УИД 91RS0022-01-2023-000547-76
Дело в суде первой инстанции № 2-1094/2023 судья Даниленко Е.А.
Дело в суде апелляционной инстанции № 33-5312/2023
Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 28.06.2023
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.06.2023
Апелляционное определение
28 июня 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лозового С.В.,
судей Романовой Л.В., Хмарук Н.С.,
при секретаре судебного заседания Мустафаевой Э.К.,
с участием прокурора Шалевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.
гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Феодосии Республики Крым в интересах Молоковой Полины Александровны к администрации г. Феодосии Республики Крым о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление заместителя прокурора города Феодосии в интересах Молоковой Полины Александровны к администрации города Феодосии Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированого жилого фонда по договору найма, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение «Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Феодосии Республики Крым», - удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить Молоковой Полине Александровне, 23.07.1999 года рождения, уроженке г. Феодосия Авт. Респ. Крым, Украина, зарегистрированной по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Украинская, д. 61, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Феодосия по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения»,
установила:
заместитель прокурора г. Феодосии Республики Крым в интересах Молоквой П.А. обратился в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым, в котором просил предоставить Молоковой П.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Феодосии проведена проверка по поступившему обращению Молоковой П.А. по вопросу соблюдения ее жилищных прав, в ходе которой было установлено, что Молокова П.А. зарегистрирована в жилом доме, который признан непригодным для проживания. Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 26.07.2022 № 2263 Молокова П.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Советском районе Республики Крым, однако жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных истцом требований.
Другие лица, участвующие в деле, в суд первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка тому, что обязательства органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений напрямую связаны с необходимостью предоставления соответствующих субвенций, а так как данные полномочия являются делегированными, обязанность ответчика предоставить благоустроенное жилье возникает исключительно после выделения уполномоченным органом соответствующих денежных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Молокова П.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, дом, в котором ей принадлежит на праве собственности 12/125 доли, признан непригодным для проживания, она включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако жилье ей не предоставлено, в связи с чем имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Молоковой П.А. должна быть возложена на администрацию г. Феодосии за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается коллегия судей апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Молокова Полина Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Молокова П.А.. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, 12/125 доли которого принадлежит Молоковой П.А. на праве собственности.
Постановлением администрации города Феодосии Республики Крым от 07.12.2021 №3782 «О признании жилого дома по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания» указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, постановлено осуществить снос указанного дома после полного расселения физических лиц.
В соответствии с постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым № 2263 от 26.07.2022 «Об установлении факта невозможности проживания Молоковой Полины Александровны в ранее занимаемом жилом помещении и о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» Молокова П.А. включена в Список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Таким образом, судом установлено, что собственного пригодного для жилья жилого помещения Молокова П.А. не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из приведенных обстоятельств, а также руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к администрации г. Феодосии Республики Крым и наличии оснований для возложения на нее обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Молокова П.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, заявленные прокурором исковые требования удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения незамедлительно после возникновения соответствующего права, довод апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств Главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым судебной коллегией отклоняются, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления денежных средств, выделяемых на данные цели.
Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, которые не влекут отмены или изменения решения суда.
То обстоятельство, что с 05.04.2023 главным распорядителем бюджетных средств является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет, поскольку постановление Совета министров Республики Крым № 258, которым были внесены соответствующие изменения в Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений принято 05.04.2023, то есть после принятия судом обжалуемого судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Феодосии Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: