2-368/2021
...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Набиевой А.Е.,
с участием представителя истца помощника прокурора г.Оренбурга Мирошниковой Е.А.
представителя ответчика Администрации г.Оренбурга Щербаковой В.В.,
представителя ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации г.Оренбурга Шнякиной Е.П.
представителя третьего лица ООО "Специализированный застройщик "УПСК "Жилстрой" Мотыженкова С.Д.
представителя третьего лица ООО УК «Гармония» Александровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры города Оренбурга, действующей в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о возложении обязанности принятия мер по организации электроснабжения,
по исковому заявлению третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», заявившему самостоятельные требования к Администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, обязании определения организации по эксплуатации недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что Прокуратурой города Оренбурга рассмотрено обращение собственников помещений в многоквартирных домах N, N по ... об отсутствии освещения дворовых территорий. В ходе прокурорской проверки было установлено, что многоквартирный ... возведен обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Город» (далее по тексту ООО Специализированный застройщик «Город» и введен в эксплуатацию в ... году. Электрические сети и столбы наружного освещения, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирного дома, не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Земельный участок под объектом электросетевого хозяйства не поставлен на кадастровый учет. На балансе застройщика не находится, а также на зарегистрированном праве указанное имущество никому не принадлежит.
Многоквартирные ... по ... возведены обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» (далее по тексту ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», введены в эксплуатацию в ... годах. Электрические сети и столбы наружного освещения, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирных домов, не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, являются собственностью застройщика ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой».
... ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» обратилось в администрацию г.Оренбурга о передаче электросетевых объектов в муниципальную собственность, однако администрацией г.Оренбурга было отказано в принятии имущества в муниципальную собственность, ссылаясь на положения ст.36 Жилищного кодекса РФ о принадлежности объектов собственникам помещений в многоквартирных домах. В настоящее время, надлежащее электроснабжение дворовых территорий вышеуказанных многоквартирных домов не обеспечено.
Поскольку органами местного самоуправления надлежащие меры к обеспечению освещения территорий дворов многоквартирных домов N по ... не приняты, то есть не приняты на учет в качестве бесхозяйной сеть наружного освещения дворовой территории ..., а также не рассмотрен вопрос о принятии в муниципальную собственность сетей наружного освещения, обеспечению освещения дворовых территорий многоквартирных домов N по ..., указанные бездействия администрации г.Оренбурга, а также комитета по управлению имуществом администрации г.Оренбурга (далее по тексту КУИ), причиняют неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток.
Неоднократно уточняя исковые требования, окончательно просили суд: признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в неисполнении п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ..., организации содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения, расположенных по адресам: ..., N, N (кадастровый N).
2. Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации ... в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу принять на учет в качестве бесхозяйного имущества наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N, путем обращения в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с соответствующим заявлением.
3. Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сети наружного освещения, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером N, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирного ..., путем обращения в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество.
4. Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга в срок до ... осуществить действия по оформлению права муниципальной собственности, а именно обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением об оформлении права муниципальной собственности на следующее имущество:
- наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
- наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
- наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
- сети наружного освещения, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером N, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирного ....
5. Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга обеспечить надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ..., а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения), предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ....
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица - ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» обратилось с самостоятельным исковым заявлением к Администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, обязании определения организации по эксплуатации недвижимого имущества. В обоснование своих исковых требований указали, что ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» осуществляло строительство многоквартирных домов N по .... Для осуществления придомовой территории указанных многоквартирных домов, в собственности застройщика имеются сети наружного освещения. Поскольку основным видом деятельности ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» является строительство многоквартирных домов, содержание сетей наружного освещения не относится к сфере деятельности организации, финансовой возможности содержать построенные сети за счет средств участников долевого строительства не имеется.
Поскольку между ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» и администрацией г.Оренбурга сложился обычай по передаче в муниципальную собственность сетей наружного освещения, ранее существовала договоренность по передаче сетей наружного освещения в муниципальную собственность администрации г.Оренбурга.
Неоднократно обращаясь в КУИ и администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии на баланс и в собственность муниципального образования г. Оренбург сетей наружного освещения по ..., получили отказ в принятии, ссылаясь на следующие обстоятельства: сети уличного освещения находятся в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и в силу положений Жилищного кодекса РФ относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения и участия в расходах на данные мероприятия, относятся к компетенции собственников МКД. В связи с чем, администрация предложила урегулировать вопросы надлежащего содержания и обслуживания сетей наружного освещения, расположенных на территории по ..., а также обеспечения режима освещенности дворовых территорий МКД в темное время суток с организациями, осуществляющими обслуживание указанных домов
Поскольку в состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению Жилищный кодекс РФ, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не содержат, таким образом, не имеется правовых оснований для несения собственниками многоквартирных домов расходов по содержанию и обслуживанию сетей наружного освещения. Вместе с тем, организация и ремонт уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просили суд: прекратить право собственности ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» на объекты недвижимого имущества: наружное освещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ..., протяженностью ... м., наружное освещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ..., протяженностью ... м. Признать право собственности муниципального образования ... на объекты недвижимости: наружное освещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ..., протяженностью ... м., наружное освещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ..., протяженностью ... м. Обязать администрацию ... в течение ... дней с даты вступления решения суда в законную силу определить организацию по эксплуатации бесхозяйных объектов недвижимого имущества: наружное освещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ..., протяженностью ... м., наружное освещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: ..., протяженностью ... м.
В судебном заседании помощник прокурора г.Оренбурга Мирошникова Е.А. уточненные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Не возражала против удовлетворения уточненного искового заявления ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой».
Представитель ответчика Администрации ...- Щербакова В.В., представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации г.Оренбурга - Шнякина Е.П., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения уточненного искового заявления прокурора г.Оренбурга, а также третьего лица ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», ссылаясь на доводы, изложенные в письменных отзывах.
Представитель третьего лица ООО "Специализированный застройщик "УПСК "Жилстрой" - Мотыженков С.Д., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований ООО "Специализированный застройщик "УПСК "Жилстрой".
Представитель третьего лица ООО УК «Гармония» - Александрова Т.А. действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора г.Оренбурга, а также третьего лица ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», ссылаясь на доводы, изложенные в письменных отзывах.
Представитель ООО Специализированный застройщик «Город» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Правилами благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" от ... N определено понятие наружного освещения – это освещение объектов благоустройства.
Правила содержат понятие «объекты благоустройства», которое используется в значении, определенном Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов", а именно - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе, детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Понятие прилегающая территория закреплено в пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где прилегающая территория означает - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой ... рассмотрено обращение собственников помещений в многоквартирных домах N по ... об отсутствии освещения дворовых территорий. Данные жилые дома возводились ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» и ООО Специализированный застройщик «Город», при строительстве заключались договоры участия в долевом строительстве. Вода введены в эксплуатацию в надлежащем административном порядке. Право собственности на жилые и нежилые помещения в МКД зарегистрированы в ЕГРН. Одновременно со строительством домов на земельных участках в соответствии с проектной документацией осуществлено строительство сетей наружного освещения, являющихся отдельными объектами недвижимости.
Многоквартирный жилой ... расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв.м. и возведен ООО Специализированный застройщик «Город» в ... году. Актом обследования земельного участка N от ..., составленного специалистами Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга подтверждается, что на земельном участке расположена сеть наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого дома, которая на кадастровый учет не поставлена, право собственности на данную сеть не регистрировалось, сеть возводилась обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Город».
Выпиской из ЕГРН от ... подтверждается, что земельный участок, по адресу: г.Оренбург, земельный участок расположен в северно-восточной части кадастрового квартала N, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N, виды разрешенного использования: земельные участки предназначены для размещении домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, для иных видов жилой застройки, право собственности не разграничено.
Многоквартирные ... по ... возведены ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», введены в эксплуатацию в ... годах.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что многоквартирный ... расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N, собственником которого является ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой». В границах земельного участка расположены электрические сети и столбы наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого ..., протяженностью ... м. с кадастровым номером N, которые принадлежат на праве собственности ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой».
