Дело № 2-2433/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В. при секретаре Рашитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамсутдинова Игоря Рафиковича к ООО «Центр велоспорта «Агидель», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на нежилое здание склада для хранения спортивного инвентаря, Литер А, инв. №, количество этажей 1, общей площадью 49,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Шамсутдинов И. Р. обратился в суд с иском к ООО «Центр велоспорта «Агидель», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на нежилое здание склада для хранения спортивного инвентаря, Литер А, инв. №, количество этажей 1, общей площадью 49,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец Шамсутдинов И.Р., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Неустроев Л.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан по доверенности Зотова Н.Н., допрошенная в судебном заседании, возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика ООО «Центр велоспорта «Агидель» по доверенности Камаев В.Р. исковые требования признал.
Представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. п. 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
При рассмотрении дела установлено, что в соответствии с договором предоставления земельного участка на временное пользование участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13.07.1998 года № 146 земельный участок площадью 0,11 га лесного фонда в Черниковском лесничестве в квартале № 40, выдел № 12, был предоставлен ООО «Центр велоспорта «Агидель» для осуществления культурно-оздоровительных целей сроком на десять лет. Земельный участок был принят ООО «Центр велоспорта «Агидель» по акту передачи участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно нормам Лесного кодекса Республики Башкортостан от 18.06.1991 года в редакции, действующей на момент предоставления земельного участка, в лесном фонде может осуществляться вид деятельности по пользованию лесными угодьями в культурно-оздоровительных и рекреационных целях. Лесопользователями в Республике Башкортостан могут быть граждане и юридические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с действующим законодательством. Также на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных целей возможно проведение мероприятий по благоустройству этих участков и строительство объектов недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ между Шамсутдиновым И.Р. (Инвестор) и ООО «Центр велоспорта «Агидель» (Заказчик) был заключен договор инвестирования в реконструкцию нежилого здания склада для хранения спортивного инвентаря, инв. №, количество этажей 1, общая площадь 45,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 0,11 га, находящемся у Заказчика во временном пользовании на основании Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан № 146 от 13.01.1998 года, право подтверждено договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору инвестирования в строительство от ДД.ММ.ГГГГ Инвестор обязан перечислить на расчетный счет Заказчика или иным образом передать Заказчику денежные средства в размере <данные изъяты> рублей до ДД.ММ.ГГГГ, Заказчик должен был подготовить все необходимые разрешительные документы и передать Инвестору построенный объект до ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из акта приема-передачи по договору инвестирования от ДД.ММ.ГГГГ Шамсутдинов И.Р. передал ООО «Центр велоспорта «Агидель» денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.
Как усматривается из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на отдельно стоящее 1-этажное нежилое здание склада (Литер А) площадью 49,8 кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный №, строение построено в ДД.ММ.ГГГГ году, реконструировано в ДД.ММ.ГГГГ году, ранее выполненный технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ.
Заказчик неоднократно предпринимал меры к получению разрешительной документации.
В соответствии с Градостроительным заключением Главархитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении складского помещения для хранения спортивного инвентаря (Литер А) по <адрес>, номер квартала №, строение находится в территориальной зоне Р-2/72. Для пассивного отдыха, объектов здравоохранения. Вид функционального использования: разрешен. Зоны особого регулирования градостроительной деятельности нет. Зона экологического ограничения: Зона охраны естественных ландшафтов: ПТ. Пойменные территории. Зона санитарной охраны водозаборов: ВЗ-2. П пояс санитарной охраны водозаборов <адрес>. Зона охраны водоемов: ВД. Водоохранные зоны рек. Зоны охраны водоемов: ПР. Прибрежные защитные полосы рек. Зона экологических ограничений от стационарных технологических источников: СЗ-О. Санитарно-защитные зоны от отдельно расположенных предприятий и групп предприятий. Строение расположено на земельном участке, предоставленном на временное пользование участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Сохранение самовольно построенного складского помещения для хранения спортивного инвентаря (Литер А) не противоречит требованиям Градостроительного регламента <адрес>.
Согласно письму Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному ООО «Центр велоспорта «Агидель», Центральное межрайонное управление Минприроды РБ не возражает по признанию права собственности в установленном порядке на самовольно построенное складское помещение для хранения инвентаря (Литер А) по <адрес> ГО <адрес> РБ.
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным ООО «Центр велоспорта «Агидель», Управление сообщает, что размещение складского помещение для хранения инвентаря (Литер А) по <адрес> ГО <адрес> РБ не противоречит требованиям и нормам, управление не возражает против сохранения самовольно построенного складского помещения для хранения спортивного инвентаря.
Письмом Администрации ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр велоспорта «Агидель» в признании права собственности на самовольно построенное складское помещение было отказано, рекомендовано обратиться в суд.
В соответствии с техническим заключением № № по результатам визуального обследования и оценки технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, на момент обследования и оценки технического состояния основных несущих и ограждающих строительных конструкций эксплуатационная надежность нежилого здания склада обеспечена, что в целом дает положительную оценку возможности дальнейшей эксплуатации с размещением в них складских помещений. Использование данного складского здания по функциональному назначению соответствует требованиям нормативно-технической документации по части требований санитарных норм, предъявляемых к содержанию прилегающей территории и пожарной безопасности, предъявляемых к данным типам зданий/сооружений, т.к. мероприятия по пожарной безопасности и охране окружающей среды соответствуют требованиям нормативной документации, а именно: СНиП21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП2.01.02-85 «Противопожарные нормы», СП1.12130.2009 «Системы пожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СП2.13130.2009 «Системы пожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», МДС21-198 «Предотвращение распространения пожара. Пособие к СНиП21-01-97», ГОСТ12.1004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», Приложение 1 «Противопожарные требования» к СНиП2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Размещение данного нежилого строения соответствует градостроительным регламентам, утвержденным в данной территориальной зоне. Функциональное использование объекта не противоречит виду разрешенного земельного участка. Ограничений в области градостроительного зонирования, резервирования земельных участков для муниципальных нужд не имеется. Сохранение постройки не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что истцом представлены суду объективные, допустимые и достаточные доказательства того обстоятельства, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а ответчиком не представлено суду допустимых, объективных и достаточных доказательств обратного, единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на его строительство, существенные нарушения градостроительных, строительных и других норм и правил при самовольной постройке здания допущены не были, истец принял меры к ее легализации, суд полагает, что требования иска обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░, ░░░. №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 49,8 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░, ░░░. №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1, ░░░░░ ░░░░░░░░ 49,8 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.