Дело № 2а-223/2022
УИД 23RS0043-01-2022-000046-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 08 февраля 2022 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Петренко А.П.,
при секретаре Ханхадаевой О.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района
Митропановой М.А.,
административного ответчика – главы Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района Емельяновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселении <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Степного сельского поселении <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства РФ, направленного на выявление и реабилитацию наркозависимых, а также при реализации программ профилактики наркомании.
В ходе проведенной проверки установлено, что в Степном сельском поселении <адрес> не разработана и не утверждена муниципальная программа по реализации мероприятий Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года.
Согласно и. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Указом Президента РФ от 23.11.2020 №733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года, пункт 24 которой закрепляет, что реализация настоящей Стратегии на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии включаются в соответствующие муниципальные программы.
Статьями 171, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что администрации муниципальных образований, относятся к органам, осуществляющим составление проектов бюджетов, которые в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов основываются на муниципальных программах, проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ.
Частью 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений вынесено представление главе администрации Степного сельского поселения <адрес>, которое рассмотрено, но не удовлетворено, нарушения не устранены.
Бездействие администрации Степного сельского поселения <адрес> по принятию мер по устранению нарушений бюджетного законодательства в части разработки и принятия муниципальной программы, направленной на профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Степного сельского поселения <адрес>, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> Митропанова М.А. просила суд признать незаконным бездействие администрации Степного сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений бюджетного законодательства; обязать администрацию Степного сельского поселения <адрес> разработать и утвердить муниципальную программу по реализации мероприятий Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года.
Представитель административного ответчика – глава Степного сельского поселении <адрес> Емельянова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что ввиду отсутствия полномочий в статье 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, направленной на антинаркотическую пропаганду, администрация Степного сельского поселения <адрес> не имеет права разрабатывать и утверждать муниципальную программу и исполнять расходные обязательства, направленные на реализацию вышеуказанных мероприятий, не связанных с решением вопросов, отнесенных к полномочиям сельских поселений.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив их, суд приходит к выводу, что административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
На основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ, наркосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства.
Согласно статье 1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ, профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства РФ, направленного на выявление и реабилитацию наркозависимых, а также при реализации программ профилактики наркомании.
В ходе проведенной проверки установлено, что в Степном сельском поселении <адрес> не разработана и не утверждена муниципальная программа по реализации мероприятий Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах, в том числе координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В силу статьи 53.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ, профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании осуществляют: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 23.11.2020 №733 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года, пункт 24 которой закрепляет, что реализация настоящей Стратегии на уровне муниципальных образований осуществляется на основании планов мероприятий, утвержденных главами муниципальных образований. Мероприятия по реализации настоящей Стратегии включаются в соответствующие муниципальные программы.
Статьями 171, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что администрации муниципальных образований, относятся к органам, осуществляющим составление проектов бюджетов, которые в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов основываются на муниципальных программах, проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ.
Частью 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; результативности и эффективности использования бюджетных средств и иных.
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения вышеуказанных нарушений вынесено представление главе администрации Степного сельского поселения <адрес>, которое рассмотрено, но не удовлетворено, нарушения не устранены.
В силу ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Как следует из положений ст. 157 Кодекса административного судопроизводства РФ, если по данной категории административных дел допускается признание административного иска, суд принимает его и разъясняет последствия признания административного иска. При этом суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч.5 ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая, бездействие администрации Степного сельского поселения <адрес> по принятию мер по устранению нарушений бюджетного законодательства в части разработки и принятия муниципальной программы, направленной на профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Степного сельского поселения <адрес>, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Как следует из смысла ст. 65 Кодекса административного судопроизводства РФ, признание административного иска административным ответчиком освобождает административного истца от дальнейшего доказывания юридически значимых обстоятельств.
Как следует из положений ст.157 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Суд в силу ст. 227 КАС РФ также считает необходимым обязать административного ответчика устранить выявленное бездействие, поскольку понуждение к совершению определенных действий согласно нормам КАС РФ является одним из способов защиты гражданских прав в административном процессе.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Степного сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений бюджетного законодательства.
Обязать администрацию Степного сельского поселения <адрес> разработать и утвердить муниципальную программу по реализации мероприятий Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2030 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда: А.П. Петренко