№2-549/2021
УИД 11RS0016-01-2021-001060-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Выльгорт 19 августа 2021 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шараухова В. А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Шараухов В.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.11.2020 уголовное дело, возбужденное по ст. 319 Уголовного кодекса РФ, в отношении Шараухова В.А., прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления и за ним признано право на реабилитацию, что включает в себя право на компенсацию морального вреда, которую он определил в размере 300 000 рублей.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Прокуратура Республики Коми.
Истец Шараухов В.А. в судебном заседании подержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, представило возражения на исковое заявление, в которых просило принять решение о размере компенсации морального вреда с учетом требований разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела и индивидуальных особенностей осужденного.
Представитель третьего лица Прокуратуры Республики Коми и прокуратуры Сыктывдинского района Республики Коми Иванов Е.К, признавая наличие оснований к взысканию компенсации морального вреда за счет средств казны, полагал заявленную к взысканию сумму завышенной.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Данный порядок установлен гл. 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причинённый гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объёме независимо от вины органа дознания, дознавателя следователя, прокурора и суда. В соответствии с п. З ч. 2, ч. 3 указанной статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям предусмотренным п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 4—6 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также на любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
Суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст. 134, 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (ст. 1069, ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Таким образом вред, причиненный гражданину в результате незаконного уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на возмещение вреда возникает при условии, помимо прочего, прекращения уголовного дела за отсутствием состава преступления; прекращения уголовного дела за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской федерации, содержащимися в п. 2, З постановления от 29.11.2011 №17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», с учетом положений ч. 2 ст. 133 и ч. 2 ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на реабилитацию имеют лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, так и лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства либо уголовное дело прекращено и (или) приговор отменен по таким основаниям в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Право на реабилитацию имеет не только лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делу в целом, но и лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по указанным основаниям по части предъявленного ему самостоятельного обвинения.
Прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям влечет полную реабилитацию лица, обвиняемого в совершении уголовно наказуемого деяния, и указывает на незаконность уголовного преследования данного лица. Незаконность уголовного преследования истца, сопровождающаяся избранием меры пресечения в виде заключения под стражу, личного поручительства, установленная постановлением о прекращении уголовного дела и в доказывании не нуждается в соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Шараухов В.А. в период с 2006 года по 2018 год неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений против личности и против собственности.
14.10.2019 в отношении Шараухова В.А. на основании постановления следователя следственного отдела по г. Сыктывкару следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318, ст. 319 Уголовного кодекса РФ.
19.10.2019 Шараухов В.А. допрошен в качестве подозреваемого.
Постановлением заместителя руководителя следственного отдела по г. Сыктывкару следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми уголовное дело, возбужденное в отношении Шараухова В.А. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318, ст. 319 Уголовного кодекса РФ и уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 Уголовного кодекса РФ соединены в одно производство.
29.10.2019 Шараухов В.А. допрошен и привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 318, ст. 319 Уголовного кодекса РФ.
31.10.2019 заместителем руководителя следственного отдела по г. Сыктывкару следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми утверждено обвинительное заключение по обвинению Шараухова В.А. в совершении указанных преступлений и уголовное дело передано в суд.
Предварительное слушание по уголовному делу назначено судом на 20.11.2019.
По итогам предварительного слушания Сыктывдинским районным судом Республики Коми 20.11.2019 вынесено постановление о возвращении уголовного дела прокурору.
29.11.2019 прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми на данное постановление подано апелляционное представление.
На основании апелляционного постановления Верховного суда Республики Коми от 31.01.2020 постановление Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.11.2019 отменено, уголовное дело передано на новое судебное разбирательство в тот же суд в ином составе суда со стадии подготовки к судебному заседанию.
Судебное заседание назначено на 24.03.2020. Также указанное уголовное дело рассматривалось в судебных заседаниях 04.06.2020, 22.06.2020, 03.07.2020, 31.07.2020, 23.09.2020, 23.10.2020, 05.11.2020
В ходе рассмотрения дела Шараухов В.А. неоднократно подвергался принудительному приводу.
На основании приговора Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.11.2020 Шараухов В.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 161 Уголовного кодекса РФ.
Постановлением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.11.2020 уголовное дело и уголовное преследование в отношении Шараухова В.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 Уголовного кодекса РФ прекращено ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения в связи с отсутствием в деянии Шараухова В.А. состава преступления.
За Шарауховым В.А. признано право на реабилитацию в связи с уголовным преследованием по ст. 319 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина, суд находит доказанным факт причинения Шараухову В.А. морального вреда, поскольку за ним признано право на реабилитацию, а само по себе уголовное преследование, независимо от личных особенностей истца, степени психического восприятия ситуации, является психотравмирующим фактором, не зависимо от того, что мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана истцу не только в связи с обвинением в преступлении, уголовное дело по которому прекращено, но и в связи с совершением преступлений, за которые истцу назначено наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, из материалов дела следует, что Шараухов В.А., имеет ряд тяжелых заболеваний, а также обнаруживает признаки <данные изъяты>.
Как пояснил в ходе рассмотрения дела истец, пока велось производство по уголовному делу по ст. 319 Уголовного кодекса РФ он испытывал нравственные страдания, поскольку с учетом двух других преступлений мог получить более строгое наказание, в связи с чем, сильно нервничал, и на фоне имеющегося у него <данные изъяты> состояние его здоровья ухудшилось, появилась сильная раздражительность, пропал сон.
У суда нет оснований не доверять объяснения истца, поскольку согласно представленной по запросу суда филиалом «Больница» ФКУЗ МЧС-11 ФСИН России информации Шараухов В.А. в период с 28.03.2021 по 07.05.2021 находился на плановом обследовании, <данные изъяты>, что подтверждается копией выписки из истории болезни № <данные изъяты>. При поступлении в отделение 28.03.2021 имел жалобы на <данные изъяты>. За период нахождения в учреждении получил медикаментозное лечение, симптоматическую терапию, <данные изъяты> а также лечебно-оздоровительный режим. <данные изъяты>
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тяжесть предъявленного истцу обвинения, продолжительность незаконного уголовного преследования, а также тяжесть наступивших для него последствий, к которым суд относит нравственные страдания истца в виде страха и тревоги, связанных с привлечением к уголовной ответственности за вменяемое ему преступление, индивидуальные особенности истца, включая его состояние здоровья, руководствуюсь требования разумности и справедливости, суд определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца приходит к выводу о возможности взыскания в пользу Шараухова В.А. 30 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Шараухова В. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шараухова В. А. в качестве компенсации морального вреда 30 000 рублей.
В остальной части исковые требования Шараухова В. А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2021.
Судья Е.А. Долгих