Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 мая 2021 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 об установлении факта утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте,
установил:
ФИО6 А.И. обратился в суд с заявлением об установлении факта утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, указав в обоснование заявления, что он с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия находился под опекой (попечительством).
Опека надо ним была установлена, на основании Постановления главы администрации <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ №, по причине тяжелых заболеваний отца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида 1 группы (бессрочно), нетрудоспособного и матери - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида 1 группы, нетрудоспособной, скончавшейся ДД.ММ.ГГГГ.
Его опекуном была назначена наша бабушка ФИО1, а позже опекуном была назначена тетя - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые как опекуны получали на его содержание выплату ежемесячных денежных средств.
Из отдела опеки и попечительства администрации МР "<адрес>" им получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что в случае непредставления подтвержденного решением суда факта утраты родительского попечения над ним, гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в части обеспечения жильем, на него не будут распространяться.
При обращении в суд ФИО6 А.И. в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения, указывает на определение его социально-правового статуса как ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возврате без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Просит установить факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в отношении него со стороны родителей: отца - ФИО3, и матери - ФИО4.
Заявитель ФИО6 А.И., надлежаще извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие, удовлетворении его требований.
Заинтересованные лица ФИО6 И.А. и ФИО2 в судебное заседание не явились, заявлением просили о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства администрации МР "<адрес>", надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, просил дело рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования удовлетворить.
Суд, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Как установлено судом и следует из материалов, ФИО6 А.И. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями в свидетельстве о рождении указаны: отец – ФИО3, мать – ФИО4.
Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-2007 №, ФИО6 И.А. является инвали<адрес> группы, нетрудоспособной степени.
Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-2001 № ФИО4 являлась инвали<адрес> группы.
Согласно свидетельству о смерти серии I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО5 с 2004 года до совершеннолетия находился под опекой (попечительством).
Опека над ним была установлена на основании Постановлений главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, опекуном назначена ФИО1, впоследствии от ДД.ММ.ГГГГ №, опекуном назначена ФИО2.
Причинами назначения опеки в указанных случаях указаны: тяжелое заболевание отца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося инвали<адрес> группы (бессрочно), нетрудоспособного, и матери - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также инвалида 1 группы, нетрудоспособной, скончавшейся 28.09.2004г.
Из письма отдела опеки и попечительства администрации МР "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в случае непредставления заявителем подтвержденного решением суда факта утраты родительского попечения над ним, гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в части обеспечения жильем, на него не будут распространяться.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из вышеуказанных норм следует, что целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Свои требования о признании факта утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте ФИО6 А.И. заявлял применительно к тому, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не по каким-то иным основаниям.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, просивших удовлетворить заявленные требования в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что ФИО6 А.И. в силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО5 удовлетворить.
Установить факт утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в отношении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны родителей: отца - ФИО3, и матери - ФИО4, с момента учреждения опеки - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: Ш.<адрес>
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.