Дело № 3а-14/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
при участии представителя административного истца по доверенности Максимова Е.В.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г.,
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Сафроновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарова А.В. к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, восстановлении срока для обращения в суд,
установил:
Макаров А.В. 18 декабря 2018 года обратился в суд с административным иском с последующим уточнением требований к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее Управление Росреестра по ЧР) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилого здания – торгового центра, назначение– нежилое, 2-этажный, инвентарный № ..., лит. А, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Москакасы, ул. ..., д. ..., в размере его рыночной стоимости 8505470 руб. по состоянию на 06 июля 2012 года, восстановлении срока на подачу заявления.
Административный иск мотивирован тем, что Макаров А.В. является собственником указанного объекта недвижимости. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики. С учетом этого правового акта по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) кадастровая стоимость здания составляет 36318517 руб. 77 коп. Дата определения кадастровой стоимости 06 июля 2012 года, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 января 2013 года. Рыночная стоимость здания по состоянию на 06 июля 2012 года составляет 8505470 руб., о чем свидетельствует отчет независимого оценщика № 2018-01/11 от 01 декабря 2018 года. Кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате налога на имущество, исчисляемого на основании кадастровой стоимости здания.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 января 2013 года, а административный иск подан в декабре 2018 года, пятилетний срок подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленный ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), истцом пропущен. Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» исключены.
Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, а также то обстоятельство, что на момент подачи иска в государственный кадастр недвижимости (ГКН) не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости указанного истцом объекта недвижимости, истец полагает пропущенный срок для подачи административного заявления подлежащим восстановлению.
Административный истец Макаров А.В. просил установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, восставноить срок для подачи заявления.
В судебное заседание административный истец Макаров А.В. не явился, его представитель Максимов Е.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель Управления Росреестра по ЧР по доверенности Молоствова М.Г. решение по делу оставила на усмотрение суда, доводы ранее представленного отзыва поддержала.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Чувашской Республике – Чувашии по доверенности Сафронова О.С. оставила удовлетворение иска на усмотрение суда, доводы ранее представленного отзыва поддержала.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился. Ранее Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, представляющее Кабинет Министров Чувашской Республики на основании распоряжения № 790-р от 11 ноября 2016 года, представило отзыв, удовлетворение требований Макарова А.В. оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, требования административного истца считает не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Макаров А.В. является собственником следующего объекта недвижимости – торговый центр с кадастровым номером ..., назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью ... кв. м, инв. № ..., лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Москакасы, ул. ..., д. ..., государственная регистрация права произведена 15 июля 2016 года за № ....
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, согласно которому (приложение № 1) кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости с кадастровым номером ... на дату определения кадастровой стоимости 06 июля 2012 года составляет 36318517 руб. 77 коп.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 декабря 2018 года на указанную дату (06 июля 2012 года) кадастровая стоимость нежилого здания также составляет 36318517 руб. 77 коп., дата утверждения кадастровой стоимости 06 января 2013 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 17 января 2013 года (л.д. 6).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 01 января 2016 года.
Поскольку административный истец Макаров А.В. является собственником указанного нежилого здания, размер налога на имущество физических лиц определяется в зависимости от кадастровой стоимости, то результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности, в связи с чем он вправе обратиться в суд с заявленным требованием.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 декабря 2018 года датой внесения сведений о кадастровой стоимости здания в ЕГРН является 17 января 2013 года.
Следовательно, Макаров А.В. на дату обращения в суд с настоящим административным иском 18 декабря 2018 года пропущен пятилетний срок для подачи в суд административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Административным истцом Макаровым А.В. заявлено о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Из приведенных разъяснений следует, что ограничение срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлено только установленной Федеральным законом «Об оценочной деятельности» периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.
В настоящее время результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, установлены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457, вступившим в силу 01 января 2019 года. Таким образом, оспариваемая Макаровым А.В. кадастровая стоимость объекта недвижимости являлась на дату подачи иска действующей. В связи с этим суд полагает возможным восстановление административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административный истец Макаров А.В. в подтверждение заявленных требований представил отчет ИП ФИО1 от 01 декабря 2018 года № 2018-01/11, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Москакасы, ул. ..., д. ..., составляет 8505470 руб. (л.д. 11-66).
Административные ответчики удовлетворение административного искового заявления оставили на усмотрение суда, заинтересованное лицо администрация Моргаушского района Чувашской Республики возражает против удовлетворения требований Макарова А.В., однако ответчики и заинтересованные лица мотивированных возражений, замечаний на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не представили.
Анализируя содержание представленных истцом отчета, оценив его в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об их соответствии требованиям главы 6 КАС РФ, статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, непротиворечии их существующим принципам и методикам проведения оценки.
Представленный административным истцом отчет ИП ФИО1 от 01 декабря 2018 года № 2018-01/11 подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.Оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки.
В соответствии с п. 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, для построения модели оценки может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется оценщиком исходя из особенностей вида разрешенного использования или назначения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации
Применяемые оценщиком в отчете понятия и определения соответствуют установленным требованиям, общая информация является достаточной для идентификации объекта оценки. В отчете оценщик провел анализ рынка, ценообразующих факторов и дал описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик применил затратный подход, обосновав невозможность применения сравнительного и доходного подходов. В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Составленный отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В связи с этим различие между установленной кадастровой стоимостью и определенной в отчете рыночной стоимостью объекта недвижимости не свидетельствует о недостоверности последней.
Рыночная стоимость объекта недвижимости установлена оценщиком на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии с требованиями ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ.
В результате выполненных расчетов, определенных затратным подходом, рыночная стоимость спорного нежилого здания определена в размере 8505470 руб. по состоянию на 06 июля 2012 года.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что итоговый вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Москакасы, ул. ..., д. ..., сделан оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд с учетом изложенного не усматривает.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным согласиться с представленным истцом отчетом и принять его в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, суд полагает административное исковое заявление Макарова А.В. подлежащим удовлетворению и считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – торгового центра, назначение– нежилое, 2-этажный, инвентарный № ..., лит. А, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Москакасы, ул. ..., д. ..., в размере 8505470 руб. по состоянию на 06 июля 2012 года.
С заявлением об установлении кадастровой объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Макаров А.В. обратился 18 декабря 2018 года.
Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости в силу закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ... в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
При этом указанная кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости, то есть с учетом Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457, вступившего в силу 01 января 2019 года, по 31 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Восстановить Макарову А.В. пропущенный срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – торгового центра, назначение– нежилое, 2-этажный, инвентарный № ..., лит. А, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Москакасы, ул. ..., д. ..., в размере 8505470 (восемь миллионов пятьсот пять тысяч четыреста семьдесят) рублей по состоянию на 06 июля 2012 года.
Указанная стоимость подлежит применению на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи Макаровым А.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.И. Алексеева
Мотивированное решение составлено 05 марта 2019 года.