РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Юзепчук Л.Н.,
при секретаре Трофимове Д.А.,
с участием заместителя прокурора Жуковского района Калужской области Марченкова С.А., истца Гусева С.Н., представителя ответчика Городской Думы муниципального образования городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области Щедроткина Е.В., представителя ответчика администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области Гамовой Я.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
30 ноября 2022 года
гражданское дело по иску Гусева С. Н. к Г. Д. муниципального образования Г. поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области, администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области о признании решения, распоряжения незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
07 ноября 2022 года Гусев С.Н. обратился в суд иском к Городской Думе городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области о признании решения, распоряжения незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с решением Городской Думы ГП «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 он был назначен на должность главы администрации ГП «Город Кременки». На основании распоряжения Городской Думы ГП «Город Кременки» от 01.11.2022 № 20 с ним расторгнут контракт, он освобожден от должности главы администрация ГП «Город Кременки» и уволен с муниципальной службы 01.11.2022 в соответствии с п. 4 ст. 77, п. 2 ст. 278 ТК РФ. Основанием для вынесения вышеназванного распоряжения послужило решение Городской Думы ГП «Город Кременки» от 31.10.2022 № 33, в котором указано, что в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации и ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом представления прокуратуры Жуковского района об устранении нарушений федерального законодательства от 30.03.2011 № 7-69-2021, Городская Дума ГП «Город Кременки» решила отменить решение от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки» и прекратить контракт с Главой администрации ГП «Город Кременки» Гусевым С.Н. Истец считает решение от 31.10.2022 № 33 и распоряжение от 01.11.2022 № 20 Городской Думы ГП «Город Кременки» незаконными, поскольку глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, при этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства. Городская Дума ГП «Город Кременки» при вынесении решения от 31.10.2022 № 33 и распоряжения от 01.11.2022 № 20 прекратила с ним контракт на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, однако полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным ч.10 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень которых является исчерпывающим. Аналогичные основания для досрочного прекращения полномочий главы администрации городского поселения указаны в ст. 42 Устава МО ГП «Город Кременки». Таким образом, применение иных оснований, в том числе, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, истец считает неправомерным.
Кроме того, 30.03.2021 прокуратурой Жуковского района внесено представление № 7-69-2021 Главе МО ГП «Город Кременки» Плеханову Д.Н. с требованием принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, в том числе расторгнуть контракт с главой администрации МО ГП «Город Кременки» Гусевым С.Н. На указанное представление Главой МО ГП «Город Кременки» Плехановым Д.Н. в адрес прокурора Жуковского района 30.04.2021 был направлен ответ, согласно которому Городская Дума ГП «Город Кременки» считает, что правовых оснований для удовлетворения требований представления прокуратуры не имеется, в связи с чем заместитель прокурора Жуковского района обратился в суд с иском к Городской Думе МО ГП «Город Кременки» и Гусеву С.Н. о признании результатов конкурса на замещение должности главы администрации, решения представительного органа муниципального образования незаконными, о расторжении трудового договора. В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований, производство по делу было прекращено. Таким образом, ссылка Городской Думы ГП «Город Кременки» на представление прокуратуры Жуковского района об устранении нарушений федерального законодательства № 7-69-2021 при принятии решения о его увольнении является незаконной.
С учетом уточнения исковых требований истец просит признать незаконным решение от 31.10.2022 № 33«Об отмене Решения Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки» и прекращении контракта с Главой администрации городского поселения «Город Кременки», распоряжение от 01.11.2022 № 20 «Об увольнении Гусева С.Н.» Городской Думы ГП «Город Кременки»; восстановить его в должности главы администрации ГП «Город Кременки» со 02.11.2022 года; взыскать с администрации ГП «Город Кременки» в его пользу среднюю заработную плату за время вынужденного прогула со 02.11.2022 года по дату вынесения решения судом в размере 5761 руб. 02 коп. за каждый день вынужденного прогула; взыскать с Городской Думы ГП «Город Кременки» компенсацию морального вреда в размере 1 руб.
Определением суда администрация городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области была привлечена к участию в деле в качестве соответчика, освобождена от участия в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании истец Гусев С.Н. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что 23 ноября 2020 года с ним был заключен контракт на срок полномочий Городской Думы ГП «Город Кременки», то есть до сентября 2025 года. Однако 31 октября 2022 года Городской Думой ГП «Город Кременки» было принято решение о расторжении с ним контракта. О принятом в отношении него решении и вынесенном на основании указанного решения распоряжении ему стало известно 01 ноября 2022 года, в этот же день он был ознакомлен с данными документами. Считает, что решение от 31 октября 2022 года и распоряжение от 01 ноября 2022 года являются незаконными, в связи с чем, просил удовлетворить исковые требования. С представленным администрацией ГП «Город Кременки» расчетом заработной платы за время вынужденного прогула согласен.
Представитель ответчика Городской Думы ГП «Город Кременки» Щедроткин Е.В. исковые требования не признал, полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как решение Городской Думы ГП «Город Кременки» и распоряжение Главы Городской Думы ГП «Город Кременки» являются законными. Решение от 31 октября 2022 года было принято Городской Думой ГП «Город Кременки» в пределах полномочий, предоставленных ей ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ. Указанным решением было отменено решение о назначении Гусева С.Н. на должность главы администрации МО ГП «Город Кременки», что повлекло за собой прекращение заключенного с Гусевым С.Н. контракта. В качестве основания прекращения контракта с Гусевым С.Н. в решении от 31 октября 2022 года указан п.2 ст. 278 ТК РФ, который регулирует отношения по прекращению действия трудового договора по инициативе работодателя в отсутствие каких-либо мотивов для принятия решения, что согласуется с разъяснениями, изложенными в п. 1, 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации». Главой 43 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда руководителя организации. Указанной главой Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрены исключения в отношении главы администрации, в связи с чем, имелись основания для увольнения Гусева С.Н. на основании п.4 ч.1 ст. 77, п. 2 ст. 278 ТК РФ. Также пояснил, что решение от 31 октября 2022 года № 33 было принято по инициативе депутата Бабича Н.В., мотивы принятого решения ему неизвестны, но полагал, что одним из мотивов явилось представление прокуратуры Жуковского района. Однако указанное представление не являлось основанием для увольнения истца. Также пояснил что в мае 2021 года были внесены изменения в Устав МО ГП «Город Кременки», в соответствии с которыми Гусев С.Н. соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к главе администрации городского поселения. В случае удовлетворения судом требования истцао восстановлении на работе,полагал, чтотребование о компенсации морального вреда в размере 1 рубля является обоснованным. С представленным администрацией городского поселения «Город Кременки» расчетом среднего заработка за время вынужденного прогула был согласен.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Город Кременки» Гамова Я.Б. исковые требования признала, пояснила, что порядок и последствия признания иска ей понятны.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 27 декабря 1999 года № 19-П, от 15 марта 2005 года № 3-П, положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решением Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки», принятым по результатам конкурса, Гусев С.Н. назначен на должность главы администрации «Город Кременки».
23 ноября 2020 года с Гусевым С.Н. был заключен контракт на замещение должности главы администрации городского поселения «Город Кременки», в соответствии с условиями которого глава администрации взял на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы в Калужской области, а представитель нанимателя обязался обеспечить главе администрации прохождение муниципальной службы в Калужской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области о местном самоуправлении и муниципальной службе (п.1.2). В соответствии с п. 1.4, п. 1.5 контракта,он заключается на срок полномочий Городской Думы ГП «Город Кременки», принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации, дата окончания – первое заседание депутатов Городской Думы ГП «Город Кременки» пятого созыва.
Пунктом 8.5 заключенного с Гусевым С.Н. контракта от 23 ноября 2020 года предусмотрено, что настоящий контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
30.03.2021 года прокурором Жуковского района в адрес Главы городского поселения «Город Кременки» Плеханова Д.Н. внесено представление об устранении нарушений в сфере федерального законодательства. Из данного представления следует, что прокуратурой Жуковского района Калужской области проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 4 Закона Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области», Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации МО ГП «Город Кременки», утвержденного решением Городской Думы МО ГП «Город Кременки» от 06.10.2015 года № 8, распоряжения администрации МО ГП «Город Кременки» от 30.12.2006 года № 142-р «О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в администрации городского поселения «Город Кременки» при решении вопроса о соответствии Главы администрации квалификационным требованиям при расчете стажа работы по специальности, направлению, подготовки учтен период работы в ООО «Вторгазтруба» при исполнении трудовой функции, не предусматривающей работу по специальности, направлению, подготовки. Ввиду отсутствия необходимого стажа по специальности, направлению, подготовки, стажа муниципальной службы Гусев С.Н. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности главы администрации МО ГП «Город Кременки». Поступление на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области», а также прав муниципального образования и неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что жители городского округа имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, заключенный контракт с главой администрации МО ГП «Город Кременки» Гусевым С.Н, подлежит расторжению. Прокурор требует в установленный законом месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, в том числе, расторгнуть контракт с главой администрации МО ГП «Город Кременки» Гусевым С.Н.
На указанное представление Главой городского поселения «Город Кременки» Плехановым Д.Н. дан ответ, из которого следует, что оснований для расторжения контракта с Гусевым С.Н. не имеется.
24.05.2021 года исполняющий обязанности заместителя прокурора Жуковского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Городской Думе муниципального образования городского поселения «Город Кременки»,Гусеву С.Н.о признании результатов конкурса на замещение должности главы администрации, решения представительного органа муниципального образования незаконными, о расторжении трудового договора.
Определением Жуковского районного суда Калужской области от 31 августа 2021 года производство по делу прекращено ввиду отказа истца от иска.
Как следует из протокола заседания Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 31 октября 2022 года № 8, на заседании Городской Думы городского поселения «Город Кременки» был рассмотрен вопрос об отмене решения Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20 ноября 2020 года № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки» и прекращении контракта с главой администрации городского поселения «Город Кременки».
Решением Городской Думы ГП «Город Кременки» от 31.10.2022 № 33 «Об отмене решения Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки» и прекращении контракта с Главой администрации городского поселения «Город Кременки» в соответствии с п.2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом представления прокуратуры Жуковского района об устранении нарушений федерального законодательства от 30 марта 2021 года № 7-69-2021, постановлено: отменить решение Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки», прекратить контракт с Главой администрации «Город Кременки» Гусевым С.Н.; настоящее решение вступает в силу с 1 ноября 2022 года и подлежит обнародованию, а также опубликованию в сетевом издании: официальный Интернет-сайт Законодательного Собрания Калужской области (www.zskaluga.ru).
07.11.2022 года указанное решение было обнародовано, а также опубликовано на сайте Законодательного Собрания Калужской области (www.zskaluga.ru).
Распоряжением Главы ГП «Город Кременки» от 01.11.2022 года № 20 расторгнут контракт с Гусевым С.Н., Гусев С.Н. освобожден от должности главы администрации городского поселения «Город Кременки» и уволен с муниципальной службы 1 ноября 2022 года в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 77 и п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из пояснений истца следует, что с решением от 31 октября 2022 года и распоряжением от 01 ноября 2022 года он был ознакомлен 01 ноября 2022 года.
В судебном заседании представитель Городской Думы ГП «Город Кременки» Щедроткин Е.В. пояснил, что решение от 31 октября 2022 года было принято Городской Думой ГП «Город Кременки» в пределах полномочий, предоставленных ей ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гусев С.Н. был уволен на основании п.4 ч.1 ст. 77 и п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации, представление прокуратуры Жуковского района от 30.03.2021 года явилось одним из мотивов принятого решения, а не основанием увольнения.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из пункта 4 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса)
В соответствии со ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в том числе в случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п.14).
Пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации, а именно принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч.1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ).
Как установлено ч.2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (часть 6 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в статье 39 Устава муниципального образования городское поселение «Город Кременки» (далее по тексту Устав).
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законом предусмотрено специальное регулирование порядка заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации.
Так, полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, в случае: смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 указанной статьи; отрешения от должности в соответствии со статьей 74 указанного Федерального закона; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.2, 4 - 6, 6.1, 6.2, 7, 7.1, 7.2 статьи 13 указанного Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования; утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом; вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.
В свою очередь, ч.11, ч.11.1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают условия расторжения контракта с главой местной администрации по соглашению сторон или в судебном порядке.
Приведенные положения статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, являются специальными нормами по отношению к общим нормам Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и не предусматривают возможности применения для прекращения трудового договора, оснований, предусмотренных нормами трудового законодательства, в частности, статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку Гусев С.Н. являлся главой администрации городского поселения «Город Кременки», его полномочия могли быть прекращены только по основаниям, установленным Федеральным законом № 131-ФЗ. Применение в данном случае положений статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, вопреки доводам представителя ответчика Щедроткина Е.В., является нарушением действующего законодательства и влечет незаконность принятого Городской Думой городского поселения «Город Кременки» решения от 31.10.2022 № 33 «Об отмене Решения Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки» и прекращении контракта с Главой администрации городского поселения «Город Кременки», а также вынесенного на его основании распоряжения Главы городского поселения «Город Кременки» от 01.11.2022 № 20 «Об увольнении Гусева С.Н.».
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконными решения от 31.10.2022 № 33 «Об отмене Решения Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20.11.2020 № 29 «О назначении на должность Главы администрации ГП «Город Кременки» и прекращении контракта с Главой администрации городского поселения «Город Кременки» и распоряжения от 01.11.2022 № 20 «Об увольнении Гусева С.Н.» Городской Думы ГП «Город Кременки».
Согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Таким образом, требование Гусева С.Н. о восстановлении в должности Главы администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области со 02 ноября 2022 года подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с положениями статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст.234Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
В силу положений статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, признание незаконным решения ответчика об увольнении Гусева С.Н. влечёт обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок ввиду незаконного лишения его возможности трудиться.
В соответствии со ст.135Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Пунктом 2, принятого во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации Постановления № 922 от 24.12.2007 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым утверждено соответствующее положение (далее - Положение), установлено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п.3 Положения).
В фактической начисленной заработной плате для определения среднемесячной заработной платы не учитываются выплаты и компенсации, выплачиваемые при прекращении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.
Как следует из представленного администрацией городского поселения «Город Кременки» расчета, размер среднедневного заработка истца за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года составляет 5761 руб. 02 коп. Суд соглашается с представленным ответчиком расчетом, поскольку он произведен с учетом положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 7 Закона Калужской области от 3 декабря 2007 года № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области», Положения о порядке оплаты и стимулирования труда лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в администрации городского поселения «Город Кременки». В ходе судебного заседания стороны указанный расчет не оспаривали.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с администрации городского поселения «Город Кременки» в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула, размер которого за период со 02 ноября 2022 года по 30 ноября 2022 года составляет 115220 руб. 40 коп. (5761 руб. 02 коп. х 20 раб. дн. (со 02 ноября 2022 года по 30 ноября 2022 года) = 115220 руб. 40 коп.) с последующим удержанием налога на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст.394Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно п. 1 ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).
Таким образом, вышеприведенными нормами права, в их толковании Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, закреплены правила определения лица, на которого подлежат отнесению убытки и компенсация морального вреда, и соответствующего источника исполнения обязательства по возмещению вреда.
Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 37 Устава муниципального образования городского поселения «Город Кременки», администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В ходе судебного заседания установлен факт нарушения трудовых прав истца, связанных с незаконным увольнением. Для восстановления своего нарушенного права Гусев С.Н. вынужден был обратиться в суд, что сопряжено с моральными переживаниями. Истцом компенсация причиненного ему морального вреда определена в размере 1 рубля. Из разъяснений, изложенных в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что неуказание истцом размера компенсации морального вреда, как и предъявление требования о взыскании компенсации морального вреда в незначительном размере, не является основанием для отказа в иске. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование Гусева С.Н. о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 рубля является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом, учитывая приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о возложении обязанности по компенсации истцу морального вреда на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрацию городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области.
На основании изложенного, учитывая признание иска представителем ответчика администрации городского поселения «Город Кременки», суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решение Городской Думы муниципального образования городского поселения «Город Кременки» от 31 октября 2022 года № 33 «Об отмене решения Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 20 ноября 2020 года № 29 «О назначении на должность Главы администрации городского поселения «Город Кременки» и прекращении контракта с Главой администрации городского поселения «Город Кременки»» и распоряжение Главы Городской Думы городского поселения «Город Кременки» от 01 ноября 2022 года № 20 «Об увольнении С.Н. Гусева».
Восстановить Гусева С. Н. в должности Главы администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области со 02 ноября 2022 года.
Решение в части восстановления на работе Гусева С. Н. обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с администрации городского поселения «Город Кременки» Жуковского района Калужской области (ИНН 4007008126, КПП 400701001, ОГРН 1024000630774) в пользу Гусева Сергея Николаевича (паспорт 29 03 767705, выдан 30.07.2003 года отделом внутренних дел Жуковского района Калужской области, код подразделения 402-011) заработную плату за время вынужденного прогула за период со 02 ноября 2022 годапо 30 ноября 2022 года в размере 115220 руб. 40 коп. с последующим удержанием налога на доходы физических лиц, компенсацию морального вреда в размере 1 рубля.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2022 года.
Судья: Л.Н. Юзепчук