РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2017 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Свиридовой О.А.,
при секретаре Баландиной М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-834/17 по иску прокурора Волжского района Самарской области в интересах Карманова А. П. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Волжского района Самарской области обратился в суд в интересах Карманова А.П. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, мотивируя заявленные требования тем, что Карманов А.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения для проживания не имеет. Карманов А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, подлежит обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В связи с чем, прокурор Волжского района Самарской области просил суд обязать ответчика обеспечить Карманова А.П. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Волжского района Самарской области Цыганова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области по доверенности Калгатина Т.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Истец Карманов А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Представитель третьего лица МКУ «Отдел по делам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Волжский Самарской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Карманов А.П. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, отец П.А. отказался от воспитания сына.
Жилого помещения для проживания Карманов А.П. не имеет.
Из уведомления ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Карманова А.П. на объекты недвижимого имущества.
Из справки Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право на приватизацию Карманов А.П. не использовал, жилых помещений в собственности не имеет.
В настоящее время Карманов А.П. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области в указанном жилом помещении также проживают: А.С., В.А., М.А., Н.С., С.Н., Е.С., Е.А.
ДД.ММ.ГГГГ Карманов А.П. окончил обучение в общеобразовательной школе № <адрес>, о чем выдан аттестат №.
Согласно решению жилищной комиссии администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано во включении Карманова А.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с достижением Кармановым А.П. возраста 23 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон РФ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», изменившие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федеральный закон РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Жилищный кодекс РФ и ст. 26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Действие положений ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящей редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона РФ № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона.
Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ в новой редакции, детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз еще на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление.
Законом Самарской области № 135-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Самарской области № 135-ГД, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.2 Закона Самарской области № 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч.1 ст.2 вышеуказанного Закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области).
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации 30.09.2005 г. № 85-В08-3, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающую под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и т.д.
Однако, до настоящего времени органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Карманову А.П. не предоставлено, чем нарушаются его жилищные права.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация муниципального района Волжский Самарской области в пределах своей компетенции обязана обеспечитьКарманова А.П. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
При этом суд считает необходимым указать, что на основании указанного решения суда Карманов А.П. не имеет преимущественного права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по отношению к другим детям-сиротам, поставленным Администрацией муниципального района Волжский на учет для получения такого жилого помещения, предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда должно производится по мере поступления средств из областного бюджета в порядке очередности, исходя из даты обращения детей-сирот в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, поскольку у Карманова А.П. отсутствует преимущественное право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, так как лица, указанные в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение благоустроенного жилого помещения, имеют равные права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области в интересах Карманова А. П. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обеспечить Карманова А. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
На основании указанного решения суда Карманов А. П. не имеет преимущественного права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по отношению к другим детям-сиротам, поставленным Администрацией муниципального района Волжский Самарской области на учет для получения такого жилого помещения.
Предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда должно производится по мере поступления средств из областного бюджета в порядке очередности, исходя из даты обращения детей-сирот в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья О.А. Свиридова