Решение по делу № 2а-133/2021 от 29.01.2021

Дело а-133/2021

75RS0022-01-2021-000094-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года                                                                    г. Хилок, Забайкальский край

    Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бобрышевой М.В.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Хилокского района Лыгдыновой А.Д.,

при секретаре судебного заседания Никитиной К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края Лыгдыновой А.Д. к Администрации городского поселения «Могзонское» о понуждении к действию

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Хилокского района Забайкальского края Лыгдынова А.Д. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя тем, что при проведении проверки установлено, что на территории городского поселения «Могзонское» захламлены горючими отходами участки, расположенные по адресам: ул. Северная, 1б, ул. 5-ая Строительная, 3, ул. Орджоникидзе, 17, ул. Деповская, 16, ул. Деповская, 3б, ул. Путейская, 3д.

Кроме того, администрацией городского поселения «Могзонское» при подготовке к пожарному сезону 2021 года:

- не организовано проведение проверок работоспособности источников наружных противопожарных водоснабжений с составлением соответствующих актов;

- не в полном объеме обозначены направления движения к пожарным резервуарам;

- не проведено удаление сухой растительности между минерализованными полосами.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относиться:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной протипожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Требования пожарной безопасности населенных пунктов, помимо всего прочего, определены Правилами протипожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила).

Сославшись на ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, ст. 8, ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г № 52-ФЗ, п. 19 ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 55, 77, 78 Правил указал, что непринятие администрацией соответствующих мер приводит к возникновению пожароопасных ситуаций, загрязнению окружающей среды. В результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц – постоянно или временно проживающих на территории городского поселения «Могзонское» на благоприятную окружающую среду, ставиться под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию городского поселения «Могзонское» обеспечить очистку от горючих отходов участка, расположенных по адресам: ул. Северная, 1б, ул. 5-ая Строительная, 3, ул. Орджоникидзе, 17, ул. Деповская, 16, ул. Деповская, 3б, ул. Путейская, 3д; организовать проведение проверок работоспособности источников наружных противопожарных водоснабжений с составлением соответствующих актов; обозначить направления движения к пожарным резервуарам; провести удаление сухой растительности между минерализованными полосами в срок до 01.03.20121 года.

Представитель административного истца - заместитель прокурора Лыгдынова А.Д., поддержала административный иск по доводам, в нем изложенным, просила иск удовлетворить, с учетом разумности, установить срок устранения нарушений – до 01.04.2021.

Административный ответчик – администрация городского поселения «Могзонское», будучи извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по Забайкальскому краю своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.

В силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии с требованиями статьей 3 Закона №7-ФЗ являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, частью 2 данной статьи закреплен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, граждане имеют право на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее-федеральный закон №69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Данный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

Статьей 19 названного Федерального закона №69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно статьи 24 Федерального закона №69-ФЗ работы, услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, обеспечения предупреждения и тушения пожаров, к которым относятся также монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.

В силу ч.4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 1, 2 статьи 62).

В соответствии с п.1 ст.63 названного Федерального закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (ч.2 ст.63).

Частями 1, 2 статьи 68 приведенного Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 №117-ФЗ).

В развитие положений приведенного Федерального закона №123-ФЗ действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, п. 55 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного отвода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.     В силу пункта 77 Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. В соответствии с п.78 Правил, на объектах, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний преиод сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

Согласно п.п. 3 и 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения относится к вопросам местного значения.

Таким образом, обязанность по принятию первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения, возложена на органы местного самоуправления поселения, а следовательно, администрация городского поселения «Могзонское» является надлежащим ответчиком по данному делу.

Все требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение пожарной безопасности для сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 55 Правил направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Согласно п. 4.1 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009), утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178: наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. При этом допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы), в том числе, для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.

Из дела следует, что 24.11.2020 года прокуратурой района совместно с дознавателем ТОНД и ПР по Хилокскому, Улетовскому районам и г. Хилок Судьиным А.И. проведена проверка готовности городского поселения «Могзонское» в пожароопасному периоду 2020 года, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения (л.д. 10-11).

Постановлением от 17.12.2020 года заместителя главного государственного инспектора Хилокского, Улетовского районов и г. Хилок по пожарному надзору Бальжинимаева Б.Б. глава городского поселения «Могзонское» Чирикин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КРФ об АПи назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 41-43).

Таким образом, анализируя требования законодательства и имеющие в деле письменные доказательства, администрацией городского поселения допущено бездействие, выразившееся в непроведении очистки от горючих отходов участков п. Могзон, непроведении проверок работоспособности источников наружных противопожарных водоснабжений с составлением соответствующих актов; в не обозначении направлений движения к пожарным резервуарам; неудалении сухой растительности между минерализованными полосами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействием административного ответчика ухудшается санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории муниципального образования, в связи с чем суд усматривает основания для защиты прав граждан и удовлетворения административного иска.

Суд считает необходимым установить срок исполнения требований противопожарного законодательства, с учетом разумности, - до 01.04.2021 года.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования заместителя прокурора Хилокского района Забайкальского края Лыгдыновой А.Д. к Администрации городского поселения «Могзонское», удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «Могзонское» Забайкальского края в срок до 01.04.2021 года обеспечить очистку от горючих отходов участков, расположенных по адресам: Северная, 1б, ул. 5-ая Строительная, 3, ул. Орджоникидзе, 17, ул. Деповская, 16, ул. Деповская, 3б, ул. Путейская, 3д;

организовать проведения проверок работоспособности источников наружных противопожарных водоснабжений с составлением соответствующих актов;

обозначить направления движения к пожарным резервуарам;

провести удаление сухой растительности между минерализованными полосами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25.02.2021 года.

Председательствующий                  подпись    М.В.Бобрышева

Копия верна.

Судья                                            М.В. Бобрышева

Секретарь                                     К.А. Никитина

2а-133/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Хилокского района Забайкальского края
Ответчики
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Администрация городского поселения "Могзонское"
Суд
Хилокский районный суд Забайкальский края
Судья
Бобрышева Марина Владимировна
Дело на странице суда
hilok.cht.sudrf.ru
29.01.2021Регистрация административного искового заявления
01.02.2021Передача материалов судье
02.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее