Решение по делу № 33-3011/2023 от 12.07.2023

                                                                                                     №46RS0030-01-2022-006614-20

                                                                                                     №2-80/6-2023

                                                                                                     № 33-3011/2023

Судья Нечаева О.Н.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск                                                                                                15 августа 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе председательствующего судьи Стародубова Ю.И.,

    судей Щербаковой Н.В., Лавриковой М.В.,

    при помощнике судьи Крюковой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова В.В. к Администрации г. Курска об обязании предоставить жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее с апелляционными жалобами третьего лица Комитета социальной защиты населения г. Курска и не привлеченного к участию в деле Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, на решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2023 года, которым постановлено:

«уточненные исковые требования Новикова В.В. к Администрации г. Курска об обязании предоставить жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Курска предоставить Новикову В.В. благоустроенное жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курска на реализацию ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за счет средств субвенции, поступающей из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.

Взыскать с Администрации г. Курска в пользу Новикова В.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.».

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Новиков В.В. обратился с иском ( с учетом уточнения) к Администрации г. Курска об обязании предоставить жилое помещение для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что он, 22.11.2003 года рождения, относится к категории лиц из числа <данные изъяты>. Он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Он зарегистрирован по адресу: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> кв. <данные изъяты>, закрепленного жилья, объектов недвижимости в собственности не имеет, по договору социального найма ему жилье не предоставлялось, возможности приобрести собственное жилье не имеет. Жильем по договору специализированного найма до настоящего времени не обеспечен. Просит обязать Администрацию г. Курска предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курска на реализацию ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет средств субвенций, выделяемых из бюджета Курской области с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.

Определением Ленинского районного суда г. Курска от 26.09.2022 года для участия в деле в качестве третьего лица привлечён Комитет социальной защиты населения г. Курска.

Определением Ленинского районного суда г. Курска от 22.11.2022 года для участия в деле в качестве третьего лица привлечён Комитет социального обеспечения Курской области.

Определением Ленинского районного суда г. Курска от 20.12.2022 года для участия в деле в качестве третьего лица привлечена администрация ЦАО г. Курска.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований Новикова В.В.

В апелляционной жалобе третье лицо комитет социальной защиты населения г. Курска просит отменить решение суда как незаконное, принять новое решение об отказе Новикову В.В. в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей апелляционной жалобы указал, что истец приобрел право на обеспечение жилым помещением в 2021 году, когда у Администрации г. Курска не было соответствующих полномочий, и истец не являлся жителем г. Курска. Таким образом, такая обязанность не была исполнена министерством социального обеспечения, материнства и детства Курской области в установленном порядке и сроки. Считают, что лицо, которое нарушило права истца это субъект РФ- Курская область. Обязанность обеспечить данную категорию граждан жилым помещением по договору найма возникло у администрации г. Курска с 01.01.2022 года. Новиков В.В. на момент своего совершеннолетия не являлся жителем г. Курска, доказательств отказа в постановке на учет для получения жилья не имеется. В г. Курске истец зарегистрировался по месту жительства 04.06.2022 года, заявление и соответствующие документы подал в администрацию уже в процессе рассмотрения спора. Для реализации полномочий по предоставлению такой категории людей жилых помещений Курской областью выделяются финансовые средства исходя из ряда показателей, в том числе численности детей-сирот, имеющих право на дополнительные гарантии. Однако, суд не принял во внимание, что финансовые средства на 2023 год муниципальному образованию «Город Курск» в форме субвенций на обеспечение Новикова В.В. не предусмотрены. Суд не уточнил, предлагалось ли истцу жилое помещение по месту жительства и почему он отказался. Также считает, что вывод суда о том, что обеспечение жилым помещением не означает предоставление по какой-либо очередности не подкреплен ссылкой на законодательство. В решении суда не указано, какие нормы предоставления жилого помещения и каким субъектом РФ они предусмотрены.

В апелляционной жалобе не привлеченный к участию в деле Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об отказе Новикову В.В. в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей апелляционной жалобы, указывают, что в соответствии с Постановлением Администрации г. Курска от 30.12.2021 года № 832 «О разграничении полномочий отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Курска по реализации Закона Курской области от 20.08.2021 года № 77-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен органом, специально уполномоченным осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий в части осуществления конкурентных процедур определения поставщика, заключение муниципального контракта на приобретение, участие в долевом строительстве жилых помещений, заключение и исполнение муниципального контракта; обеспечения оплаты расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субвенции, поступающей из бюджета Курской области; оформления жилых помещений в муниципальную собственность; осуществления регистрации ограничения (обременения) права на недвижимое имущество по жилым помещениям; осуществления включения приобретенных жилых помещений в реестр муниципального имущества города Курска в установленном порядке. Также суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области, которое в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 21.12.2021 года № 1410-па является главным распорядителем бюджетных средств Курской области на предоставление субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении отдельных государственных полномочий по однократному предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Также считают, что к участию в деле не был привлечен МКУ «Городской жилищный фонд», поскольку в Постановлении Администрации г. Курска от 30.12.2021 года № 832 к их компетенции отнесены: подготовка муниципальных правовых актов об отнесении оформленных в муниципальную собственность жилых помещений в специализированный жилищный фонд и об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;проведение мероприятий, связанных с предоставлением жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе обеспечение: подготовка муниципальных правовых актов о предоставлении или об отказе в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со Списком, сформированным Комитетом; заключение договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма. В г. Курске истец зарегистрировался по месту жительства 04.06.2022 года, заявление и соответствующие документы подал в администрацию уже в процессе рассмотрения спора. Для реализации полномочий по предоставлению такой категории людей жилых помещений Курской областью выделяются финансовые средства исходя из ряда показателей, в том числе численности детей-сирот, имеющих право на дополнительные гарантии. Однако, суд не принял во внимание, что финансовые средства на 2023 год муниципальному образованию «Город Курск» в форме субвенций на обеспечение Новикова В.В. не предусмотрены.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу третьего лица комитета социальной защиты населения г. Курска ответчик Администрация г. Курска полагает, что решение суда является не законным и не обоснованным, подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность решения суда проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах представителя третьего лица комитета социальной защиты населения г. Курска по доверенности Брежнева С.Н. и не привлеченного к участию в деле комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска по доверенности Васильевой Н.В.

В заседание судебной коллегии истец Новиков В.В., представитель ответчика администрации г. Курска, представители третьих лиц комитета социального обеспечения Курской области, администрации ЦАО г. Курска, комитета социальной защиты населения г. Курска и представитель комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, не явились по неизвестной причине, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела провести в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст. 1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебной коллегией таких нарушений по данному делу не установлено.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям граждан, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 указанного Закона (п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Пунктом 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2018 г. №41-КГ18-17).

Согласно п. 1 Постановления Губернатора Курской области от 18.11.2013 № 506-пг «Вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», Министерство социального обеспечения, материнства и детства Курской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Курской области по формированию сводного списка по Курской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), и по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Администрации г. Курска от 31.05.2022 N 316 "О наделении органов опеки и попечительства над несовершеннолетними полномочиями по реализации постановления Администрации Курской области от 16.03.2022 N 239-па" определены уполномоченными органами местного самоуправления по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), исключению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 16.03.2022 N 239-па "Об отдельных вопросах формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка и включения в список при перемене места жительства" на территории муниципального образования "Город Курск": 1.1 администрации Железнодорожного, Сеймского, Центрального округовгорода Курска в соответствии с местом жительства указанных лиц в части:принятия заявлений о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;рассмотрения заявлений;направление с использованием межведомственного информационного взаимодействия запросов о предоставлении документов (содержащихся в них сведений) в органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, в распоряжении которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области, муниципальными правовыми актами находятся документы, необходимые для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случаях, если указанные документы не предоставлены законными представителями детей-сирот, детьми-сиротами, в случае приобретения полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия, лицами из числа детей-сирот, лицами, которые достигли возраста 23 лет, законными представителями недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, по собственной инициативе;принятия решений: о включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Список; об отказе во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Список; об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из Списка;формирования учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в Список;1.2. комитет социальной защиты населения города Курска в части ведения и утверждения муниципального Списка на основании решений, принятых администрациями округов города Курска.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Новиков В.В. <данные изъяты>, уроженец п. <данные изъяты> района <данные изъяты> области, его матерью является <данные изъяты>, отец записан со слов матери – <данные изъяты>. Решением Пристенского районного суда Курской области от <данные изъяты> года мать Новикова В.В. – Новикова Л.Н. была лишена <данные изъяты>.

Постановлением главы Администрации муниципального образования «п. <данные изъяты> района от 12.01.2004 года <данные изъяты> Новиков В.В. направлен в <данные изъяты> на 1 год.

Постановлением главы Администрации муниципального образования «п. <данные изъяты> от 21.12.2005 года <данные изъяты> Новиков В.В. направлен в образовательное <данные изъяты>

В период с 23.11.2006 года по 01.09.2011 года Новиков В.В. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в ОГОУ <данные изъяты>

С 01.09.2011 года по 31.08.2012 года Новиков В.В. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в ОКОУ <данные изъяты> откуда выбыл в ОКУ «<данные изъяты>

На основании постановления Главы администрации Курчатовского района Курской области № <данные изъяты> от <данные изъяты> года Новиков В.В. – воспитанник ОКУ <данные изъяты>» г. Курска.

Согласно справке № <данные изъяты> от <данные изъяты> года Новиков В.В. включен в предварительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Курска (по <данные изъяты> округу), которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании постановления Главы Курского района Курской области от <данные изъяты> г. № <данные изъяты> <данные изъяты> Новикову В.В. был назначен попечитель – <данные изъяты>.

Согласно выписке из Списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих включению в сводный список по Курской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являющимся приложением к приказу комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области от <данные изъяты> года № <данные изъяты>, Новиков В.В. значится в данном списке п/п № 25.

В соответствии с распоряжением главы Администрации Центрального округа г. Курска от 19.01.2023 года № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>) Новиков В.В., <данные изъяты>, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Курска, место жительство которых находится на территории муниципального образования «г. Курск».

Согласно информации, предоставленной Комитетом социальной защиты населения г. Курска очередность Новикова В.В. на 23.01.2023 года № 89.

Установлено, что с 04.06.2022 года по настоящее время Новиков В.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>, что подтверждается копией паспорта.

Закрепленного жилого помещения на территории Курской области истец не имеет, в собственности либо по договору социального найма жилое помещение у него отсутствует.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что возникшее субъективное право Новикова В.В., связанное с однократным предоставлением благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не реализовано.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Новиков В.В. относится к категории лиц, указанных в ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Новиков В.В. включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; при этом жилых помещений на праве собственности не имеет; до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированно жилого помещения, а потому имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курск на реализацию ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за счет средств субвенций, поступающей из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, и заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

С учетом представленных доказательств в их совокупности, суд правильно пришел к выводу, о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, поскольку не имеет в собственности жилья, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированно жилого помещения, в связи с чем, Новиков В.В. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска не ниже норм, установленных в субъекте Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых бюджету г. Курск на реализацию ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за счет средств субвенций, поступающей из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр муниципального имущества Курской области, и заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. Таким образом, отсутствие в 2023 году субвенций на реализацию ответчиком полномочий по предоставлению Новикову В.В. жилого помещения не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Также как и тот факт, что в г. Курске истец зарегистрировался по месту жительства 04.06.2022 года, заявление и соответствующие документы подал в администрацию уже в процессе рассмотрения спора.

В силу ч. 5 Постановления Администрации г. Курска от 30.12.2021 года N 832 "О разграничении полномочий отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Курска по реализации Закона Курской области от 20.08.2021 N 77-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (Гранкина О.В.) органом был определен специально уполномоченным осуществлять деятельность по реализации государственных полномочий, предусмотренных Законом Курской области от 20.08.2021 N 77-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 07.12.2021 N 108-ЗКО), а именно:

5.1. осуществление конкурентных процедур определения поставщика, заключение муниципального контракта на приобретение, участие в долевом строительстве жилых помещений, заключение и исполнение муниципального контракта;

5.2. обеспечение оплаты расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субвенции, поступающей из бюджета Курской области;

5.3. оформление жилых помещений в муниципальную собственность;

5.4. осуществление регистрации ограничения (обременения) права на недвижимое имущество по жилым помещениям;

5.5. осуществление включения приобретенных жилых помещений в реестр муниципального имущества города Курска в установленном порядке;

5.6. направление информации в МКУ "Городской жилищный фонд" о принятии в муниципальную собственность жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из анализа указанной нормы следует, что права и интересы комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска решением Ленинского районного суда г. Курска от 24.01.2023 года не разрешены и не затрагиваются. Указанные в п. 5 Постановления Администрации г. Курска от 30.12.2021 года N 832 полномочия связаны в целом с приобретением, оформлением жилых помещений исходя из сведений предоставляемых администрацией г. Курска и субвенции, поступающей из бюджета Курской области.

Также судебная коллегия считает, что не имеется оснований для привлечения в качестве третьих лиц МКУ «Городской жилищный фонд» и соответчиком Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области.

В п. 3 Постановления Администрации г. Курска от 30.12.2021 года N 832 МКУ "Городской жилищный фонд" (Михайлова С.С.) был определен органом, ответственным за:

3.1. подготовку муниципальных правовых актов об отнесении оформленных в муниципальную собственность жилых помещений в специализированный жилищный фонд и об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;

3.2. проведение мероприятий, связанных с предоставлением жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе обеспечение: уведомления о проведении распределения жилых помещений специализированного жилищного фонда граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в рамках переданного государственного полномочия, на основании данных, полученных из комитета социальной защиты населения города Курска, администраций Железнодорожного, Сеймского, Центрального округов города Курска в соответствии с Списком в зависимости от количества жилых помещений, подлежащих распределению; распределения жилых помещений специализированного жилищного фонда между гражданами, подлежащими обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда в порядке очередности в соответствии со Списком, за исключением граждан, не явившихся в назначенное в уведомлении время; уведомления о проведении распределения жилых помещений граждан, права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда у которых возникло позднее с учетом Списка, в случае неявки гражданина, подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в рамках переданного государственного полномочия в порядке очередности в соответствии со Списком; актирования факта отказа гражданина, подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма в рамках переданного государственного полномочия, от заключения договора найма специализированного жилого помещения;

3.3. подготовку муниципальных правовых актов о предоставлении или об отказе в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со Списком, сформированным Комитетом;

3.4. заключение договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма;

3.5. ведение учета жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма и отнесенных к специализированному жилищному фонду;

3.6. ведение реестра заключенных договоров найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма.

В силу ч. 2 Постановления Администрации Курской области от 21.12.2021 года N 1410-па "О порядке предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курской области на осуществление отдельного государственного полномочия по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" главным распорядителем средств областного бюджета на предоставление субвенций является комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области (далее - Комитет).

Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Комитету на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Таким образом, права и интересы МКУ "Городской жилищный фонд" и Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области решением Ленинского районного суда г. Курска от 24.01.2023 года не разрешены и не затрагиваются. Указанные в нормативных актах полномочия МКУ "Городской жилищный фонд" связаны с оформлением уже предоставленного жилого помещения, а спора во вопросу предоставления субвенций не имеется.    В связи с чем, оснований для привлечения их к участию в деле и отмене решения суда не имеется.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального права, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их неправильными суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционные жалобы третьего лица Комитета социальной защиты населения г. Курска и не привлеченного к участию в деле Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 24 января 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы третьего лица Комитета социальной защиты населения г. Курска и не привлеченного к участию в деле Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий

Судьи:

33-3011/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация города Курска
Другие
Комитет социального обеспечения курской области
Администрация ЦАО г. Курска
Комитет социальной защиты населения города Курска
Суд
Курский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
12.07.2023Передача дела судье
15.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2023Передано в экспедицию
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее