Дело № 2-800/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Безверхой А.В.,
при секретаре Темеревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 апреля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Ермакова А.В. к Администрации Морозовского сельского поселения Омского района Омской области о признании пострадавшими от паводка, обязании включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Морозовского СП ОМР Омской области о признании пострадавшими от паводка, обязании включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, в обоснование исковых требований указал, что 01.04.2016 года Главой Морозовского сельского поселения введено чрезвычайное положение в связи с весеннем паводком, 02.04.2016 года чрезвычайное положение отменено. В связи с паводком имуществу истца был причинен вред придомовому земельному участку и жилому дому. Истец обратился к ответчику с заявлением о включении в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, однако ответчиком дан ответ отрицательного содержания, из которого следует, что в указанный список включить истца не возможно, т.к. отсутствует акт комиссионного обследования. Истец полагает, что таким ответом ответчик нарушает его права, т.к. ответ ограничен формальными основаниями, то есть в силу того, что со стороны истца представлены все необходимые документы. Полномочия по составлению акта обследования делегированы ответчику, дополнительного заявления от истца, пострадавшего от паводка, не требуется в силу действующего законодательства. Следовательно, истцом подано заявление на оказание материальной помощи, которое является основанием для организации выезда по месту жительства пострадавшего лица. В целях восстановления своих нарушенных прав, истцом направлены обращения в адрес ответчика, иных компетентных органов о составлении акта обследования. 30.01.2017 года комиссией составлен акт обследования по месту нахождения собственности истца, т.е. обследована территория придомового земельного участка и дома. Истцу не представлено средств материальной помощи на каждого члена семьи, а также средств, в связи с необходимостью восстановления имущества.
В судебном заседании истец Ермаков А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что в результате подтопления на земельном участке вымокли многолетние насаждения, был затоплен погреб, в гараже вода прибывала и подтопила котел отопления. Подтопление произошло 10-15 апреля 2016 года, в результате чего он был вынужден поменять линолеум и заливать бетоном конструкции в погребе.
Представитель истца Ермакова А.В. - Седловская М.В., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования и пояснения Ермакова А.В. поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обратила внимание суда, что из ответа Администрации сельского поселения следует, что включить в список лиц, нуждающихся в оказании единовременной помощи семью истца не представляется возможным, поскольку не представлен полный пакет документов в том числе и акт обследования. Вместе с тем, акт обследования должен быть составлен именно ответчиком. Ссылку Администрации Морозовского сельского поселения на пропуск срока на подачу заявления на оказание мер социальной поддержки считала несостоятельной, поскольку законом не предусмотрен срок для обращения. Обратила внимание суда, что подача заявление в сентябре 2016 года была связана с отсутствием информации со стороны органа местного самоуправлении о наличии ЧС. Поскольку из за чрезвычайной ситуации принадлежащий истцу земельный участок был подтоплен, вымокли кустарники, а так же поврежден прибор отопления в гараже, семья истца имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110, как в размере 10 000 рублей на члена семьи, так и на 50 000 рублей, поскольку пострадало имущество первой необходимости.
Представитель ответчика Администрации Морозовского СП ОМР Омской области Криворучко А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что дом Ермакова А.В. не входит в зону подтопления. Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 52 от 01.04.2016 г. границы зоны чрезвычайной ситуации в д. Ракитинка Морозовского СП ОМР Омской области четко обозначены. Эти границы зафиксированы в постановлении в результате комиссионного обследования территории д. Ракитинка в присутствии Главы Администрации, его заместителя. Комиссия определила, что дом и земельный участок истца в зону подтопления не входил. Не все улицы и дома населенного пункта попали в зону чрезвычайной ситуации, а только те, ситуация с подтоплением которых паводковыми водами была действительно критичной. Режим функционирования чрезвычайной ситуации введен в д. Ракитинка 01.04.2016 г. в связи с массовым потоком воды с прилегающих к населенному пункту земель сельскохозяйственного назначения. В этот день Администрацией Морозовского СП ОМР Омской области были организованы мероприятия по ликвидации чрезвычайной обстановки, в частности организовано рытье канав, траншей для стока воды, откачка воды. В результате уже на следующий день обстановка в населенном пункте нормализовалась, режим функционирования чрезвычайной ситуации был отменен постановлением от 02.04.2016 г. В январе 2017 года был осуществлен комиссионный осмотр земельного участка истца, по результатом которого не установлено признаков подтопления дома истца. В акте со слов собственника земельного участка было указано, что в результате весеннего паводка вымокли многолетние насаждения. Истец допустимых и достоверных доказательств того, что его дом и земельный участок вошли в границы чрезвычайной ситуации, не предоставил. При таких обстоятельствах, правом на включение ее и членов семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства РФ не имеет. Просила в иске отказать.
Третье лицо Ермакова Л.Н. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Третьи лица Ермаков М.А., Ермакова А.Г., Ермакова В.М., Ермаков А.А. в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица Главного управления региональной безопасности Омской области Гарус М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что при отсутствии иу гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества, граждане включаются в списки на основании принятых судебных решений. В случае принятия судом решения о включении истцов в вышеуказанный список, Главным управлением, после поступления соответствующей информации, будет инициировано ее направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Представитель Правительства Омской области Понкратов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление.
Представители третьих лиц ГУ МЧС России по Омской области Администрации ОМР Омской области, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на человека).
Из методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из названного фонда, утвержденных МЧС России от 03.10.2014 № 2-4-87-24-7 и Приказа МЧС от 29.08.2014 № 470 «Об утверждении порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» следует, что списки граждан формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне чрезвычайной ситуации, подтвержденному регистрацией.
Таким образом, в соответствии с установленным порядком выплата единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека предоставляется гражданину при условии, если он постоянно проживал в зоне затопления (чрезвычайной ситуации), обратился с заявлением о включении в списки лиц на оказание материальной помощи, и был включен в данные списки. В случае если было утрачено имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В апреле 2016 г. на территории Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сложилась чрезвычайная ситуация в результате обильного паводка.
Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 52 от 01.04.2016 г. на территории Морозовского сельского поселения введен режим функционирования «Чрезвычайной ситуации» с 01 апреля 2016 года. Этим постановлением определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории с. Морозовка Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (п. 2).
Из п. 2 названного постановления следует, что в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории Морозовского сельского поселения включены дома №№ 3,5,6,9,14,15,16,17,19,21,22,25 кв.1, 25 кв. 2, 27,28,30,32,33,34,35,36,37,42,44,45,47,48 кв. 1, 48 кв. 2, 51 кв. 1, расположенные на улице Юбилейная в д. Ракитинка и др.
Установлено, что истец Ермаков А.В. и третьи лица Ермаков А.А., Ермаков М.А., Ермакова Л.Н., Ермакова А.Г., Ермакова В.М. зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается копией лицевого счета №, выданной администрацией Морозовского сельского поселения.
Земельный участок, площадью 1829 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Ермакову А.В.
Из материалов дела следует, что жилой дом и земельный участок, принадлежащий истцу не входит в зону чрезвычайной ситуации, определенной постановлением Администрации Морозовского сельского поселения.
Из пояснений представителя ответчика следует, что после установления признаков чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, комиссионно были выявлены границы зоны ЧС, органом местного самоуправления были предприняты меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в результате чего паводковая ситуация уже на следующий день стабилизировалась. Указанные доводы истцом и третьими лицами не оспаривались.
Постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № 53 от 02.04.2016 г. на территории Морозовского сельского поселения режим функционирования «Чрезвычайной ситуации» отменен.
В судебном заседании со слов истца и свидетелей установлено что подтопление земельного участка истца произошло в середине апреля 2016 года. С заявлением в администрации Морозовского сельского поселения Ермаков А.В. в апреле – августа 2016 года не обращался.
15.09.2016 года Ермаков А.В. обратился к Главе Морозовского сельского поселения ОМР Омской области с заявлением о выплате компенсации истцу и членам его семьи, т.к. дом и земельный участок, где истец и члены его семьи проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации на территории Морозовского сельского поселения, вызванной подтоплением паводковыми водами.
16.09.2016 г. Администрацией Морозовского СП ОМР Омской области Ермакову А.В. был дан ответ, в котором содержится отказ включить истца и членов ее семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи гражданам, имущество которых пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением паводковыми водами в апреле 2016 года на территории Морозовского сельского поселения, поскольку истцом не представлены необходимые документы.
20.01.2017 года истец Ермаков А.В. обратился с заявлением в администрацию Морозовского сельского поселения с просьбой составить акт обследования по месту жительства истца.
30.01.2016 года в результате обследования жилого дома и приусадебного участка, расположенных по адресу: Омская область Омский район д. Ракитинка, ул. Солнечная, д. 6, комиссией в составе директора МКУ «Хозяйственной управление Морозовского с/п» К.А.Н.., специалиста ВУС администрации Морозовского с/п Ж.В.П., инженера по землеустройству администрации Морозовского с/п П.И.В., с участием Ермакова А.В., был составлен акт обследования. В результате осмотра, было установлено, что на придомовом земельном участке, со слов проживающего в доме Ермакова А.В. вымокли многолетние насаждения; в жилом доме следов очертания воды не обнаружено. Акт обследования подписан членами комиссии и Ермаковым А.В.
В судебном заседании свидетель Л.Г.Г. пояснила, что в апреле 2016 года она как член Совета Морозовского сельского поселения разносила бланки заявлений и актов для заполнения по фату подтопления. Заходила на приусадебный участок и домой к Ермакову, выдела, что на приусадебном участке вымокли многолетние насаждения, а в доме был поврежден линолеум на полу, затоплен погреб и водой уничтожены все запасы, находящиеся в погребе. Ермакову о необходимости обращения с заявлением в Администрации Морозовского сельского поселения не говорила, поскольку в доступной форме информация до жителей села и до нее не доводилась.
Свидетель С.Е.В. дала суду аналогичные пояснения.
Оценивая доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца.
Дом и земельный участок истца, расположенные по адресу: <адрес>, не вошли в границы зоны чрезвычайной ситуации, установленные постановлением Администрации Морозовского СП ОМР Омской области № от 01.04.2016 г.
Указанное постановление истцом не оспорено, не признано в судебном порядке недействительным, незаконным, самостоятельно органом местного самоуправления не отменено и не изменено.
Тем самым, факт нахождения адреса истца в зоне чрезвычайной ситуации документально не подтвержден.
Истцом заявлено о повреждении имущества в период с 10 по 15 апреля 2016 года, вместе с тем, режим «Чрезвычайной ситуации» был введен 01 апреля 2016 года и 02 апреля 2016 года был отменен.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлен акт осмотра земельного участка от 30.01.2017 года. Вместе в тем из акта следует, что сведения о причинении ущерба насаждениям на приусадебном участке установлены со слов Ермакова А.В. Объективно комиссией следов затопления не обнаружено, следов очертания воды в жилом доме нет.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», регулируя основные понятия, определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из пояснений истца и свидетелей, следует, что в середине апреля 2016 года в домовладении по адресу: <адрес>, был затоплен приусадебный участок и погреб в жилом доме. Указанные истцом обстоятельства не свидетельствуют о возникновении и наличии чрезвычайной ситуации, так как не могли повлечь за собой и в действительности не повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ответчиком было произведено обследование домовладения истца, по результатам которого, признаков наличия обстановки причинения истцу значительных материальных потерь, нарушения условий жизнедеятельности семьи истца в результате паводковых явлений, происходивших весной 2016 г., не установлено.
Допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих нахождение дома и земельного участка истца в границах зоны чрезвычайной ситуации в дни ее введения и функционирования на территории д. Ракитинка Омского района Омской области, а именно 01.04.2016 г., 02.04.2016 г., истцом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Ермакова А.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ермакова А.В. к Администрации Морозовского сельского поселения Омского района Омской области о признании пострадавшими от паводка, обязании включить в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Безверхая
Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2017 года.