КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Вербицкая Т.А. дело № 33-12221/2017
2.200
13 сентября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Русанова Р.А., Славской Л.А.,
при секретаре Шалаевой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, к АО «КрасЭКо» о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства,
по апелляционной жалобе представителя АО «КрасЭКо» - Измайловой Е.А.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 июня 2017 года, которым постановлено:
«Заявленные прокурором Сухобузимского района требования удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «КрасЭКо» оборудовать прилегающую к котельной №<данные изъяты> территорию искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) для исключения попадания золошлаков в почву при их перемещении из помещения котельной №<данные изъяты> в контейнер (бункер).
В удовлетворении остальной части требований прокурору Сухобузимского района отказать».
Заслушав доклад судьи Русанова Р.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Сухобузимского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «КрасЭКо» о возложении обязанности устранения нарушений природоохранного законодательства. Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения АО «КрасЭко» природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате которой установлено, что требования названного законодательства должностными лицами АО «КрасЭКо» надлежащим образом не исполняются. Установлено, что АО «КрасЭКо» с сентября 2010 года по настоящее время осуществляет поставку теплоснабжения, холодного водоснабжения потребителям Сухобузимского района но объектам коммунальной инфраструктуры, переданным для обслуживания и эксплуатации администрацией Сухобузимского района ООО «КРЭК». С 01.09.2010 года объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ООО «КРЭК» на основании договора аренды муниципального имущества от 01.09.2010 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Сухобузимского района и ООО «КРЭК». С 20.05.2011 года на основании концессионного соглашения №<данные изъяты> от 20.05.2011 года, в том числе котельная № <данные изъяты> с. Сухобузимское. Указанная котельная непосредственно задействована в производственном процессе путем обеспечения тепловой энергией зданий и сооружений жилого массива с. Сухобузимское, посредством сжигания каменного угля. Золошлаки, образующиеся от сжигания угля на котельной № <данные изъяты> с. Сухобузимское, размещены методом навала под открытым небом, непосредственно на почве, без устройства изолирующего слоя. Специальная площадка, имеющая искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие с устройствами для защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, обваловка но периметру, обособленная сеть ливнестоков отсутствуют. Кроме того, ранее прокуратурой района в АО «КрасЭко» вносилось представление от 25.05.2016 года об устранении указанных нарушений, по результатам рассмотрения которого виновное лицо АО «КРАСЭКО» привлечено к дисциплинарной ответственности. В ответе на представление АО «КрасЭко» указало, что обеспечение котельной №<данные изъяты> в с. Сухобузимоское специальной площадкой, имеющей искусственное водонепроницаемое и химическое стойкое покрытие с устройствами для защиты от воздействия атмосферных осадков, ветров, обваловки по периметру, а также обособленной сетью ливнестоков возможно только при достаточности финансирования таких мероприятий. Однако, в настоящий момент АО «КрасЭко» не устранило выявленные нарушения.
Прокурор просил суд обязать АО «КрасЭКо» обеспечить котельную №<данные изъяты> в с.Сухобузимское специальной площадкой, имеющей искусственное водонепроницаемое и стойкое химическое покрытие с устройствами для защиты от воздействия атмосферных осадков, ветров, обваловки по периметру, а также обеспечить Котельную №<данные изъяты> сетью ливнестоков.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель представителя АО «КрасЭКо» Измайлова Е.А. просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что АО «КрасЭКо» переносит отходы из котельной № <данные изъяты> в контейнере в закрытой емкости и осуществляет выгрузку отходов не навалом, а из емкости способом, исключающим попадание золошлаков в почву.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о заседании и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 года) "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 3 указанного Закона, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 28.11.2015 года) "Об охране окружающей среды", к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015 года) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015 года) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов в силу п. 17 ст. 1 данного Закона понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения и транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2. СанПиН 2.1.7.1322-03, временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей)
отходов;
на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке
и обезвреживанию токсичных отходов;
на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Пункт 3.3 этого же СанПин указывает, что временное хранение отходов на производственной территории предназначается:
- для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов;
- для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью
обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на
вспомогательных производствах.
Из материалов дела следует, что 25.05.2016 года прокурором Сухобузимского района Красноярского края по результатам проверки внесено АО «КрасЭКо» представление об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, касающееся оборудования прилегающей к котельной №<данные изъяты> территории в соответствие с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 - покрытия поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
АО «КРАСЭКО» с сентября 2010 года по настоящее время осуществляет поставку теплоснабжения, холодного водоснабжения потребителям Сухобузимского района по объектам коммунальной инфраструктуры, переданным для обслуживания и эксплуатации администрацией Сухобузимского района ООО «КРЭК».
С 01.09.2010 года объекты коммунальной инфраструктуры были переданы ООО «КРЭК» на основании договора аренды муниципального имущества №<данные изъяты> от 01.09.2010 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Сухобузимского района и ООО «КРЭК», а с 20.05.2011 года на основании концессионного соглашения №<данные изъяты> от 20.05.2011 года, в том числе котельная №<данные изъяты> с.Сухобузимское.
Указанная котельная непосредственно задействована в производственном процессе путем обеспечения тепловой энергией зданий и сооружений жилого массива с.Сухобузимское, посредством сжигания каменного угля.
Судом также установлено, что контейнер (бункер) для сбора отходов сверху, находящийся на территории котельной, укрыт от атмосферных осадков крышками, отходы (золошлаки) накапливаются в металлическом контейнере (бункере), оборудованном сверху крышками, для исключения пыления золошлаков, а также имеется защита от атмосферных осадков и ветра (укрытие брезентом или навес).
Однако, при перемещении золошлаков для временного хранения в контейнер (бункер) попадание золошлаков в почву ответчиком не исключено, а прилегающая к контейнеру территория не оборудована искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) для исключения попадания в почву отходов производства котельной №<данные изъяты>.
Обязывая ответчика АО «КрасЭКо» оборудовать прилегающую к котельной №<данные изъяты> территорию искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) для исключения попадания золошлаков в почву при их перемещении из помещения котельной №<данные изъяты> в контейнер (бункер), суд первой инстанции, установив, что предписание прокурора Сухобузимского района выполнено ответчиком в части, обоснованно исходил их того, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и необходимостью оборудования прикотельной площадки по нормам, установленным пунктом 3.7 САН ПиН 2.1.7.1322-03, может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что АО «КрасЭКо» переносит отходы из котельной №<данные изъяты> в контейнере в закрытой емкости и осуществляет выгрузку отходов не навалом, а из емкости способом, исключающим попадание золошлаков в почву, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку достоверных доказательств тому, что ответчиком предприняты меры по предотвращению попадания загрязняющих веществ, отходов от продуктов сгорания в почву, суду не представлено.
Каких-либо иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба истца не содержит.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, которым дана должная правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «КрасЭКо» - Измайловой Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: