Дело № 2а-1255/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 04 декабря 2020 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Копасовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Покриной Е.С.,
с участием в деле:
административного истца: Недоповз Е.А.,
Административных ответчиков
– Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Абаниной Н.Н.,
– Управление Федеральной службы исполнения наказаний России (УФСИН России), его представителя Абаниной Н.Н.,
– Федеральное казенное учреждение - исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Ерцкиной О.А.
– Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России), его представителя Пикаевой А.С.,
– Начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия – Трофимова В.П.,
–Аверкина В.П.,
–Заинтересованного лица – Министерства Финансов Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Недоповз Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России Федеральному казенному учреждению - исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия – Трофимову В.П., Аверкину В.П. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия,
У С Т А Н О В И Л:
Недоповз Е.А. обратился в суд с административным иском к Казне Российской Федерации в лице УФСИН России по Республике Мордовия, в котором просит взыскать в свою пользу в счет компенсации за нарушение
условий содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия 7 700 000 рублей.
В обоснование доводов административного иска Недоповз Е.А. указал, что с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года отбывал наказание по приговору суда в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в исправительной колонии строгого режима. За время отбытия наказания содержался в отряде №6.
Как следует из административного искового заявления, в указанный период отбытия им наказания в отношении него не были соблюдены административным ответчиком нормы материально-бытового обеспечения, жилищно-бытовые, санитарные условия содержания осужденного к лишению свободы, содержания в одном отряде с лицами, имеющими инфекционные, кожные заболевания, неоказания должной медицинской помощи, в том числе ввиду отсутствия медикаментов и квалифицированных специалистов; неудовлетворительного состояния отопительной системы, отсутствие сушильной комнаты, постоянного присутствия неприятного запаха в санитарных помещениях из-за сырости и отсутствия вентиляции; отсутствия горячей воды, недостаточности освещения в жилых помещениях; нехватки туалетных принадлежностей, раковин для мытья рук и умывания в санитарных комнатах, расположение туалетов сарайного типа на улице, на расстоянии около 100 метров от помещений отряда №6, без соблюдения приватности; нарушения норм трудового законодательства в части использования труда осужденных и оплаты их труда, неприемлемого качества еды и нарушения санитарных норм при ее приготовлении, нарушения санитарного состояния в помещении столовой, предназначенной для приема пищи осужденными, подачи еды в недомытой посуде, недостаточное количество розеток, микроволновых печей, холодильников.
Кроме того, административный истец указывает большую удаленность места отбывания наказания в исправительном учреждении, (1600 км.), что создавало трудности в возможности видеться с родственниками в установленные законом сроки, с малолетним ребенком, так как поездки на столь значительном расстоянии были связаны со значительными финансовыми затратами и затруднительны для поездок малолетнего ребенка. Кроме того, согласно административному исковому заявлению, в августе 2016 года в 8:00 часов административный истец подвергался пыткам и избиениям течении трех дней 22, 23,24, в комнате для производства обысков, где отсутствовала какая либо мебель, затем поместили в камеру ШИЗО без предметов гигиены, без тапочек и ложки, пока административный истец выходил на прогулку, его камеру выкрасили и после прогулки вынудили его находится в свежевыкрашенной камере, жалобы административного истца и его супруги остались без ответа; как следует из административного искового заявления, его супруге на личном приеме у начальника исправительного учреждения, последним были высказаны угрозы убийством в адрес административного истца, при условии его обращения с жалобами на неправомерные действия начальника исправительного учреждения; обращения и жалобы административного истца не регистрировались и не рассматривались.
Вышеуказанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.
В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями, им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен №46119/19 дата подачи жалобы 20.08.2019г., но решение по существу дела пока не вынесено. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепившие порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд взыскать в свою пользу за счет средств Федерального бюджета компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия в размере 7 700 000 рублей.
В судебное заседание административный истец Недоповз Е.А. не явился, предоставил возражения на отзывы, ответчиков, а так же письменные пояснения супруги Недоповз Е.А. и Турьева А.В.; согласно, имеющейся в деле телефонограмме, административный истец просил рассмотреть его требования в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика: УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России Абанина Н.Н., ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ Ерцкина О.А., представитель ФКУЗ ССЧ №13 ФСИН России Пикаева А.С., административный ответчик Аверкин В.П. в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, дали суду аналогичные пояснения, ссылаясь на обеспечение надлежащих условий содержания административного истца Недоповз Е.А. при отбывании наказания в местах лишения свободы с установленным по приговору суда строгим режимом отбывания наказания и, соответственно, условиями содержания осужденного в условиях строгого режима отбывания наказания, определенными Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Просили суд применить срок исковой давности, и отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
При вышеуказанных обстоятельствах суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащем образом о дне, времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании установлено, что Недоповз Е.А., __.__.____ года рождения отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия с 17.04.2012 года. Убыл 29.03.2019 из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в распоряжение УФСИН России по Ставропольскому краю на основании указания ФСИН России от 13.03.2019.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного Недоповз Е.А. в связи с нарушением прав административного истца административным ответчиком, фактическим и юридически значимыми обстоятельством, подлежащим доказыванию, является наличие либо отсутствие нарушений норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение
допущено, его последствия в период отбывания уголовного наказания административным истцом. Предметом разрешения заявленных в административном исковом заявлении требований является взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, оспаривание административным истцом Недоповз Е.А. условий его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 15.04.2012г. по 29.03.2019 года.
Ссылка административного истца на решение Страсбургского Суда от 20.07.2017г. по жалобам №№ 38884/13 и 5 других жалоб, не может быть принята как доказательство установленного факта нарушений норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в отношении Недоповз Е.А., при отбывании им наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 15.04.2012г. по 29.03.2019 года, поскольку лица, перечисленные административным истцом (Панков В.С., Щербунов Э.В., Саломатин М.А.) в отряде №6 не содержались.
Судом установлено, что за период отбывания наказания в ИК-5 Недоповз Е.А. содержался в отряде № 6, был обеспечен индивидуальным спальным местом. Согласно лицевому счету административному истцу 17.04.2012 выданы: 1 подушка II категории, 1 матрац 1 категории, 1 подушка II категории.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. На момент возникновения спорных правоотношений, т.е. 15.04.2012, нормы вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказания в учреждениях, исполняющих наказания, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в том числе постельных принадлежностей, регулировались приказом Минюста России от 09.06.2005 № 85. Согласно Приложению № 5 по нормам снабжения постельными принадлежностями осужденных отбывающих наказание в колониях общего, строгого, особого режимов предусмотрено обеспечение 1 подушкой ватной, 1 матрацем ватным сроком на 4 года.
Жилая площадь отряда № 6 – 266.52 м2, в здании общежития отряда №6 имеется две спальных секции, в которых установлены двухъярусные кровати. Секция №1- 39 шт., секция №2 – 42 шт. За период отбывания наказания численность осужденных содержащихся в отряде №6 изменялась от 123 до 131 осужденных, лимит наполнения 133 человека, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 м2, что соответствует предъявляемым требованиям.
В спальных помещениях общежития отряда №6 установлено 18 окон, размером 185х146 см. 6 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха
Все санитарное оборудование в отряде №6 находится в исправном состоянии.
Здание общежития отряда №6 оборудовано естественной системой вентиляции, так же ежедневно проводится проветривание помещений посредством открытия окон оборудованных поворотно-откидной фурнитурой. Период работы дневного и ночного освещения по мере необходимости в зависимости от светового дня.
Здание общежития отряда №6 подключено к центральной системе отопления от «ЖКХ Явас». Ежегодно проводится ревизия, отопительная система общежития отряда №6 поддерживается в исправном состоянии. В жилых помещениях отряда № 6 температура воздуха составляет 20 – 22°С. Температурный режим в общежитиях отрядов проверяется ежедневно сотрудниками администрации исправительного учреждения, который передается в Управление УФСИН России по Республике Мордовия. Также два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения параметров микроклимата окружающей среды. Согласно заключениям, предоставленным указанной организацией, параметры микроклимата в общежитиях отрядов соответствует нормативным требованиям ГОСТ 30494-2011 «Международный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Кроме того, два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения освещенности в помещениях отрядов. Согласно заключениям уровень искусственной освещенности жилых секциях отрядов соответствует нормативным требованиям СНиП 23-05095 «Естественное и искусственное освещение», СП52.13330.2011 «Свод правил естественное и искусственное освещение», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (изменения и дополнения № 1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10), СП 17-02 «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России», утвержденный приказом Минюста РФ от 02.06.2003 года № 130-дсп.
В жилых секциях общежития ежедневно проводится влажная уборка осужденными с применением дезинфицирующих средств. Ежемесячно проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация в помещениях отрядов, согласно заключенных договоров с ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, копии которых предоставлены в материалы дела.
Таким образом, условия для соблюдения личной гигиены осужденных ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия созданы в соответствии с Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». В ФКУ ИК-5 оборудован и функционирует банно-прачечный комплекс, располагающий помывочным залом, оборудованном 17 душевыми лейками и 10 парами кранов с подводкой горячей и холодной воды, начальником колонии утвержден график помывки осужденных по отрядно из расчета помывки 2 раза в неделю.
Количество умывальников и унитазов (напольных чаш) в отрядах ИК-5 соответствовало требованиями законодательства РФ.
Все здания на территории ИК-5, включая общежития для осужденных, столовая, банно-прачечный блок и др., подключены к центральной системе отопления. Поставка тепловой энергии в горячей воде осуществляется согласно заключенных государственных контрактов с ООО «ЖКХ Явас», поставка воды - согласно заключенных государственных контрактов с ООО «Водоканал», вывоз мусора - согласно заключенных государственных контрактов с ООО «ЖКХ Явас».
В ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия санитарные узлы подключены к центральной канализационной системе, с выводом за территорию учреждения. Выгребные ямы в учреждении отсутствуют. На балансе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия имеется специальный вакуумный автомобиль, который по мере необходимости осуществляет вакуумную очистку канализационных колодцев на территории учреждения.
Правовое регулирование организации питания осужденных к лишению свободы в России осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, нормативными актами Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и иных органов власти.
Продовольственное обеспечение осужденных осуществляется согласно требованиям приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Осуществляется контроль за качеством приготовленной пищи.
Распорядком дня ИК устанавливается время и график питания, утверждаемый начальником исправительного учреждения. Прием пищи производится согласно распорядку дня поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой.
Согласно приказу ФСИН России от 02.09.2016 №696 в учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.
Питание осужденных в ИК-5 находится под постоянным контролем со стороны медицинских работников, работников тыловых служб учреждения и периодически контролируется специалистами СЭС.Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. Закладку продуктов в котел контролирует ДПНК, о чем делается запись в специальном журнале.
В течение года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФКУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводятся лабораторные испытания воды из источника питьевого водоснабжения. Каких либо отклонений от норм СанПина 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не было.
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 99 УИК РФ было принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время" (далее - Постановление N 205), утверждающее минимальную норму питания осужденных на мирное время, которая представляет собой перечень продуктов, входящих в суточный рацион.
Недоброкачественные продукты бракуются, о чем составляется акт комиссией, назначенной из лиц, не являющихся материально ответственными за принимаемые продукты. В случае сомнения в качестве продуктов они направляются на экспертизу в аккредитованные для этих целей учреждения (организации).
Все закупки для уголовно-исполнительных учреждений, в том числе в области обеспечения осужденных питанием, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в электронной форме на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) и финансируются за счет средств федерального бюджета. Закупку продуктов питания для ИК-5 и других исправительных учреждений на территории Республики Мордовия осуществляет централизованно ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Мордовия. Все заключенные государственные контракты размещены на вышеуказанном сайте в сети Интернет и доступны неопределенному кругу лиц.
Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с УИК РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, приказом Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее- Порядок организации медицинской помощи). Порядок организации медицинской помощи, действовал до 20.02.2018, в настоящее время действует Приказ Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным на территории Республики Мордовия с 2013 года осуществляется ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России и его филиалами.
Согласно ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных. В ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" указано, что "отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении". Часть 2 ст. 101 УИК РФ гласит, что для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, предусмотрены лечебные исправительные учреждения.
Кроме того, материалами дела опровергаются доводы осужденного о привлечении его к труду с ненормированным режимом работы.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ к труду по желанию привлекаются осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
Согласно материалам дела (копия медицинской карты Недоповз Е.А.), административный истец был трудоспособен, в период отбывания наказания привлекался к работам с 14.03.2013 по 03.01.2014г. в качестве швеи – моториста со сдельной оплатой труда и с 01.06.2014г. по 01.08.2014г. в качестве подсобного рабочего с повременной оплатой труда; по убытию осужденного в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, осужденным трудоспособность не утрачена.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, в том числе, справками, подписанными руководителем ФКУ ИК-5, МСЧ-13 которые согласуются между собой. Оснований не доверять таким документам у суда не имеется. Ответственность должностных лиц за достоверность предоставленных документов презюмируется.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком требований условий отбывания наказания, не нашли своего подтверждения.
Доводы административного истца в части применения в отношении последнего пыток, насилия, угроз его жизни судом оцениваются критично.
В судебном заседании установлено, что Недоповз Е.А., в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 с жалобами и заявления, либо обращениями в УФСИН России по Республике Мордовия по поводу условий содержания в ИК-5 не обращался, что подтверждает справка, выданная канцелярией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия.
При этом истец не был лишен возможности направить жалобу в органы прокуратуры, а также в судебные органы в период нахождения в ИК-5. Однако, каких-либо доказательств того, что за период содержания в ИК-5 истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания не представлено, действия (бездействия) должностных лиц ИК-5 незаконными не признавались.
Акты прокурорского реагирования, подтверждающие нарушение условий содержания административного истца в ИК-5, суду не предоставлены. Материалы дела содержат доказательства лишь одного обращения административного истца к УФСИН России по Республике Мордовия о нарушении прав административного истца при предоставлении длительных свиданий.
Письменные объяснения супруги административного истца Недоповз И.И. и письменные объяснения Турьева А.В. не могут быть приняты судом в качестве доказательств. КАС РФ строго регламентирует форму, в которой могут быть получены фактические данные, а именно: в форме объяснений лиц, участвующих в деле, и показаний свидетелей, полученных в судебном заседании.
Учитывая, что названные свидетели не были предупреждены об уголовной ответственности за отказ от дачи или дачу заведомо ложных показаний, их показания не могут оцениваться судом в качестве доказательств, поскольку доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В судебном заседании соответчик Аверкин В.П., исполнявший обязанности начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 02.09.2015г. по 06.09.2016г. категорически отрицал применение средств физического воздействия на административного истца, изложенных в исковом заявлении и тем более высказывания угроз убийством в адрес Недоповз Е.А. Учитывая, что показания соответчика Аверкина В.П. подтверждаются письменными материалами дела, в том числе, справкой Отдела безопасности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия о том, что в отношении Недоповз Е.А. физическая сила и специальные средства не применялись, у суда нет оснований не доверять им.
Таким образом, доводы иска о том, что в отношении административного истца применялись пытки, высказывались угрозы его жизни, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.
Доводы административного истца относительно незаконности направления для отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия за 1600 км от места проживания, так же не могут быть приняты судом при разрешении требований административного истца, поскольку соответствующее исправительное учреждение для осужденных мужчин и женщин из числа бывших сотрудников правоохранительных органов, для отбывания наказания в условиях строгого режима в ближайшем к месту жительства административного истца, в спорный период отсутствовало.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Устанавливая в качестве одного из видов принуждения лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Безусловно, такое ограничение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административным истцом избран такой способ защиты нарушенного права, как взыскание компенсации за нарушение условий содержания исправительном учреждении, при этом фактически истцом оспариваются действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц имевших место в период с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из административного иска, Недоповз Е.А. предъявлено требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия в период с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года.
Поскольку статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, то, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указано, что, в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Следовательно, данная норма предусматривает сроки обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, но не регулирует сроки обращения с обжалованием действий (бездействия) госорганов, органов местного управления, должностных лиц, что предусмотрено ст. 218 КАС Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административный истец обратился в суд с иском, требования которого вытекают из действий (бездействий), имевших место в период с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года. Эти действия (бездействие) прекратились с момента выбытия Недоповз Е.А. из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия.
С настоящим административным иском Недоповз Е.А. обратился в суд 10 октября 2020 года (направив его почтой), то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
Одновременно с административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, в котором административный истец указывает причину пропуска срока, полагая её уважительной – первоначальное обращение в Тверской районный суд г. Москвы, которым требования истца приняты не были с указанием нарушений правил подсудности.
Руководствуясь правилами части 1 статьи 95 КАС РФ, суд не находит причины пропуска процессуального срока, указанные административным истцом уважительными.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц, понимаются
условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу положений ч. 1, 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания », административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).Согласно п. 7 ст. 6 и ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, изложенное, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 174-180, 227, 227.1 КАС Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Недоповз Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России Федеральному казенному учреждению - исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия – Трофимову В.П., Аверкину В.П. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия, оставить без удовлетворения
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 года.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия И.В. Копасова
Дело № 2а-1255/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 04 декабря 2020 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Копасовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Покриной Е.С.,
с участием в деле:
административного истца: Недоповз Е.А.,
Административных ответчиков
– Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Абаниной Н.Н.,
– Управление Федеральной службы исполнения наказаний России (УФСИН России), его представителя Абаниной Н.Н.,
– Федеральное казенное учреждение - исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Ерцкиной О.А.
– Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России), его представителя Пикаевой А.С.,
– Начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия – Трофимова В.П.,
–Аверкина В.П.,
–Заинтересованного лица – Министерства Финансов Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Недоповз Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России Федеральному казенному учреждению - исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия – Трофимову В.П., Аверкину В.П. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия,
У С Т А Н О В И Л:
Недоповз Е.А. обратился в суд с административным иском к Казне Российской Федерации в лице УФСИН России по Республике Мордовия, в котором просит взыскать в свою пользу в счет компенсации за нарушение
условий содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия 7 700 000 рублей.
В обоснование доводов административного иска Недоповз Е.А. указал, что с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года отбывал наказание по приговору суда в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в исправительной колонии строгого режима. За время отбытия наказания содержался в отряде №6.
Как следует из административного искового заявления, в указанный период отбытия им наказания в отношении него не были соблюдены административным ответчиком нормы материально-бытового обеспечения, жилищно-бытовые, санитарные условия содержания осужденного к лишению свободы, содержания в одном отряде с лицами, имеющими инфекционные, кожные заболевания, неоказания должной медицинской помощи, в том числе ввиду отсутствия медикаментов и квалифицированных специалистов; неудовлетворительного состояния отопительной системы, отсутствие сушильной комнаты, постоянного присутствия неприятного запаха в санитарных помещениях из-за сырости и отсутствия вентиляции; отсутствия горячей воды, недостаточности освещения в жилых помещениях; нехватки туалетных принадлежностей, раковин для мытья рук и умывания в санитарных комнатах, расположение туалетов сарайного типа на улице, на расстоянии около 100 метров от помещений отряда №6, без соблюдения приватности; нарушения норм трудового законодательства в части использования труда осужденных и оплаты их труда, неприемлемого качества еды и нарушения санитарных норм при ее приготовлении, нарушения санитарного состояния в помещении столовой, предназначенной для приема пищи осужденными, подачи еды в недомытой посуде, недостаточное количество розеток, микроволновых печей, холодильников.
Кроме того, административный истец указывает большую удаленность места отбывания наказания в исправительном учреждении, (1600 км.), что создавало трудности в возможности видеться с родственниками в установленные законом сроки, с малолетним ребенком, так как поездки на столь значительном расстоянии были связаны со значительными финансовыми затратами и затруднительны для поездок малолетнего ребенка. Кроме того, согласно административному исковому заявлению, в августе 2016 года в 8:00 часов административный истец подвергался пыткам и избиениям течении трех дней 22, 23,24, в комнате для производства обысков, где отсутствовала какая либо мебель, затем поместили в камеру ШИЗО без предметов гигиены, без тапочек и ложки, пока административный истец выходил на прогулку, его камеру выкрасили и после прогулки вынудили его находится в свежевыкрашенной камере, жалобы административного истца и его супруги остались без ответа; как следует из административного искового заявления, его супруге на личном приеме у начальника исправительного учреждения, последним были высказаны угрозы убийством в адрес административного истца, при условии его обращения с жалобами на неправомерные действия начальника исправительного учреждения; обращения и жалобы административного истца не регистрировались и не рассматривались.
Вышеуказанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.
В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями, им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен №46119/19 дата подачи жалобы 20.08.2019г., но решение по существу дела пока не вынесено. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепившие порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд взыскать в свою пользу за счет средств Федерального бюджета компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия в размере 7 700 000 рублей.
В судебное заседание административный истец Недоповз Е.А. не явился, предоставил возражения на отзывы, ответчиков, а так же письменные пояснения супруги Недоповз Е.А. и Турьева А.В.; согласно, имеющейся в деле телефонограмме, административный истец просил рассмотреть его требования в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика: УФСИН России по Республике Мордовия и ФСИН России Абанина Н.Н., ФКУ ИК-5 УФСИН России по РМ Ерцкина О.А., представитель ФКУЗ ССЧ №13 ФСИН России Пикаева А.С., административный ответчик Аверкин В.П. в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, дали суду аналогичные пояснения, ссылаясь на обеспечение надлежащих условий содержания административного истца Недоповз Е.А. при отбывании наказания в местах лишения свободы с установленным по приговору суда строгим режимом отбывания наказания и, соответственно, условиями содержания осужденного в условиях строгого режима отбывания наказания, определенными Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Просили суд применить срок исковой давности, и отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
При вышеуказанных обстоятельствах суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащем образом о дне, времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании установлено, что Недоповз Е.А., __.__.____ года рождения отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия с 17.04.2012 года. Убыл 29.03.2019 из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в распоряжение УФСИН России по Ставропольскому краю на основании указания ФСИН России от 13.03.2019.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного Недоповз Е.А. в связи с нарушением прав административного истца административным ответчиком, фактическим и юридически значимыми обстоятельством, подлежащим доказыванию, является наличие либо отсутствие нарушений норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение
допущено, его последствия в период отбывания уголовного наказания административным истцом. Предметом разрешения заявленных в административном исковом заявлении требований является взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, оспаривание административным истцом Недоповз Е.А. условий его содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 15.04.2012г. по 29.03.2019 года.
Ссылка административного истца на решение Страсбургского Суда от 20.07.2017г. по жалобам №№ 38884/13 и 5 других жалоб, не может быть принята как доказательство установленного факта нарушений норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в отношении Недоповз Е.А., при отбывании им наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 15.04.2012г. по 29.03.2019 года, поскольку лица, перечисленные административным истцом (Панков В.С., Щербунов Э.В., Саломатин М.А.) в отряде №6 не содержались.
Судом установлено, что за период отбывания наказания в ИК-5 Недоповз Е.А. содержался в отряде № 6, был обеспечен индивидуальным спальным местом. Согласно лицевому счету административному истцу 17.04.2012 выданы: 1 подушка II категории, 1 матрац 1 категории, 1 подушка II категории.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. На момент возникновения спорных правоотношений, т.е. 15.04.2012, нормы вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказания в учреждениях, исполняющих наказания, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в том числе постельных принадлежностей, регулировались приказом Минюста России от 09.06.2005 № 85. Согласно Приложению № 5 по нормам снабжения постельными принадлежностями осужденных отбывающих наказание в колониях общего, строгого, особого режимов предусмотрено обеспечение 1 подушкой ватной, 1 матрацем ватным сроком на 4 года.
Жилая площадь отряда № 6 – 266.52 м2, в здании общежития отряда №6 имеется две спальных секции, в которых установлены двухъярусные кровати. Секция №1- 39 шт., секция №2 – 42 шт. За период отбывания наказания численность осужденных содержащихся в отряде №6 изменялась от 123 до 131 осужденных, лимит наполнения 133 человека, средняя площадь на одного осужденного приходилась не менее 2 м2, что соответствует предъявляемым требованиям.
В спальных помещениях общежития отряда №6 установлено 18 окон, размером 185х146 см. 6 из них оборудованы поворотно-откидной фурнитурой, все окна остеклены двухкамерными стеклопакетами толщиной 32 мм и обеспечивается свободный доступ дневного света и свежего воздуха
Все санитарное оборудование в отряде №6 находится в исправном состоянии.
Здание общежития отряда №6 оборудовано естественной системой вентиляции, так же ежедневно проводится проветривание помещений посредством открытия окон оборудованных поворотно-откидной фурнитурой. Период работы дневного и ночного освещения по мере необходимости в зависимости от светового дня.
Здание общежития отряда №6 подключено к центральной системе отопления от «ЖКХ Явас». Ежегодно проводится ревизия, отопительная система общежития отряда №6 поддерживается в исправном состоянии. В жилых помещениях отряда № 6 температура воздуха составляет 20 – 22°С. Температурный режим в общежитиях отрядов проверяется ежедневно сотрудниками администрации исправительного учреждения, который передается в Управление УФСИН России по Республике Мордовия. Также два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения параметров микроклимата окружающей среды. Согласно заключениям, предоставленным указанной организацией, параметры микроклимата в общежитиях отрядов соответствует нормативным требованиям ГОСТ 30494-2011 «Международный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Кроме того, два раза в год испытательной лабораторией условий труда ФКУ БМТ и ВС УФСИН России по Республике Мордовия проводятся измерения освещенности в помещениях отрядов. Согласно заключениям уровень искусственной освещенности жилых секциях отрядов соответствует нормативным требованиям СНиП 23-05095 «Естественное и искусственное освещение», СП52.13330.2011 «Свод правил естественное и искусственное освещение», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (изменения и дополнения № 1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10), СП 17-02 «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России», утвержденный приказом Минюста РФ от 02.06.2003 года № 130-дсп.
В жилых секциях общежития ежедневно проводится влажная уборка осужденными с применением дезинфицирующих средств. Ежемесячно проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация в помещениях отрядов, согласно заключенных договоров с ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, копии которых предоставлены в материалы дела.
Таким образом, условия для соблюдения личной гигиены осужденных ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия созданы в соответствии с Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». В ФКУ ИК-5 оборудован и функционирует банно-прачечный комплекс, располагающий помывочным залом, оборудованном 17 душевыми лейками и 10 парами кранов с подводкой горячей и холодной воды, начальником колонии утвержден график помывки осужденных по отрядно из расчета помывки 2 раза в неделю.
Количество умывальников и унитазов (напольных чаш) в отрядах ИК-5 соответствовало требованиями законодательства РФ.
Все здания на территории ИК-5, включая общежития для осужденных, столовая, банно-прачечный блок и др., подключены к центральной системе отопления. Поставка тепловой энергии в горячей воде осуществляется согласно заключенных государственных контрактов с ООО «ЖКХ Явас», поставка воды - согласно заключенных государственных контрактов с ООО «Водоканал», вывоз мусора - согласно заключенных государственных контрактов с ООО «ЖКХ Явас».
В ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия санитарные узлы подключены к центральной канализационной системе, с выводом за территорию учреждения. Выгребные ямы в учреждении отсутствуют. На балансе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия имеется специальный вакуумный автомобиль, который по мере необходимости осуществляет вакуумную очистку канализационных колодцев на территории учреждения.
Правовое регулирование организации питания осужденных к лишению свободы в России осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, нормативными актами Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и иных органов власти.
Продовольственное обеспечение осужденных осуществляется согласно требованиям приказа ФСИН России от 02.09.2016 N 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Осуществляется контроль за качеством приготовленной пищи.
Распорядком дня ИК устанавливается время и график питания, утверждаемый начальником исправительного учреждения. Прием пищи производится согласно распорядку дня поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой.
Согласно приказу ФСИН России от 02.09.2016 №696 в учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.
Питание осужденных в ИК-5 находится под постоянным контролем со стороны медицинских работников, работников тыловых служб учреждения и периодически контролируется специалистами СЭС.Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. Закладку продуктов в котел контролирует ДПНК, о чем делается запись в специальном журнале.
В течение года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФКУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» проводятся лабораторные испытания воды из источника питьевого водоснабжения. Каких либо отклонений от норм СанПина 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не было.
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 99 УИК РФ было принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время" (далее - Постановление N 205), утверждающее минимальную норму питания осужденных на мирное время, которая представляет собой перечень продуктов, входящих в суточный рацион.
Недоброкачественные продукты бракуются, о чем составляется акт комиссией, назначенной из лиц, не являющихся материально ответственными за принимаемые продукты. В случае сомнения в качестве продуктов они направляются на экспертизу в аккредитованные для этих целей учреждения (организации).
Все закупки для уголовно-исполнительных учреждений, в том числе в области обеспечения осужденных питанием, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в электронной форме на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) и финансируются за счет средств федерального бюджета. Закупку продуктов питания для ИК-5 и других исправительных учреждений на территории Республики Мордовия осуществляет централизованно ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Мордовия. Все заключенные государственные контракты размещены на вышеуказанном сайте в сети Интернет и доступны неопределенному кругу лиц.
Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с УИК РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, приказом Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее- Порядок организации медицинской помощи). Порядок организации медицинской помощи, действовал до 20.02.2018, в настоящее время действует Приказ Минюста России от 28.12.2017 N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным на территории Республики Мордовия с 2013 года осуществляется ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России и его филиалами.
Согласно ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных. В ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" указано, что "отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении". Часть 2 ст. 101 УИК РФ гласит, что для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, предусмотрены лечебные исправительные учреждения.
Кроме того, материалами дела опровергаются доводы осужденного о привлечении его к труду с ненормированным режимом работы.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания.
В соответствии со ст. 103 УИК РФ к труду по желанию привлекаются осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы.
Согласно материалам дела (копия медицинской карты Недоповз Е.А.), административный истец был трудоспособен, в период отбывания наказания привлекался к работам с 14.03.2013 по 03.01.2014г. в качестве швеи – моториста со сдельной оплатой труда и с 01.06.2014г. по 01.08.2014г. в качестве подсобного рабочего с повременной оплатой труда; по убытию осужденного в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, осужденным трудоспособность не утрачена.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, в том числе, справками, подписанными руководителем ФКУ ИК-5, МСЧ-13 которые согласуются между собой. Оснований не доверять таким документам у суда не имеется. Ответственность должностных лиц за достоверность предоставленных документов презюмируется.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком требований условий отбывания наказания, не нашли своего подтверждения.
Доводы административного истца в части применения в отношении последнего пыток, насилия, угроз его жизни судом оцениваются критично.
В судебном заседании установлено, что Недоповз Е.А., в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 с жалобами и заявления, либо обращениями в УФСИН России по Республике Мордовия по поводу условий содержания в ИК-5 не обращался, что подтверждает справка, выданная канцелярией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия.
При этом истец не был лишен возможности направить жалобу в органы прокуратуры, а также в судебные органы в период нахождения в ИК-5. Однако, каких-либо доказательств того, что за период содержания в ИК-5 истец обращался с жалобами на ненадлежащие условия его содержания не представлено, действия (бездействия) должностных лиц ИК-5 незаконными не признавались.
Акты прокурорского реагирования, подтверждающие нарушение условий содержания административного истца в ИК-5, суду не предоставлены. Материалы дела содержат доказательства лишь одного обращения административного истца к УФСИН России по Республике Мордовия о нарушении прав административного истца при предоставлении длительных свиданий.
Письменные объяснения супруги административного истца Недоповз И.И. и письменные объяснения Турьева А.В. не могут быть приняты судом в качестве доказательств. КАС РФ строго регламентирует форму, в которой могут быть получены фактические данные, а именно: в форме объяснений лиц, участвующих в деле, и показаний свидетелей, полученных в судебном заседании.
Учитывая, что названные свидетели не были предупреждены об уголовной ответственности за отказ от дачи или дачу заведомо ложных показаний, их показания не могут оцениваться судом в качестве доказательств, поскольку доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В судебном заседании соответчик Аверкин В.П., исполнявший обязанности начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия в период с 02.09.2015г. по 06.09.2016г. категорически отрицал применение средств физического воздействия на административного истца, изложенных в исковом заявлении и тем более высказывания угроз убийством в адрес Недоповз Е.А. Учитывая, что показания соответчика Аверкина В.П. подтверждаются письменными материалами дела, в том числе, справкой Отдела безопасности ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия о том, что в отношении Недоповз Е.А. физическая сила и специальные средства не применялись, у суда нет оснований не доверять им.
Таким образом, доводы иска о том, что в отношении административного истца применялись пытки, высказывались угрозы его жизни, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.
Доводы административного истца относительно незаконности направления для отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия за 1600 км от места проживания, так же не могут быть приняты судом при разрешении требований административного истца, поскольку соответствующее исправительное учреждение для осужденных мужчин и женщин из числа бывших сотрудников правоохранительных органов, для отбывания наказания в условиях строгого режима в ближайшем к месту жительства административного истца, в спорный период отсутствовало.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Устанавливая в качестве одного из видов принуждения лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Безусловно, такое ограничение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административным истцом избран такой способ защиты нарушенного права, как взыскание компенсации за нарушение условий содержания исправительном учреждении, при этом фактически истцом оспариваются действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц имевших место в период с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из административного иска, Недоповз Е.А. предъявлено требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия в период с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года.
Поскольку статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, то, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указано, что, в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Следовательно, данная норма предусматривает сроки обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, но не регулирует сроки обращения с обжалованием действий (бездействия) госорганов, органов местного управления, должностных лиц, что предусмотрено ст. 218 КАС Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административный истец обратился в суд с иском, требования которого вытекают из действий (бездействий), имевших место в период с 15 апреля 2012 г. по 29 марта 2019 года. Эти действия (бездействие) прекратились с момента выбытия Недоповз Е.А. из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия.
С настоящим административным иском Недоповз Е.А. обратился в суд 10 октября 2020 года (направив его почтой), то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
Одновременно с административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, в котором административный истец указывает причину пропуска срока, полагая её уважительной – первоначальное обращение в Тверской районный суд г. Москвы, которым требования истца приняты не были с указанием нарушений правил подсудности.
Руководствуясь правилами части 1 статьи 95 КАС РФ, суд не находит причины пропуска процессуального срока, указанные административным истцом уважительными.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц, понимаются
условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу положений ч. 1, 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания », административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).Согласно п. 7 ст. 6 и ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, изложенное, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 174-180, 227, 227.1 КАС Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Недоповз Е.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России Федеральному казенному учреждению - исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», начальнику ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия – Трофимову В.П., Аверкину В.П. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-5 УФСИН по Республике Мордовия, оставить без удовлетворения
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 года.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия И.В. Копасова