В пределах многоквартирного ... расположены электрические сети и столбы наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого ..., протяженностью ... м. с кадастровым номером N, которые принадлежат на праве собственности ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой».
В пределах многоквартирных домов N по ..., расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами N расположены электрические сети и столбы наружного освещения придомовой территории многоквартирного жилого ..., протяженностью ... м. с кадастровым номером N, которые зарегистрированы на праве собственности за ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой».
ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» как собственник электрических сетей, неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга и администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии на баланс и в собственность муниципального образования г. Оренбург сетей наружного освещения, расположенных на территории многоквартирных домов N, N по ..., что подтверждается письменными обращениями, представленными в материалы дела.
В ответе от ... исх. N администрация г. Оренбурга указала на следующие обстоятельства: сети уличного освещения находятся в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и в силу положений Жилищного кодекса РФ относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Администрация указала, что вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения и участия в расходах на данные мероприятия, относятся к компетенции собственников МКД. В связи с чем, администрация предложила урегулировать вопросы надлежащего содержания и обслуживания сетей наружного освещения, расположенных на территории МКД по 1.3,5/3. 5/4 по ... и N по ..., а также обеспечения режима освещенности дворовых территорий МКД в темное время суток с организациями, осуществляющими обслуживание указанных домов.
В связи с отказом администрации г. Оренбурга от ранее достигнутой договоренности о принятии в муниципальную собственность сетей наружного освещения ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» письмом от ... N, направленным в адрес органа местного самоуправления заявил об отказе от права собственности на построенные объекты «наружное освещение».
... в ЕГРН внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного имущества: сооружение с кадастровыми номерами N
В своем исковом заявлении прокурор г.Оренбурга ссылаясь на положения ст. 225 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает, что органом местного самоуправления в лице администрации г.Оренбурга, а также КУИ, выполняющим от имени администрации г.Оренбурга полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности, не приняты меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной сети наружного освещения дворовой территории ..., а также не рассмотрен вопрос о принятии в муниципальную собственность сетей наружного освещения, обеспечению освещения дворовых территорий многоквартирных домов N, N по ....
В опровержение доводов стороны истца, а также третьего лица ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация города Оренбурга, ссылаясь на положения п.2.2 Решения Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 N 416 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Оренбург" считает, что действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность организовать освещение улиц за счет бюджетных средств, в то время как решение вопросов освещения придомовой территории относится к компетенции собственников соответствующих объектов жилого фонда. Также указывая, что сети находятся на сформированных под МКД земельных участках, обязанность по содержанию спорного освещения несут собственники помещений МКД. Отказ от права собственности не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Процедура признания права собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество урегулирована законом (ст. 225 ГК РФ, нормы ГПК РФ), при этом считает, что это право, а не обязанность муниципального образования, следовательно, требовать признания права собственности на сети в исковом порядке ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» не имеет.
Оценив все доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором города Оренбурга и ошибочности довод ответчиков с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил N 491 и является исчерпывающим: В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
В состав общего имущества в многоквартирном доме спорные сети наружного освещения придомовой территории не входят. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению ЖК РФ, Правила N 491 не содержат.
Так, судом установлено, что построенные одновременно со строительством жилых домов на земельных участках сети наружного освещения являются отдельно стоящими объектами, не присоединены к жилым домам, запитаны от ТП, зарегистрированные сети наружного освещения и поставленные на кадастровый учет, также расположены в пределах нескольких земельных участков. При этом, сети наружного освещения предметом договоров долевого участия в строительстве не являлись, в состав общего имущества собственников многоквартирных домов не включались и на основании договора содержания имущества собственников многоквартирного дома управляющей компании не передавались и не могли быть переданы, три сети уличного освещения были зарегистрированы на праве собственности за ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», одна сеть уличного освещения была построена и возведена ООО Специализированный застройщик «Город», собственниками помещений многоквартирных домов данные объекты не возводились. Кроме того, уличное освещение призвано обслуживать более одного дома.
Согласно ст. 26 Устава муниципального образования «город Оренбург» (принят решением Оренбургского городского Совета от ... N) Оренбургский городской совет является представительным органом муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 27 Устава к компетенции Оренбургского городского Совета относит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления города Оренбурга полномочий по решению вопросов местного значения.
Между тем, с учетом положений ст. 42 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на благоприятную окружающую среду, положений статьи 14 ФЗ т 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава муниципального образования г.Оренбург, к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация освещения улиц, участие в профилактике и предупреждении чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, в настоящее время сеть уличного освещения, расположенная по адресу ..., не имеет собственника, а в отношении сетей, расположенных по адресам ... собственник ООО «СЗ «УПСК Жилстрой» отказался, заявив о прекращении обслуживании данных сетей.
Таким образом, в настоящее время возникла угроза нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, на благоприятные условия жизни, что требует незамедлительного принятия мер по организации уличного освещения, принятии мер по организации обслуживания сетей уличного освещения.
Непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ..., организации содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения, расположенных по адресам: ..., N, N свидетельствует о бездействии администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, поскольку причиняют неудобства жителям многоквартирных домов, затрудняет работу государственных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, может способствовать росту травматизма, а также преступности в темное время суток.
Таким образом, суд не соглашается с доводами администрации г.Оренбурга, и приходит к выводу, что организация обслуживания, содержания и ремонта уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, а именно возлагается на администрацию г.Оренбурга и КУИ.
Так, довод администрации города Оренбурга о том, что сети подключены, функционируют, обязанность по их обслуживанию и содержанию должны нести собственники помещений многоквартирных домов и ООО «СЗ «УПСК Жилстрой», не является основанием для отказа в иске, поскольку существует реальная угроза нарушения прав граждан, проживающих в этих домах и неопределенного круга лиц.
В силу положений ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Любое заинтересованное лицо, в том числе и прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).
Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Поскольку существует реальная угроза нарушения гражданских прав в результате непринятия мер по организации освещения, оснований для признания требований прокурора необоснованными, не имеется.
Поскольку в течение года ООО СЗ «УПСК Жилстрой» предпринимала меры к соблюдению договоренностей согласно сложившейся практике по передаче в дар администрации города Оренбурга, а также сеть, созданная ООО СЗ «Город», не стоит на кадастровом учете и фактически осталась без собственника, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Оренбурга о признании незаконным бездействия администрации города Оренбурга и Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, поскольку доказательств обратному не было представлено.
Что касается требований о проведении кадастрового учета, постановке на учет сети наружного освещения по адресу ..., в том числе как бесхозяйное имущество, суд приходит к следующему.
Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетическое эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признания права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из положений ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь (часть 2).
Абзацем 11 ст. 3 Федерального закона от 28.03.2003 года (в ред. От 27.12.2019 года) №35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства – это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений ст. 210 ГК РФ, на собственника возлагается обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании установлено, что собственник наружного освещения, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для освещения дворовой территории многоквартирного ... не установлен, а ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» отказался от права собственности на наружное освещение, предназначенное для освещения домов N по ..., о чем свидетельствуют, внесенные В ЕГРН записи о принятии на учет следующего бесхозяйного имущества: сооружение с кадастровыми номерами N; N.
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу абзаца 2 указанной статьи, отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности или по иным основаниям, предусмотренным законом.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Отказ от права собственности до приобретения права собственности на него другим лицом не означает, что на лице, отказавшемся от парва собственности на сети наружного освещения лежит обязанность по обеспечению эксплуатации освещения жилого микрорайона.
Таким образом, поскольку сеть уличного освещения по адресу ..., ... не имеет собственника, который бы ее содержал, а от прав собственности на сети наружного освещения по ... собственник ООО СЗ «УПСК Жилстрой» отказался, требования прокурора об обязании администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга о принятии мер по управлению надлежащего освещения дворовых территорий, совершении действий, необходимых для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества в регистрирующем органе наиболее соответствуют требованиям закона и способствуют защите прав и интересов неопределенного круга лиц. При этом способ защиты нарушенного права, указанный истцом, не был опровергнут ответчиками, а испрашиваемые сроки совершения указанных действий являются оптимальными, разумными, исполнимыми и соответствуют требованиям законодательства. При наличии препятствий для совершения указанных действий, порядок и способ исполнения решения может быть изменен в установленном законом порядке.
Исковые требования прокурора об обязании ответчиков в срок до ... осуществить действия по оформлению права муниципальной собственности на сети наружного освещения, не противоречат порядку признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, который определен в главе 33 Гражданско-процессуального кодекса РФ.
При этом, удовлетворение исковых требований об обязании администрации осуществления действий по оформлению права собственности не подменяет собой решение о признании права собственности, не является само по себе основанием для регистрации прекращения и возникновения прав на недвижимое имущество, не освобождает ответчиков от соблюдения требований главы 33 ГПК РФ, не исключает возможность возникновения спора о праве на данное имущество, а срок совершения действий достаточный для соблюдения всех необходимых действий по исполнению.
Принимая во внимание, что административно-распорядительным органом муниципального образования г.Оренбург является администрация г.Оренбурга, а Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга является функциональным органом администрации г.Оренбурга, суд считает что по заявленным требованиям о признании бездействия незаконным, обязании совершения определенных действий по проведению кадастровых работ, постановке на учет, оформлению права собственности надлежащими ответчиками являются и администрация г.Оренбурга и Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие собственника такого объект влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по контролю за их техническим состоянием, несовременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в связи с чем бездействие администрации муниципального образования «г.Оренбург», а также Комитета по управлению имущество по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества электросетевого объекта является незаконным.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора г.Оренбурга обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Относительно исковых требований ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» о прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, обязании определения организации по эксплуатации недвижимого имущества, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку истец ранее обращался в Арбитражный суд Оренбургской области с аналогичными исковыми требованиями, где в решении Арбитражного суда Оренбургской области от ... по делу А47-14625/2020 года, судом была дана оценка имеющимся обстоятельствам дела, в удовлетворении исковых требований ООО Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой» было отказано.
Кроме того, ООО СЗ «УПСК Жилстрой» выбрал способ защиты своего нарушенного права, заявив в установленном порядке о своем отказе от прав собственности на объекты уличного освещения, в части требований о признании права собственности на имущество за администрацией города Оренбурга ООО СЗ «УПСК Жилстрой» не является надлежащим истцом, так как не наделено правом выступать в защиту чужих интересов, кроме того, оснований для принудительного наделения собственностью помимо воли лица не имеется. На основании ст. 3 ГПК РФ лицо, юридическое лицо вправе обратиться в защиту своих нарушенных прав и законных интересов. Доказательств, что признанием права муниципальной собственности на уличное освещение нарушение права застройщика будут восстановлены, не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о возложении обязанности принятия мер по организации электроснабжения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, Комитета по управлению имуществом администрации города Оренбурга, выразившееся в неисполнении п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», непринятии мер по организации электроснабжения, обеспечивающего надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ..., организации содержания и обслуживания бесхозяйных сетей наружного освещения, расположенных по адресам: ..., N, N (кадастровый N).
Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу принять на учет в качестве бесхозяйного имущества наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N, путем обращения в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с соответствующим заявлением.
Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации ... в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет и принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сети наружного освещения, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером N, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирного ..., путем обращения в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество.
Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга в срок до ... осуществить действия по оформлению права муниципальной собственности, а именно обратиться в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением об оформлении права муниципальной собственности на следующее имущество:
- наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
- наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
- наружное освещение, ... метров, расположенное по адресу: ..., кадастровый N;
- сети наружного освещения, расположенные в пределах земельного участка с кадастровым номером N, предназначенные для освещения дворовой территории многоквартирного ... при отсутствии спора о праве с соблюдением требований законодательства.
Обязать администрацию города Оренбурга, Комитет по управлению имуществом администрации города Оренбурга обеспечить надлежащее освещение дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ..., а также обслуживание и текущую эксплуатацию сооружений электроэнергетики (наружного освещения), предназначенных для освещения дворовых территорий многоквартирных домов N, N, N, N по ....
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «УПСК Жилстрой», заявившему самостоятельные требования к Администрации города Оренбурга, комитету по управлению имуществом администрации города Оренбурга о прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, обязании определения организации по эксплуатации недвижимого имущества – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2021 года.
Судья: Перовских И.Н.