ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело №77-1882/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 26 мая 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.
судей Пластининой О.В., Лазаревой О.Н.
при секретаре Бабийчук Г.А.
с участием прокурора Сыромотиной М.Н.
осужденного Ковалева А.А.
адвоката Михайлеца А.Г., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ НО «Центральная коллегия адвокатов г.Кемерово Кемеровской области № 1» и ордер на защиту № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя прокурора Новосибирской области ФИО7 на приговор Бердского городского суда Новосибирского области от 9 июня 2017 года в отношении Ковалева А.А.
Заслушав доклад судьи Волковой Е.В., пояснения осуждённого Ковалева А.А., участвующего в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, мнение адвоката Михайлеца А.Г., поддержавших доводы кассационного представления, мнение прокурора Сыромотиной М.Н., полагавшей отменить приговор в части осуждения Ковалева А.А. по ч. 3 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 4), ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 5) судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
приговором Бердского городского суда Новосибирской области от 9 июня 2017 года
Ковалев Анатолий Александрович, <данные изъяты> ранее не судимый,
осуждён по:
- ч. 2 ст. 210 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 2) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 3) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- ч. 3 ст. 30, пп. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 4) к 6 годам 6 месяцам лишения свободы;
- ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 5) к 6 годам 6 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 6) к 4 годам 10 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 7) к 4 годам 10 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 8) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 9) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 10) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 11) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, пп. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 12) к 3 годам 10 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление №) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление д № 14) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 15) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, пп. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 16) к 3 годам 10 месяцам лишения свободы;
- ч. 1 ст. 30, пп. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 17) к 3 годам 10 месяцам лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 7 лет 3 месяца лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Ковалев А.А. осужден за:
участие в преступном сообществе (преступление №1);
6 незаконных сбытов наркотических средств в значительном размере, совершенных организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») (преступления №№ 2, 3, 9, 10, 13, 14);
покушение на преступление, то есть за совершение организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») умышленных действий, непосредственно направленных на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (преступление №4);
покушение на преступление, то есть за совершение организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») умышленных действий, непосредственно направленных на незаконный сбыт наркотических средств, в значительном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (преступление №5);
два приготовления к преступлениям, то есть за умышленное создание условий для совершения организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») незаконного сбыта наркотических средств, в особо крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (преступления №№ 6, 7);
два приготовления к преступлениям, то есть за умышленное создание условий для совершения организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») незаконного сбыта наркотических средств, в значительном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (преступления №№ 8, 11);
три приготовления к преступлениям, то есть за умышленное создание условий для совершения организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») незаконного сбыта наркотических средств, в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам (преступления №№ 12, 16, 17);
совершение организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») незаконного сбыта наркотических средств (преступление № 15).
Преступления совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Новосибирской области ФИО7, не оспаривая обоснованность осуждения Ковалева А.А. по преступлениям № 1-3; 6-17, выражает несогласие с приговором в части осуждения Ковалева А.А. по преступлениям № 4-5.
Свои доводы мотивирует тем, что уголовное дело в отношении Ковалева А.А. было выделено в отдельное производств из уголовного дела в отношении ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23
Указывает, что вступившим в законную силу приговором Новосибирского областного суда от 2 октября 2018 года, постановленным по делу в отношении ФИО8, ФИО9, ФИО10 и других, из которого было выделено уголовное дело в отношении Ковалева А.А., обвинение ФИО8, ФИО9, ФИО14 и ФИО10, в части совершения ими совместно с Ковалевым А.А. покушений на незаконный сбыт наркотических средств ФИО24, признано основанным на недопустимых доказательствах, поэтому названные лица в этой части обвинения были оправданы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.
При указанных обстоятельствах прокурор делает вывод о незаконности постановленного в отношении Ковалева А.А. приговора в части его осуждения за покушения на незаконный сбыт наркотических средств ФИО24, совершенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Просит приговор в части осуждения Ковалева А.А. по ч. 3 ст. 30 п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 (преступление № 4), ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 5) отменить с прекращением в этой части производства на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деяниях состава преступления и признанием на основании ч. 1 ст. 134 УПК РФ за ним права на реабилитацию. Наказание, назначенное Ковалеву А.А. на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ смягчить до 7 лет лишения свободы.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов следует, что данное уголовное дело поступило в суд с представлением прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения в связи с заключением обвиняемым Ковалевым А.А. досудебного соглашения о сотрудничестве.
Как следует из материалов дела, досудебное соглашение о сотрудничестве заключено Ковалевым А.А. добровольно и при участии защитника. Представление прокурора соответствует требованиям ст.317.5 УПК РФ. В нем указано о соблюдении обвиняемым Ковалевым А.А. условий и полном выполнении обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, приведены конкретные данные, характер и пределы содействия обвиняемого следствию, а также значение сотрудничества с обвиняемым для раскрытия и расследования преступлений, изобличения и уголовного преследования других соучастников преступлений.
В судебном заседании государственный обвинитель подтвердил активное содействие обвиняемым Ковалевым А.А. следствию в раскрытии и расследовании преступлений и выполнение им взятых на себя обязательств, в связи с заключенным с ним соглашением о досудебном сотрудничестве.
Ковалев А.А. в судебном заседании полностью согласился с предъявленным ему обвинением и подтвердил, что досудебное соглашение о сотрудничестве заключено им добровольно, при участии защитника, и что он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Обоснованность осуждения Ковалева А.А. и правовая оценка по преступлениям № 1-3, 6-17 не оспариваются.
Обстоятельства совершения указанных преступлений, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно, выводы суда не содержат предположений, противоречий и основаны на исследованных при рассмотрении дела доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку.
В соответствии со ст. 307 УПК РФ судом в приговоре подробно изложено описание преступных деяний, с указанием места, времени, способа их совершения, формы вины, целей и последствий преступлений, а также доказательства, на которых основаны выводы суда, изложенные в приговоре, мотивы разрешения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания и обоснование решений, принятых по другим вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.
Имеющие значение для дела обстоятельства были всесторонне и полно исследованы и проанализированы судом, представленные доказательства получили в приговоре надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 87 - 88 УПК РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности достаточности для разрешения уголовного дела.
Выводы суда о виновности Ковалева А.А. в совершении преступлений № 1-3, 6-17 и квалификация действий осужденного в указанной части являются верными и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, содержание которых подробно приведено в приговоре.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что приговор в отношении Ковалева А.А. подлежит изменению по следующим основаниям.
В связи с заключением между осужденным Ковалевым А.А. и прокурором досудебного соглашения о сотрудничестве, уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство из уголовного дела в отношении ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и рассмотрено 9 июня 2017 года Бердским городским судом Новосибирской области.
Согласно обвинительному заключению, Ковалев А.А. обвинялся в покушениях на незаконный сбыт наркотических средств ФИО24, которые по версии органа предварительного следствия были им совершены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ совместно с ФИО8, ФИО25, ФИО9, ФИО14 и ФИО26
Из содержания приговора Бердского городского суда Новосибирской области от 9 июня 2017 года, постановленного в отношении Ковалева А.А., следует, что он был осужден, в том числе, за два покушения на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном и значительном размерах ФИО24, в составе организованной группы с лицами, указанными в приговоре как «лицо №1», «лицо №2», «лицо №5», «лицо №12», «лицо №13».
После вступления приговора Бердского городского суда Новосибирской области от 9 июня 2017 года в отношении Ковалева А.А. в законную силу по уголовному делу в отношении соучастников Ковалева А.А. (ФИО8, ФИО9, ФИО14 и ФИО10) по результатам рассмотрения в общем порядке, предусмотренном главами 35 - 39 УПК РФ, 2 октября 2018 года Новосибирским областным судом постановлен приговор, который апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации от 1 августа 2019 года изменен и вступил в законную силу.
Из содержания приговора Бердского городского суда Новосибирской области от 9 июня 2017 года следует, что по фактам покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном и значительном размере в ходе оперативно-розыскных мероприятий – «Проверочная закупка», проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО24 (преступления № 4-5) Ковалев А.А. признан виновным по ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Согласно приговору Новосибирского областного суда от 2 октября 2018 года обвинение ФИО8, ФИО9, ФИО14 и ФИО10 в совершении указанных преступлений было признано судом, основанным на недопустимых доказательствах, а лица, входившие в преступное сообщество, по обвинению в совершении этих преступлений на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ были оправданы.
Таким образом, в двух указанных судебных решениях, вступивших в законную силу, содержатся противоположные выводы относительно установленных фактических обстоятельств, о виновности и юридической оценки действий соучастников одних и тех же преступлений по фактам покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном и значительном размере в ходе оперативно-розыскных мероприятий «Проверочная закупка», проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО24
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда признается законным, обоснованным и справедливым, если он вынесен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и основан на правильном применении уголовного закона.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 16 мая 2007 года N 6-П, судебное решение, если существенно значимые обстоятельства события, являющегося предметом исследования по уголовному делу, отражены в нем неверно, не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено независимо от того, что послужило причиной его неправедности - неправомерные действия судьи, судебная ошибка или иные обстоятельства, объективно влияющие на законность, обоснованность и справедливость судебного акта.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся проверки конституционности положений ст. 90 УПК РФ и изложенной в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
При таких обстоятельствах с учетом наличия в двух судебных актах, вступивших в законную силу, различных выводов относительно одних и тех же преступлений, совершенных с участием одних и тех же лиц, приговор Бердского городского суда Новосибирской области от 9 июня 2017 года в отношении Ковалева А.А. в части осуждения по фактам покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном и значительном размере в ходе оперативно-розыскных мероприятий – «Проверочная закупка», проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО24 (преступления № 4, 5) подлежит отмене с прекращением в отношении него уголовного преследования в этой части на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и признанием на основании ч. 1 ст. 134 УПК РФ за ним права на реабилитацию.
В связи с исключением из осуждения преступлений № 4-5, судебная коллегия также считает необходимым смягчить наказание, назначенное Ковалеву А.А. на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений.
При этом оснований для смягчения наказания, назначенного Ковалеву А.А., за другие преступления, судебная коллегия не усматривает, поскольку оно назначено в соответствии с требованиями ст. 6 ч. 3 ст. 60 УК РФ, отвечает целям наказания, предусмотренным ст. 43 УК РФ, соразмерно содеянному им и с учетом всех обстоятельств дела.
При назначении осужденному наказания судом применены в совокупности правила назначения наказания, предусмотренные ч. 2, 4 ст. 62 УК РФ и ч. 2, 3 ст. 66 УК РФ.
С учетом фактических обстоятельств совершения преступлений и степени их общественной опасности, оснований для изменения категории преступлений в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ и применения ст. 73 УК РФ не имеется.
Вид исправительного учреждения – исправительная колония строгого режима, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, определен правильно, в соответствии с требованиями п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14- 401.15 УПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Бердского городского суда Новосибирской области от 9 июня 2017 года в отношении Ковалева Анатолия Александровича в части осуждения по ч. 3 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 4), ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 5) отменить.
Уголовное преследование в отношении Ковалева А.А. по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 4) и ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление № 5) на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступлений прекратить и признать за Ковалевым А.А. в указанной части право на реабилитацию.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений (ч. 2 ст.210, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 (7 преступлений), ч.1 ст.30, ч.5 ст.228.1 (2 преступления), ч.1 ст.30, п. «а» ч.4 ст.228.1 (2 преступления), ч.1 ст.30, пп. «а», «г» ч.4 ст.228.1 (3 преступления) УК РФ, путем частичного сложения наказаний, назначить Ковалеву А.А. наказание в виде 7 лет лишения свободы.
В остальной части приговор в отношении Ковалева А.А. оставить без изменения, кассационное представление – удовлетворить.
Председательствующий Е.В. Волкова
Судьи О.Н. Лазарева
О.В. Пластинина