судья П дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«24» января 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к ГУ УПФР в Центральном и Ворошиловском и районе <адрес>, ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» об оспаривании решения по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ УПФР в <адрес> (в лице представителя по доверенности Л)
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 октября 2018 года, которым:
вышеуказанные исковые требования К были удовлетворены частично;
признано незаконным решение ГУ УПФР в <адрес> по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица в части исключения кода особых условий труда К в отношении периодов работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора»;
на ГУ УПФР в <адрес> возложена обязанность по включению вышеуказанных периодов работы в специальный стаж и по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 6 июля 2017 г.;
в удовлетворении остальной части исковых требований К к ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский институт Роспотребнадзора», было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в Центральном и <адрес> по доверенности КВ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, К, полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
К обратилась с иском к ГУ УПФР в Центральном и Ворошиловском и районе г. Волгограда, ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» об оспаривании решения по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда от 3 августа 2017 г. № 504 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия специального стажа не менее 10 лет для назначения страховой пенсии по достижении возраста 50 лет.
При этом, в специальный стаж не были включены периоды работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» со ссылкой на то, что противочумный институт не является учреждением здравоохранения, работники которого пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако право на включение оспариваемых периодов работы в специальный стаж было подтверждено справкой работодателя, уточняющей льготный характер работы, а также сведениями в выписке из ИЛС застрахованного лица.
Не согласившись с представленными работодателем сведениями, при решении вопроса о назначении истцу страховой пенсии по старости, ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда обратился на имя работодателя с письмом о корректировке сведений в выписке из ИЛС застрахованного лица, однако получил отказ. Повторно работодатель подтвердил право истца на включение оспариваемых периодов работы в специальный стаж.
Вместе с тем, ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда самостоятельно произвел корректировку сведении о льготной работе, указанных в выписке из ИЛС, исключив код особых условий труда истца за оспариваемые периоды работы, что в свою очередь привело к принятию решения ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда от 3 августа 2017 г. № 504 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Истец полагала, что оспариваемое решение ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения, так как совокупность представленных ею доказательств, в том числе справка, уточняющая характер работы, а также выписка из ИЛС застрахованного лица, свидетельствует о наличии права на включение вышеуказанных периодов работы в специальный стаж и, как следствие, о наличии правовых оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица в части исключения кода особых условий труда в отношении периодов работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных, возложить обязанность на ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда по включению оспариваемых периодов работы в специальный стаж и по назначению досрочной страховой пенсии по старости по достижению возраста 50 лет, с 6 июля 2017 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Утверждает, что противочумный институт не является учреждением здравоохранения, работники которого пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, в адрес работодателя истца обоснованно было направлено заявление об уточнении индивидуальных сведений в отношении спорных периодов работы. Полагает, что в связи с отказом работодателя истца от корректировки индивидуальных сведений, в силу требований ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ответчик обоснованно произвел корректировку индивидуальных сведений истца, исключив код льготной работы в отношении спорных периодов работы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 г.;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Поскольку истцом оспаривалась законность решения ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица в части исключения кода особых условий труда в отношении периодов работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора», при разрешении возникшего спора подлежит применению Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
В соответствии с позицией 22600000-1754а раздела XXIV «учреждения здравоохранения и социального обеспечения», правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, занятые в противочумных учреждениях.
Наименование учреждений, их ведомственная подчиненность, форма собственности, наименование профессий и должностей Списком не поименованы.
Постановлением Министерства труда и социального развития от 17 октября 2003 г. № 70 утверждено разъяснение № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в п. 1 которого предусмотрено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
На основании п. 7 положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно приложению № 3 к приказу Минздрава России от 5 февраля 2004 г. № 37, в перечень противочумных учреждений Минздрава России входит «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 было упразднено Министерство здравоохранения Российской Федерации, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с упразднением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, п. 233 которого поименован «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт».
В соответствии с положением об организации деятельности системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 8 мая 2008 г. № 152 «О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы», система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (п. 1.1).
Приказом № 507 от 17 мая 2011 г. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержден устав ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт», согласно п. 1 которого, последнее является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по особо опасным, зоонозным, природно-очаговым и другим инфекционным болезням (п. 8).
Согласно приложению № 3 к положению об организации деятельности противочумных учреждений Роспотребнадзора, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 1 апреля 2015 г. № 274, ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» входит в перечень противочумных учреждений Роспотребнадзора, которое подведомственно министерству здравоохранения и социального развития РФ и которому переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, упраздненного на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314.
В соответствии с п. 1.1 положения об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора, система противочумных учреждений Роспотребнадзора предназначена для научно-методического и практического обеспечения федерального государственного санитарно эпидемиологического надзора, направленного на предупреждение возникновения распространения чумы, других особо опасных, природно-очаговых, зоонозных инфекционных заболеваний и санитарную охрану территории РФ.
Пунктом 1.5 положения предусмотрено, что работники противочумных учреждений Роспотребнадзора относятся к категории работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Учитывая вышеизложенное, работники ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при предоставлении соответствующих доказательств.
Согласно п. 4 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 6 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 2 раздела 1 и п. 4 раздела 2 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258 н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 – 3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются справками, уточняющими льготный характер работы, а после регистрации исключительно выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
Обращаясь с иском в суд, истец утверждала, что при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости, ответчиком ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда в адрес работодателя истца было направлено письмом о корректировке сведений в выписке из ИЛС застрахованного лица, поскольку ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» не является учреждением здравоохранения, работники которого пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В ответ на письмо ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда, 1 июня 2017 г. ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» отказал в корректировке индивидуальных сведений истца в отношении периодов работы истца: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных, подтвердив право К на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела XXIV «учреждения здравоохранения и социального обеспечения», Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Вместе с тем, ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда самостоятельно произвел корректировку сведении о льготной работе, указанных в выписке из ИЛС, исключив код особых условий труда истца за оспариваемые периоды работы, что в свою очередь привело к принятию решения ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда от 3 августа 2017 г. № 504 об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов гражданского дела и пенсионного дела истца, при обращении к ответчику ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда истцом была представлена справка ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» от 18 июля 2017 г., в соответствии с которой, работодатель подтвердил право истца на включение в специальный стаж периода работы: с 4 марта 1997 г. по 31 декабря 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных по коду 22600000-1754а раздел XXIV Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, как работнику противочумного учреждения, а также с 1 января 2002 г. по 31 августа 2009 г. в должности дезинфектора лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных по коду 23200000-1754б раздел XXXIII Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, как лицу, непосредственно выполнявшему работы с микроорганизмами 1 – 2 групп опасности (патогенности).
В этой связи, период работы истца с 1 января 2002 г. был включен ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда в специальный стаж.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы истца, судебной коллегией было истребовано пенсионное дело истца, в котором находятся в том числе вышеуказанная справка о льготном характере работы истца, а также выписки из ИЛС застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, в системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирована с 25 февраля 1999 г.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм материального права, до регистрации оспариваемые истцом периоды работу подлежат включению в страховой стаж при условии предоставления справки, уточняющей льготный характер работы, а после регистрации исключительно при условии наличия в выписке из ИЛС сведений об особых условиях труда, а не путем предоставления иных доказательств.
Учитывая, что в соответствии со справкой ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» от 18 июля 2017 г. работодатель подтвердил право истца на включение в специальный стаж периода работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г. (до регистрации в системе пенсионного страхования), путем предоставления соответствующей справки, истец вправе требовать включения данного периода работы в специальный стаж, как работник противочумного учреждения.
В соответствии с выпиской застрахованного лица, в корректировке которой работодатель отказал ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда, ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» подтвердил право истца на включение в специальный стаж периодов работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных по коду 22600000-1754а раздел XXIV Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, что подтверждено первоначальной выпиской, имеющейся в материалах пенсионного дела истца.
Однако, выразив несогласие с позицией работодателя истца со ссылкой на то, что противочумный институт не является учреждением здравоохранения и получив отказ в корректировке сведений в выписке из ИЛС застрахованного лица, ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда самостоятельно произвел корректировку сведений, исключив код льготной работы истца в отношении оспариваемых периодов работы, что подтверждается скорректированной выпиской, также имеющейся в материалах пенсионного дела истца.
Таким образом, из анализа представленных в материалы дела справки уточняющей льготный характер работы и выписки из ИЛС застрахованного лица следует, что в оспариваемые периоды времени (как до, так и после регистрации) работодатель кодировал работу истца в особых условиях труда как работу, предусмотренную Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Учитывая, что в силу вышеуказанных норм материального права работники ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при предоставлении соответствующих доказательств, учитывая наличие у истца справки, уточняющей льготный характер работы и сведения в выписке из ИЛС застрахованного лица, которые работодатель истца отказался корректировать, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным решения ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица в части исключения кода особых условий труда Кондрашовой О.А. в отношении периодов работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных.
Действительно, в силу требований ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ответчик имеет право производить корректировку индивидуальных сведений работника, но исключительно в случае отсутствия в его распоряжении сведений о льготной работе лица, обратившегося за назначением пенсии.
Вместе с тем, учитывая наличие в распоряжении ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда сведений о льготной работе истца, подтвержденных справкой работодателя и выпиской из ИЛС застрахованного лица, у ответчика отсутствовали основания для корректировки выписки из ИЛС и исключения кода льготной работы в отношении спорных периодов работы, так как работодатель документально подтвердил право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В этой связи, суд первой обоснованно возложил обязанность на ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда по включению оспариваемых периодов работы в специальный стаж и по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 6 июля 2017 г., так как на дату обращения истцом выработан страховой стаж свыше 10 лет, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по достижению 50 летнего возраста.
Отказывая в иске к ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский институт Роспотребнадзора», суд правильно указал, что в указанной части иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, который прав и законных интересов истца не нарушал.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения со ссылкой на ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которой ответчик вправе производить корректировку индивидуальных сведений истца, путем исключения кода льготной работы, являются несостоятельными, так как основанием для корректировки сведений является отсутствие достоверных сведений о льготой работы.
Однако, как указано ране, в распоряжение ответчика были представлены справка, уточняющая льготный характер работы и сведения персонифицированного учета, свидетельствующие о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Довод представителя ответчика о незаконности решения суда первой инстанции со ссылкой на наличие не оспоренного и неотмененного апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 1 июня 2018 г. об отказе во включении спорных периодов работы в специальный стаж, является несостоятельным по следующим основаниям.
В рамках ранее рассмотренного спора основанием к отказу в иске послужила корректировка выписки из ИЛС застрахованного лица самим работодателем, о чем утверждал ответчик.
В этой связи, с учетом позиции президиума Волгоградского областного суда, изложенной в постановлении от 11 апреля 2018 г., дав оценку справке, уточняющей льготный характер работы и выписке из ИЛС застрахованного лица, судебная коллегия пришла к выводу о недостоверности указанных работодателем сведений о льготной работе истца.
Однако, в рамках вновь возникшего спора судом первой инстанции было установлено, что выписка из ИЛС застрахованного лица была самостоятельно скорректирована ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда со ссылкой на то, что противочумный институт не является учреждением здравоохранения, работники которого пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а не работодателем.
Учитывая, что работники ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, принимая во внимание, что работодатель подтвердил право истца на включение оспариваемых периодов работы в специальный стаж путем выдачи справки и указав в выписке из ИЛС застрахованного лица код льготной работы, отказавшись производить корректировку индивидуальных сведений истца, данный довод не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения суда первой инстанции.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 октября 2018 года по гражданскому делу по иску К к ГУ УПФР в Центральном и Ворошиловском и районе г. Волгограда, ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» об оспаривании решения по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Л) оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Полянский О.А. дело № 33-183/2019
(резолютивная часть)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«24» января 2019 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Ярцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к ГУ УПФР в Центральном и Ворошиловском и районе г. Волгограда, ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» об оспаривании решения по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Л)
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 октября 2018 года, которым:
вышеуказанные исковые требования К были удовлетворены частично;
признано незаконным решение ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица в части исключения кода особых условий труда К в отношении периодов работы: с 4 марта 1997 г. по 31 марта 1998 г., с 15 мая 2000 г. по 22 октября 2001 г. в должности санитарки лаборатории обеспечения экспериментально – зараженных животных ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора»;
на ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда возложена обязанность по включению вышеуказанных периодов работы в специальный стаж и по назначению досрочной страховой пенсии по старости с 6 июля 2017 г.;
в удовлетворении остальной части исковых требований К к ФКУЗ «Волгоградский научно-исследовательский институт Роспотребнадзора», было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в Центральном и Ворошиловском районе г. Волгограда по доверенности КВ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, К, полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 3 октября 2018 года по гражданскому делу по иску К к ГУ УПФР в Центральном и Ворошиловском и районе г. Волгограда, ФКУЗ «Волгоградский научно – исследовательский институт Роспотребнадзора» об оспаривании решения по корректировке индивидуальных сведений в выписке из индивидуального счета застрахованного лица, возложении обязанностей по включению периодов работы в специальный стаж, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФР в Центральном районе г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Л) оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: