УИД 69RS0006-02-2020-000044-72
Дело № 2а-1-54/2020; № 33а-3070/2020 судья Шустрова С.А. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Пержуковой Л.В. и Васильевой Т.Н.,
при секретаре Дубининой Р.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Васильевой Т.Н.
дело по апелляционной жалобе Горват Т.М. на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Спирово Спировского районного суда Тверской области) от
28 мая 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного иска Горват Т.М. к Главе Спировского района Тверской области Михайлову Д.С., временно исполняющему обязанности Главы Спировского района Тверской области Мусинову А.В., Администрации Спировского района Тверской области о признании незаконными распоряжения временно исполняющего обязанности Главы Спировского района Мусинова А.В. от 13 ноября 2019 года № 213-р «О проведении внеплановой проверки», предписания № 1 Главы Спировского района Тверской области Михайлова Д.С. от 26 ноября 2019 года об устранении нарушений земельного законодательства, признании незаконным бездействия администрации Спировского района Тверской области по не рассмотрению заявления о расторжении договора аренды земельного участка отказать».
Судебная коллегия
установила:
27 февраля 2020 года Горват Т.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к главе Спировского района Тверской области
Михайлову Д.С., временно исполняющему обязанности главы Спировского района Тверской области Мусинову А.В., администрации Спировского района Тверской области о признании незаконными распоряжения временно исполняющего обязанности главы Спировского района Мусинова А.В. от 13 ноября 2019 года
№ 213-р «О проведении внеплановой проверки», предписания № 1 главы Спировского района Тверской области Михайлова Д.С. от 26 ноября 2019 года об устранении нарушений земельного законодательства, признании незаконным бездействия администрации Спировского района Тверской области по нерассмотрению заявления о расторжении договора аренды земельного участка.
В обоснование заявленных требований Горват Т.М. указано, что основания для вынесения решения о проведении внеплановой проверки отсутствовали, поскольку администрации Спировского района Тверской области как владельцу земельного участка с кадастровым номером № было достоверно известно о факте его зарастания древесно-кустарниковой растительностью
еще 05 декабря 2018 года (на момент заключения договора аренды названного земельного участка с предыдущим арендатором ФИО1.), а о проведении неустановленными лицами на том же земельном участке несанкционированных работ по вырубке деревьев - 18 июля 2019 года, когда об этом сообщил представитель административного истца. На момент начала проверки –
13 ноября 2019 года никакой дополнительной информации у администрации Спировского района Тверской области не имелось. Следовательно, незаконным является и оспариваемое предписание. Кроме этого полагает, что вопреки требованиям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предписанием на нее, как на арендатора, незаконно возложена обязанность по очистке земельного участка от древесно-кустарниковой растительности и уборке порубочных остатков, образовавшихся в результате незаконных действий третьих лиц.
28 ноября 2019 года договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 23 от 05 декабря 2018 года, расторгнут по письменному соглашению сторон, то есть Горват Т.М. утратила правовую возможность владеть и пользоваться данным земельным участком, а равно проводить в его пределах какие-либо работы. В связи с чем оспариваемое предписание является неисполнимым.
В обоснование требования о признании незаконным бездействия администрации Спировского района Тверской области при рассмотрении ее заявления от 06 октября 2019 года о расторжении договора аренды земельного участка Горват Т.М. ссылалась на нарушение требований статей 10 и 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», указывает, что административным ответчиком в тридцатидневный срок не обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение названного обращения.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
До рассмотрения дела по существу от представителя администрации Спировского района Тверской области поступили возражения на административный иск с просьбой в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование занятой позиции указано, что административный истец заведомо знал о наличии древесно-кустарниковой растительности на арендованном земельном участке, однако предусмотренные статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания не осуществил. В свою очередь, администрацией Спировского района Тверской области как органом местного самоуправления, были предприняты соответствующие меры для разрешения вопроса о несанкционированных работах по вырубке деревьев на спорном земельном участке, а именно направлены письма в правоохранительные органы, проведен осмотр земельного участка, вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 26 ноября 2019 года. При проведении внеплановой проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля и вынесении предписания порядок, предусмотренный земельным законодательством, в том числе постановлением Правительства Тверской области от 14 июля 2015 № 321-пп и постановлением администрации Спировского района Тверской области от
18 января 2017 № 9-п, соблюден. Заявление Горват Т.М. от 06 октября 2019 года о расторжении договора аренды земельного участка рассмотрено
15 октября 2019 года на заседании Межведомственной комиссией по земельным отношениям при администрации Спировского района Тверской области по установленным Земельным кодексом Российской Федерации правилам оказания муниципальной услуги. Вопреки доводам административного истца, заявление Горват Т.М. рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», не подлежало.
Из письменных возражений на административное исковое заявление, представленных Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, следует, что оспариваемые Горват Т.М. распоряжение № 213-р от 13 ноября 2019 года «О проведении внеплановой проверки» и предписание № 1 от 26 ноября 2019 года об устранении нарушений земельного законодательства приняты уполномоченными лицами с соблюдением предусмотренного законом порядка. Расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не освобождает Горват Т.М. от обязанности устранить нарушения законодательства, выявленные в ходе муниципального земельного контроля в период пользования земельным участком. Поступившее
07 октября 2019 года в адрес администрации Спировского района Тверской области заявление Горват Т.М. о расторжении договора аренды земельного участка рассмотрено в сроки и порядке, предусмотренные законом. Доказательств того, что имевшее, по мнению административного истца, бездействие административного ответчика каким-либо образом нарушило права и законные интересы Горват Т.М., в административном иске не приведено. В связи с изложенным представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Спировского района Тверской области административный иск не признал по мотивам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что наличие соглашения № 9 от
28 ноября 2019 года о расторжении договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 23 от 05 декабря 2018 года не освобождает административного истца от исполнения предписания № 1 от
26 ноября 2019 года, вынесенного администрацией Спировского района Тверской области по результатам внеплановой проверки в отношении Горват Т.М., поскольку из толкования норм статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что прекращение права на земельный участок не освобождает виновное лицо от возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Судом определено рассмотреть дело в их отсутствие и постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 июня 2020 года.
30 июня 2020 года административным истцом посредством почтовой связи в суд направлена апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене судебного акта в части отказа в признании незаконным решения о вынесении предписания, принятии по делу в этой части нового решения об удовлетворении требований пункта 2 административного иска. В обоснование апелляционной жалобы Горват Т.М. дублирует доводы административного искового заявления о незаконном возложении на нее обязанностей в связи с установлением вины третьих лиц, а также указывает, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. По ее мнению, содержащиеся в решении выводы об осведомленности заявителя по состоянию на 30 мая 2019 года о загрязнении участка отходами древесины опровергаются исследованными материалами, из которых следует, что незаконная вырубка деревьев на земельном участке началась в июле 2019 года и продолжалась до ноября 2019 года. Не отрицает, что по состоянию на 30 мая 2019 года она была осведомлена, что земельный участок частично покрыт древесно-кустарниковой растительностью. Однако указывает, что предусмотренные статьями 13, 42 Земельного кодекса обязанности по охране земель заявитель исполняла надлежащим образом. Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса обязанность по рекультивации земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должна быть возложена на лиц, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), а не на арендаторов и иных владельцев земельных участков. Полагает, что предписание не исполнимо, в том числе в связи с тем, что в настоящее время решается вопрос о переводе земельного участка в категорию земель лесного фонда.
В представленных в суд апелляционной инстанции возражениях Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области содержится просьба об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, поскольку судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства. Выводы суда, содержащиеся в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Оспариваемые распоряжение и предписание приняты уполномоченными лицами с соблюдением порядка, предусмотренного постановлением Правительства Тверской области от
14 июля 2015 года № 321-пп. Расторжение договора аренды земельного участка не освобождает Горват Т.М. от обязанности устранить нарушения законодательства, выявленные в ходе муниципального земельного контроля в период пользования земельным участком. Заявление о расторжении договора аренды земельного участка рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные законом, в то время как административным истцом не приведено доказательств нарушения прав оспариваемым бездействием.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В апелляционной инстанции представитель администрации Спировского района Тверской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в котором изложены доводы, аналогичные тем, что заявлены в суде первой инстанции. При этом акцентировано внимание на то, что принятие иного решения по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства в случае установления факта нарушения земельного законодательства пунктом 68.1 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 14 июля 2015 года № 321-пп не предусмотрено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Спировского района Тверской области, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 30 мая 2019 года ФИО1и
Горват Т.М. заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей, в соответствии с пунктом 1.2 которого к Горват Т.М. перешли права и обязанности арендатора по договору № 23 от 05 декабря 2018 года аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым №, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных), расположенного <адрес>, общей площадью № кв.м.
18 июля 2019 года главе Спировского районаТверской области поступило заявление представителя Горват ТМ. – Полиховского А.С. о незаконных рубках древесины на земельном участке с кадастровым №.
Аналогичное заявление было направленоФИО2 в прокуратуру Спировского района Тверской области и Управление МВД России по Тверской области.
07 октября 2019 года Горват Т.М. обралась к главе Спировского района с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка № 23 от
05 декабря 2018 года в связи с невозможностью его использования по назначению.
Согласно выписке из протокола № 5 заседания Межведомственно комиссии по земельным отношениям при администрации Спировского района Тверской области заявление Горват Т.М. рассмотрено 15 октября 2019 года.
По итогам его рассмотрения межведомственной комиссией по земельным отношениям при администрации Спировского района Тверской области должностным лицам, осуществляющим муниципальный земельный контроль, выдано плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра обследования земельного участка с кадастровым №.
В ходе проведенного рейдового осмотра установлено захламление земель сельскохозяйственного назначения порубочными остатками (стволы деревьев, сучья, пни), а также то, что земельный участок покрыт древесно-кустарниковой растительностью, не используется для ведения сельскохозяйственного производства, на нем не производятся работы по сохранению почв и их плодородия. Изложенное расценено как нарушение земельного законодательства, и в соответствии с положениями статьи 20 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, а также статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» явилось основанием для проведения внеплановой проверки, о чем 13 ноября 2019 года временно исполняющим полномочия главы Спировского района Тверской области вынесено оспариваемое распоряжение № 213-р.
Уведомление о проведении проверки получено Горват Т.М.
20 ноября 2019 года.
По итогам проведенной внеплановой проверки составлен акт № 1 от
26 ноября 2019 года, согласно которому земельный участок не используется по назначению, арендатором нарушены требования статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку большая часть участка загрязнена отходами древесины (стволы деревьев, сучья, пни), весь участок зарос древесно-кустарниковой и сорной растительностью. На момент проведения проверки никакие работы на указанном земельном участке не проводились. Следы сельскохозяйственной деятельности отсутствовали.
В этой связи 26 ноября 2019 года главой Спировского района Тверской области в адрес Горват Т.М. внесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства в срок до
26 мая 2019 года.
28 ноября 2019 года главой Спировского района Тверской области вынесено постановление «О расторжении договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с Горват Т.М.». В тот же день между администрацией Спировского района Тверской области в лице главы Спировского района Тверской области Михайлова Д.С. (Арендодатель) и Горват Т.М. (Арендатор) заключено соглашения № 9 о расторжении договора аренды земельного участка, спорный земельный участок передан администрации Спировского района Тверской области, о чем составлен акт.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным распоряжения временно исполняющего полномочия главы Спировского района Тверской области № 213-р от 13 ноября 2019 года «О проведении внеплановой проверки», суд первой инстанции исходил из того, что об оспариваемом распоряжении Горват Т.М. узнала 20 ноября 2019 года, административный иск подала в суд 27 февраля 2020 года, то есть по истечении трехмесячного срока, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом никаких доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, не представила.
Суд также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным бездействия администрации Спировского района Тверской области по нерассмотрению заявления о расторжении договора аренды земельного участка от 06 октября 2019 года, поскольку на момент принятия решения договор аренды земельного участка с Горват Т.М. был расторгнут, то есть оспариваемое бездействие права административного истца не нарушало, препятствий к их осуществлению не создавало.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска в части требований о признании незаконным предписания от 26 ноября 2019 года, суд исходил из того, что оно вынесено уполномоченным лицом по результатам проверки, проведенной в рамках муниципального земельного контроля в соответствии с Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области, адресовано Горват Т.М. как арендатору спорного земельного участка, содержит указание на допущенное нарушение земельного законодательства в виде засорения сельскохозяйственных угодий порубочными остатками и наличия на земельном участке сельскохозяйственного назначения древесно-кустарниковой растительности и на необходимость их устранения в установленный срок.
Вместе с тем, важным требованием, предъявляемым к предписанию, является исполнимость данного вида ненормативного акта. Исполнимость выступает одним из элементов законности предписания, поскольку таковое исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.
Согласно материалам дела 13 февраля 2020 года администрацией Спировского района Тверской области в Правительство Тверской области направлено ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером № в земли лесного фонда, поскольку названный земельный участок покрыт лесом, лесоустроен и не может использоваться для сельскохозяйственного производства.
Из поступившей в суд апелляционной инстанции выписки из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2020-12733735 от
13 августа 2020 года следует, что спорный земельный участок отнесен к землям лесного фонда.
В силу пункта 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
За нарушение гражданами и юридическими лицами правил заготовки древесины, правил осуществления рубок, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, правил ухода за ними, а также за незаконное осуществление рубок лесных насаждений законодательством установлена ответственность, как административная (части 1, 2 статьи 8.25, статьи 8.31, 8.32, 8.27, часть 1
статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовная (статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Из буквального толкования текста оспариваемого предписания следует, что на Горват Т.М. возложена обязанность по вырубке древесной растительности на земельном участке, который в настоящее время относится к землям лесного фонда.
Таким образом, в настоящее время у административного истца отсутствует реальная возможность исполнить обязанности, возложенные на нее оспариваемым актом главы администрации Спировского района Тверской области. В противном случае Горват Т.М. может быть привлечена к административной или уголовной ответственности.
В связи с изложенным, учитывая, что в настоящее время исполнение предписания в рамках правового поля исключено, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для признания его незаконным и, как следствие, отмены решения суда в соответствующей части с принятием нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Горват Т.М. удовлетворить.
Решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Спирово Спировского района суда Тверской области) от 28 мая 2020 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания № 1 Главы Спировского района Тверской области Михайлова Д.С. от 26 ноября 2019 года об устранении нарушений земельного законодательства отменить.
Принять в данной части новое решение, которым признать незаконным и отменить предписание № 1 Главы Спировского района Тверской области Михайлова Д.С. от 26 ноября 2019 года об устранении нарушений земельного законодательства.
В остальной части решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Спирово Спировского района суда Тверской области) от 28 мая 2020 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи