Дело № 2а-226/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кириллов 03 сентября 2018 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зиньковой Н.А.,
при секретаре Поповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ботина А.В. к Управлению финансов Кирилловского муниципального района о признании незаконным бездействия и обязании исполнить судебный акт,
УСТАНОВИЛ:
Ботин А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению финансов Кирилловского муниципального района, в котором просил признать незаконным бездействия и обязать исполнить судебный акт. В обоснование заявленных требований истец указал, что апелляционным определением Вологодского областного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ года с администрации Кирилловского муниципального района в его пользу взысканы денежные средства в размере 38850 рублей. ДД.ММ.ГГГГ года Кирилловским районным судом выдан исполнительный лист, который был предъявлен в Управление финансов Кирилловского муниципального района. В настоящее время исполнительный лист не исполнен, возвращен истцу в связи с отсутствием в апелляционном определении ссылки на администратора дохода и источника средств, за счет которого должны быть возвращены денежные средства.
Административный истец Ботин А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени уведомлен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица – администрации Кирилловского муниципального района Кузнецова И.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, полагала, что Ботин А.В. обратился за исполнением судебного акта к ненадлежащему лицу, поскольку администратором дохода по договорам аренды земельных участков, заключенных Администрацией, является Комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района (далее по тексту – Комитет), который согласно ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, поэтому к Комитету как администратору дохода и должен быть предъявлен исполнительный лист.
Представитель заинтересованного лица – Комитета Савенков Н.В. позицию административного ответчика поддержал. Дополнительно пояснил, что в Комитет исполнительный лист не предъявлялся.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (п. 1).
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Как следует из материалов дела, апелляционным определением Вологодского областного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ года с администрации Кирилловского муниципального района в его пользу взысканы денежные средства в размере 38850 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ года Кирилловским районным судом административному истцу выдан исполнительный лист серия №.
ДД.ММ.ГГГГ года указанный лист предъявлен в Управление финансов Кирилловского муниципального района (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией Кирилловского муниципального района исполнительный лист возвращен административному истцу без исполнения в связи с отсутствием в апелляционном определении ссылки на администратора дохода и источника средств, за счет которого должны быть возвращены денежные средства (л.д.21). Возвращенный исполнительный лист получен Ботиным А.В. ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.22).
Согласно ст. 6 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно части 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно ч. 7 ст. 242.2 БК РФ органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
В соответствии с ст. 6 БК РФ к финансовым органам относятся Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ (ред. от 30.11.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Из Положения об Управлении финансов администрации Кирилловского муниципального района, утвержденного решением Представительного Собрания № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, Управление финансов администрации Кирилловского муниципального района (далее - Управление) является органом местного самоуправления Кирилловского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в части осуществления бюджетного процесса и реализации бюджетной политики на территории района (п. 1.1).
Управление является юридическим лицом, казенным муниципальным учреждением, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета, открываемые в соответствии с действующим законодательством, печати, штампы и бланки со своим наименованием, может выступать истцом и ответчиком в суде (п. 1.3).
В силу п. 3.1.7. Управление осуществляет исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства районного бюджета (в части обращения взыскания на средства районного бюджета по денежным обязательствам районных бюджетных учреждений).
Для выполнения своих функций Управление в силу п.п. 3.2.8., 3.2.17., 3.2.28. Положения осуществляет:
- открытие и ведение лицевых счетов;
- финансовый контроль за операциями со средствами районного бюджета получателей средств районного бюджета;
- бюджетные полномочия главного распорядителя, получателя средств районного бюджета, главного администратора доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета.
Приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден Порядок по исполнению судебных актов и решений налогового органа по обращению взыскания на средства районного бюджета Кирилловского муниципального района по денежным обязательствам казенных учреждений района, а также на средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений.
Таким образом, Управление является юридическим лицом, наделенным соответствующей компетенцией по открытию и ведению лицевых счетов для учета операций бюджета муниципального района, по санкционированию оплаты денежных обязательств и, соответственно, лицом, обязанным в соответствии с главой 24.1. БК РФ исполнять судебные акты по искам о взыскании денежных средств с муниципальных бюджетных учреждений, которым является должник по исполнительному листу - Администрация Кирилловского муниципального района.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что исполнительный лист предъявлен к исполнению ненадлежащему лицу и не в том порядке, что надлежащим было бы предъявление исполнительного листа в Комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района как к администратору дохода по получению арендной платы, суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы. В данном же случае денежные средства, взысканные по судебному акту, имеют иную гражданско-правовую природу, и не могут расцениваться как излишне уплаченные, в связи с чем, исполнение судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета производится в порядке, предусмотренном ст. 242.1, 242.5 БК РФ.
При таких обстоятельствах, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ботина А.В. к Управлению финансов Кирилловского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления финансов Кирилловского муниципального района, выразившееся в неисполнении апелляционного определения Вологодского областного суда по делу №33-507/2018 от ДД.ММ.ГГГГ года в части взыскания с администрации Кирилловского муниципального района в пользу Ботина А.В. денежных средств в размере 38850 рублей, а также расходов по уплате госпошлины в размере 450 рублей.
Обязать Управление финансов Кирилловского муниципального района исполнить апелляционное определение Вологодского областного суда по делу №33-507/2018 от ДД.ММ.ГГГГ года в части взыскания с администрации Кирилловского муниципального района в пользу Ботина А.В. денежных средств в размере 38850 рублей, а также расходов по уплате госпошлины в размере 450 рублей.
Взыскать с Управления финансов Кирилловского муниципального района в пользу Ботина А.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Зинькова
Копия верна:
Судья Н.А. Зинькова