конструкции протеза предплечья с внешним источником энергии Косматову С.О. медицинские показания соответствуют данным приказа Минтруда России от 05 марта 2021 года №106н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», а социальные факторы и мотивированность инвалида к повышению социального статуса – письму заместителя руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 27 декабря 2016 года №41040/2016, и соответствуют показаниям для обеспечения протезом предплечья с микропроцессорным управлением (л.д. 143-166 том 3).

Так, согласно письму заместителя руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 27 декабря 2016 года №41040/2016, выбор конструкции назначаемого протеза верхней конечности, в том числе и протезов предплечья, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного, в том числе учитываются: возраст инвалида, объем функциональных возможностей, выраженность патологии верхних конечностей; анатомо-функциональное состояние культи, давность дефекта, характер выработанных навыков и компенсаторных возможностей (сохранение навыков пользования, управления протезом при снижении уровня компенсаторных движений); функциональные запросы инвалида с учетом социальных, трудовых и бытовых факторов, в том числе занятий спортом; профессии, а также уровень интеллекта (для управления многофункциональными протезами требуется сохранность интеллекта); психологическая готовность к освоению протеза; моторная одаренность (что определяет возможность формирования необходимых навыков управления протезами); физическое развитие и выносливость; наличие сопутствующих заболеваний, влияющих на физические и функциональные способности инвалида с возможным ухудшением состояния инвалида и т.д.

Таким образом, совокупность вышеперечисленных составляющих исключает формальный подход к данной проблеме и предусматривает вполне определенную цель - максимальное восстановление нарушенных функций вследствие анатомического дефекта техническим средством реабилитации - протезом верхней конечности.

Указанная судебная экспертиза проведена в порядке, установленном статьей 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заключение экспертизы выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о проведении экспертизы, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что заключение судебной экспертизы отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в ее правильности отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1651 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" пункт 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" изложен в новой редакции, в том числе указано, что обеспечение техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного и выводов судебной экспертизы, истец обоснованно отказался от получения технического средства реабилитации, не отвечающего требованиям заключения медико-технических комиссий ООО «Протезно-ортопедический центр» от 03 апреля 2019 года.

░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 03 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2011 ░░░░ №44-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░).

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ 4 ░░░░░░ 24 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2011 ░░░░ №44-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░").

░ ░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 59 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2011 ░░░░ №44-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░" ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 68 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2011 ░░░░ №44-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░" ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 69 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2011 ░░░░ №44-░░ "░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░" ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 03 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 03 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░ 2022 ░░░░.

11-189/2022 (11-13039/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Косматов Станислав Олегович
Ответчики
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Другие
Кольцов
ООО "Протезно-Ортопедический Центр"
Булаева
Лобов
Кузнецова Т.А
ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие"
Киселева
Кузнецова Т.А.
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Мокроусова Лилия Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
07.10.2021Передача дела судье
09.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
06.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
01.02.2022Производство по делу возобновлено
02.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2022Передано в экспедицию
02.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее