Решение по делу № 33-1588/2024 от 02.08.2024

       УИД 13RS0019-01-2024-000279-95

Судья Бардина Т.В.                                                                         № 2-433/2024

Докладчик Ганченкова В.А.                                             Дело № 33-1588/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Ганченковой В.А.,

судей Ионовой О.Н., Урявина Д.А.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 4 сентября 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Гавриловой Г.В. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе во включении в муниципальный список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в муниципальный список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по апелляционной жалобе истца Гавриловой Г.В. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2024 г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Гаврилова Г.В. обратилась в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе во включении в муниципальный список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в муниципальный список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого помещения. Постановлением администрации Рузаевского муниципального района от                    29 декабря 2023 г. № 217 истцу отказано во включении в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. С указанным постановлением не согласна, считает незаконным, благоустроенным жилым помещением до настоящего времени она не обеспечена.

По данным основаниям с учётом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным постановление администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29 декабря 2023 г. № 217 «О муниципальном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» об отказе Гавриловой Г.В. во включении в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать ответчика включить Гаврилову Г.В. в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить ей по месту жительства в г. Рузаевка Республики Мордовия благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2024 г. исковые требования Гавриловой Г.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Гаврилова Г.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое об удовлетворении исковых требований в полном объёме. Полагает, что принятым решением нарушено её право на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот, которое закреплено законом, при этом причинами несвоевременной постановки истца на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением явилось ненадлежащее выполнение обязанностей органов опеки и попечительства, а также образовательных учреждений, в которых она обучалась, по защите прав истца в тот период, когда он была несовершеннолетней. При этом, ей не был разъяснен порядок обращения с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления в установленный срок. Указывает, что судом не учтено наличие уважительных и объективных причин её несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку она была несовершеннолетней, и не могла самостоятельно защитить свои права, её законные представители данную обязанность не выполнили, что не может быть поставлено ей в вину, а также явиться основанием для отказа в удовлетворении требований.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Сидорова Л.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Первый заместитель Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия Пронькин С.П. в отзыве на апелляционную жалобу указал, что именно органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия обязаны самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению переданного государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебное заседание истец Гаврилова Г.В., её представитель Чевина Ю.И., представитель ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Республики Мордовия, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия и Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежаще, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство по делу не просили. При этом Первый заместитель Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия Пронькин С.П. в отзыве на апелляционную жалобу просил рассмотреть её в отсутствие представителя Министерства. В заявлении от 8 августа 2024 г. заместитель Министра социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия Еремкин И.Н. просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Министерства.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Гаврилова Г.В., родилась <дата> г., что подтверждается копией свидетельства о рождении серии <№>, где в графе отец указан Г.В.И., в графе мать – Л.Е.Г.

Согласно копии свидетельства о смерти серии <№> Г.В.И. умер <дата>

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 25 июля 2003 г., вступившим в законную силу 5 августа 2003 г., Л.Е.Г. лишена родительских прав в отношении Гавриловой Г.В., <дата> года рождения, Г.В.В., <дата> года рождения.

Постановлением главы муниципального образования Рузаевка от                        20 августа 2003 г. № 846 несовершеннолетние Гаврилова Г.В., Г.В.В. определены в государственное (воспитательное) учреждение, до их совершеннолетия за ними сохранено право проживания по адресу: <адрес>

Согласно архивной справке объединённого архива Министерства образования Республики Мордовия от 7 мая 2018 г. Гаврилова Г.В. в период с       1 сентября 2003 г. по 1 июля 2006 г. обучалась в ПУ № 31 г. Саранска.

<дата> г. Гаврилова Г.В. достигла 18 лет.

30 декабря 2013 г. Гаврилова Г.В., будучи зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> отказалась от оформления права собственности на своё имя при приватизации квартиры, расположенной по указанному адресу.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 февраля 2024 г. собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с 4 сентября 2017 г. является Б.А.М.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от                  27 февраля 2024 г. следует, что за Гавриловой Г.В. на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 21 сентября 2017 г. было зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> право на которые прекращено 25 октября 2017 г.

14 декабря 2023 г. Гаврилова Г.В. обратилась в администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о включении её в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.31-33).

Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 29 декабря 2023 г. № 217 Гавриловой Г.В. отказано во включении её в указанный муниципальный список, в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещения.

23 года Гавриловой Г.В. исполнилось <дата>

Разрешая спор и отказывая Гавриловой Г.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходили из того, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на предоставление жилого помещения при условии соблюдения процедуры постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилых помещений, а именно обращение с заявлением, поданным в письменной форме, в органы исполнительной власти до достижения указанными лицами возраста 23 лет, в то время, как до указанного времени истец с таким требованиям в уполномоченный орган не обращалась, о своём желании воспользоваться мерами государственной поддержки в виде обеспечения жилым помещением в установленном порядке также не заявила и доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ей своевременно реализовать своё право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок не представила.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от               21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от                      21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, достигшие возраста 23 лет), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

Исходя из приведённых норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

После достижения ими возраста 23 лет включение их в соответствующий Список возможно при установлении уважительных причин, в результате которых такие лица своевременно не были поставлены на такой учёт.

Соответствующие правовые позиции, содержавшиеся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., а также в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации                      23 декабря 2020 г.

С учётом изложенного, оценка прав истца должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым Гаврилова Г.В. своевременно (до достижения 23 лет) не встала и не была поставлен на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также наличия обстоятельств, препятствовавших в её постановке на такой учёт.

Такие обстоятельства судом первой инстанции в рамках настоящего дела выяснялись, и по результатам их оценки суд пришёл к выводу об отсутствии у истца уважительных причин, по которым до достижения ею возраста 23 лет не было реализовано право на обращение в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о сохранении за Гавриловой Г.В. права на обеспечение жилым помещением после достижения 23-летнего возраста до фактического обеспечения жильём, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

С учётом указанных выше норм права, а также периода не обращения истца с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности истцом наличия уважительных причин, в силу которых истец своевременно не встала (не была поставлена) на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Не представлено таких доказательств и суду апелляционной инстанции, в том числе, и в отношении достаточно длительного периода с 5 июня 2011 г. по 14 декабря 2023 г., когда истец, в том числе, в силу своего возраста могла самостоятельно реализовать своё право на получение жилья в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Обращение Гавриловой Г.В. по данному вопросу имело место впервые только 14 декабря 2023 г. после достижения ею возраста 23 лет. На момент обращения истцу было 35 лет.

В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о том, что неосведомленность о своих жилищных правах не может расцениваться в качестве уважительной причины, препятствующей Гавриловой Г.В. своевременно обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, является обоснованным, правомерным, и соответствует вышеприведённым нормам права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка уважительности пропуска истцом срока на обращение за постановкой на учёт, являются несостоятельными, поскольку выводы суда мотивированы, в том числе в указанной части, требованиям действующего материального и процессуального закона не противоречат.

Доводы апелляционной жалобы о том, что органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения, в которых обучалась и воспитывалась истец, не выполнили своих обязанностей по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные в силу того, что истец не обладает правом на предоставление жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, поскольку до достижения возраста                   23 лет она не обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учёт для предоставления жилья.

Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению ею с соответствующим заявлением, истец не представила, подтверждающих доказательств, о том, что истец являлась недееспособной, или по причине заболевания или иных причин, препятствующих ей обратиться с таким заявлением, суду апелляционной инстанции не представлено.

Доказательств исключительных причин, препятствовавших её обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет, материалы дела не содержат.

При этом, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что за истцом было сохранено право проживания в жилом помещении до её совершеннолетия, факт невозможности проживания в данном жилом помещении в установленном законом порядке не устанавливался, от участия в приватизации данного жилого помещения истец добровольно отказалась.

При таких обстоятельствах доводы истца о наличии вины органов опеки и попечительства, образовательных учреждений в пропуске срока обращения с заявлениями о постановке на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отклоняются судебной коллегией.

Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что сама по себе ссылка истца на отсутствие информирования со стороны органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых Гаврилова Г.В. обучалась, проживала и воспитывалась, не обоснованна, так как предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.

Доказательства того, что Гаврилова Г.В. предпринимала попытки встать на учёт в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением в возрасте с 18 до 23 лет, заявителем не представлены.

Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 10 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гавриловой Г.В. – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в течение трёх месяцев.

Председательствующий                       В.А. Ганченкова

Судьи                                                                           О.Н. Ионова

                                                                                      Д.А. Урявин

Мовированное апелляционное определение составлено 4 сентября 2024 г.

Судья                                    В.А. Ганченкова

33-1588/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гаврилова Галина Васильевна
Ответчики
Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Другие
Министерство образования Республики Мордовия
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия
Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия
Чевина Юлия Ивановна
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Ганченкова Виолетта Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
02.08.2024Передача дела судье
04.09.2024Судебное заседание
06.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2024Передано в экспедицию
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее