Решение от 09.03.2022 по делу № 2-799/2022 от 10.01.2022

Дело № 2-799/2022

УИД 11RS0005-01-2022-000039-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В.,

при секретаре Писаревой М.А., с участием истца Сориной В.А., ее представителя Петиевой Ю.И., помощника прокурора Володиной В.А., представителя МУ «УЖКХ» Шариповой Я.Н., представителя Администрации МОГО «Ухта» Смирновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 09 марта 2022 года гражданское дело по иску Сориной В.А., действующей в интересах А., к Администрации МОГО «Ухта», муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Сорина В.А. в интересах А., обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МОГО «Ухта» о взыскании компенсации морального вреда в размере .... рублей. В обоснование иска указала, что на ее дочь – А.. <...> г. на детской площадке в районе дома .... напала и укусила бездомная собака. Ребенок получил укушенную рану ягодичной области слева, остался шрам, кроме того, девочка стала бояться выходить одна на улицу, стала нервная, раздражительная, испытывает панические атаки.

Определением суда от <...> г. в качестве соответчика привлечено МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта».

В судебном заседании истец и ее представитель на исковых требованиях настаивали.

Представитель Администрации МОГО «Ухта» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что Администрации не является надлежащим ответчиком.

Представитель МУ «УЖКХ» администрации МОГО «Ухта» с исковыми требованиями не согласилась, указав на завышенный размер морального вреда.

Представитель Благотворительного фонда помощи животным «Добрый город» в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом.

Третье лицо - Сизов В.Э. в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что <...> г. около .... часов А.. находилась на детской площадке во дворе дома .... На площадке находилась две собаки, которые подошли к качелям, где стояла А.., девочка сделала шаг в сторону и остановилась, так как белая собака стала гавкать на А.., затем собаки набросились на А.. и стали кусать за левую ногу, бедро и левую руку.

В этот же день мать А.. - Сорина В.А. обратилась в поликлинику, где ребенка осмотрели, установили ...., выполнили обработку раны растворами антисептиков.

<...> г. Сорина В.А. обратилась в ОМВД России , где у нее и потерпевшей взяты объяснения и назначена медицинская судебная экспертиза.

Заключением эксперта .... от <...> г. установлено, что при обращении за медицинской помощью <...> г. и при проведении судебно-медицинского обследования <...> г. у несовершеннолетней А.. обнаружены следующие телесные повреждения: .....

Законными представителями А.. <...> г..р. являются Сорина В.А. и Сизов В.Э.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Суд полагает, что факт причинения телесных повреждений несовершеннолетней А.. со стороны бездомных собак, установлен совокупностью представленных в дело доказательств, в т.ч. объяснениями несовершеннолетней, не доверять которым у суда оснований не имеется, и данным медицинской документации.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 «О ветеринарии», ст. ст. 3, 4 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Из положений Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усматривается, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (пп. 1 ст. 18), а деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в т.ч., в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев (пп. 1 ч. 1 ст. 17) и предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (пп. 2 ч. 1 ст. 17).

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54, установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей (п. 9.2). Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 9.5).

Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе прочих, отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Законом Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Решением Совета МОГО «Ухта» от <...> г. .... на муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – МУ «УЖКХ») возложена организация мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Согласно Положению о МУ «УЖКХ», утвержденного Решением Совета МОГО «Ухта» от 28.08.2009 № 350, МУ «УЖКХ» является отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в структуру администрации МОГО «Ухта».

Факт нападения бездомных собак на Сизову А.В., который не оспаривается ответчиками, свидетельствует о том, что мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев не осуществляются со стороны МУ «УЖКХ» надлежащим образом, в связи с чем, между фактом причинения несовершеннолетней вреда и ненадлежащим исполнением своих обязанностей со стороны МУ «УЖКХ» имеется причинно-следственная связь.

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по делу является МУ «УЖКХ», в удовлетворении исковых требований к Администрации МОГО «Ухта», суд считает необходимым отказать.

Статьей 1101 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу законного представителя А.. – Сориной В.А., суд учитывает степень причиненных А.. физических страданий, количество и локализацию укусов, ее несовершеннолетний возраст, выработавшийся психологический страх вследствие нападения животных, но при этом учитывает незначительный объем медикаментозного воздействия по лечению укусов, отсутствие квалификации степени причинения вреда здоровью, разумность и справедливость, а потому считает соразмерной причиненному моральному вреду сумму компенсации в размере .... рублей.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, денежные средства при удовлетворении исковых требований подлежат взысканию за счет средств казны муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░., <...> ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ .... ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.03.2022 ░░░░

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

2-799/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сорина Валерия Александровна
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
МУ "УЖКХ" МОГО "Ухта"
Другие
Благотворительный фонд "Добрый город"
Сизов Владислав Эдуардович
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Савинкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2022Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее