Решение по делу № 33а-4503/2019 от 16.05.2019

Судья Папуша А.С.

Судья-докладчик Усова Н.М.                                                       № 33а-4503/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2019 г.                                                                                   г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре Орловой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аксаментова Ивана Валерьевича к Министерству финансов Иркутской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок

по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства финансов Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 19 марта 2019 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», длительное время состоит на жилищном учете, в связи с чем обращался в суд с требованием об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области предоставить ему жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Иркутска.

Решением Кировского районного суда города Иркутска от 22 августа 2017 г. по гражданскому делу № 2-2946/2017 исковые требования Аксаментова И.В. удовлетворены. Решение суда не обжаловано в апелляционном порядке, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда административным ответчиком не подавалось.

Административным истцом получен исполнительный документ и передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 16 октября 2017 г. о возбуждении исполнительного производства № 38021/17/10224296 и письмом межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области от 28 декабря 2018 г. № 38052/18/57160.

Поясняет, что в настоящее время общая продолжительность ожидания исполнения решения суда составляет 16 календарных месяцев, что нарушает его право на судопроизводство в разумный срок.

По мнению административного истца, существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от него, а именно: вследствие отсутствия у административного ответчика достаточного бюджетного финансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также отсутствия со стороны административного ответчика активных действий по получению дополнительного бюджетного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и лицам из их числа. Так, отсутствуют документальные доказательства запроса со стороны административного ответчика дополнительного финансирования для осуществления исполнения судебного решения в интересах именно административного истца.

В связи с нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок Аксаментов И.В. постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ему ни на каком праве. Кроме того, нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок доставляет ему моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

Административный истец просил суд обязать Министерство финансов Иркутской области выплатить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 97 179,64 рублей.

Решением Иркутского областного суда от 19 марта 2019 г. административное исковое заявление Аксаментова Ивана Валерьевича к Министерству финансов Иркутской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично.

С Министерства финансов Иркутской области взыскано за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Иркутской области в пользу Аксаментова Ивана Валерьевича компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000,00 рублей,расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей, всего 40 300, 00 рублей.

Суд обязал Министерство финансов Иркутской области перечислить денежные средства в указанном размере на банковский счет Аксаментова И.В. Решение суда в части присуждения компенсации подлежало немедленному исполнению.

Не согласившись с решение Иркутского областного суда от 19 марта 2019 г. по данному административному делу представитель Министерства финансов по Иркутской области Клеофастов Б.П. подал апелляционную жалобу.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал на незаконность и необоснованность оспариваемого решения по следующим основаниям.

Указывает, что Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности (пункт 1 Положения о министерстве финансов Иркутской области, утв. Постановлением правительства Иркутской области № 120-пп от 23 декабря 2008 г.). Министерство финансов Иркутской области не является ни учредителем, ни собственником Министерства имущественных отношений Иркутской области, соответственно не может нести ответственность за действия данного учреждения.

Поясняет, что в соответствии с законом Иркутской области от 18 декабря 2017 г. №98-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерство имущественных отношений Иркутской области является главным распорядителем средств областного бюджета.

Кроме того считает, что размер взысканной компенсации завышен. Считает, что решение Кировского районного суда г. Иркутска не могло быть исполнено в установленный законом срок в связи с наличием неустранимых обстоятельств. Представленные Министерством имущественных отношений Иркутской области доказательства, подтверждающие данное обстоятельство не получили надлежащей правовой оценки.

В связи с изложенным просит решение Иркутского областного суда от 19 марта 2019 г. по данному административному делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Министерству финансов Иркутской области.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Аксаментов И.В. просит отказать Министерству финансов Иркутской области в удовлетворении апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда. О причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150, частей 8 и 9 ст. 96, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного ответчика Министерства финансов Иркутской области, по доверенности, Сокольниковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ, ч. 4 ст. 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

Согласно ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2- 6.1 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 55 постановления Пленума от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11), при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. ч. 1, 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

Как установлено судом первой инстанции, решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 августа 2017 г. по гражданскому делу № 2-2946/2017, вступившим в законную силу 28 сентября 2017 г. на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить Аксаментову И.В. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Иркутска, находящееся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 33 (+-5) кв.м.

16 октября 2017 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тюриной О.С. на основании исполнительного листа серии ФС № 016520847, выданного Кировским районным судом города Иркутска 9 октября 2017 г., возбуждено исполнительное производство № 88590/17/38021-ИП в отношении должника Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу взыскателя Аксаментова И.В., предмет исполнения: обязать предоставить жилое помещение. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.

Министерством имущественных отношений Иркутской области требования исполнительного документа не исполнены.

Согласно сообщениям, направленным Министерством имущественных отношений Иркутской области в адрес судебного пристава-исполнителя, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, будут обеспечены жилыми помещениями в установленном законом порядке, то есть в хронологической последовательности, установленной списком по Иркутской области, после их приобретения за счет финансовых средств федерального и областного бюджетов и отнесения к специализированному жилищному фонду Иркутской области.

3 июня 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче исполнительного производства № 88590/17/38021-ИП в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.

5 июня 2018 г. исполнительное производство № 88590/17/38021-ИП принято к исполнению указанным отделом судебных приставов.

24 ноября 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства имущественных отношений Иркутской области исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 14 декабря 2018 г.

Решение Кировского районного суда города Иркутска от 22 августа 2017 г. на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не исполнено, исполнительное производство не окончено.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (13 октября 2017 г.) до дня обращения с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (21 февраля 2019 г.) составила 1 год 4 месяца 7 дней, на момент рассмотрения дела (19 марта 2019 г.) – 1 год 5 месяцев 6 дней.

При этом как верно указано судом первой инстанции, предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа является публичной обязанностью государственного органа, которая не исполнена с момента вступления в законную силу решения Кировского районного суда г. Иркутска от 22 августа 2017 г.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным, в связи с чем, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ, суд обоснованно принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.

Определяя размер компенсации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнительное производство до настоящего времени не окончено и длительность неисполнения судебного акта на момент рассмотрения дела составляет – 1 год 5 месяцев 6 дней, правовую и фактическую сложность дела, поведение истца и иных участников исполнительного производства, достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций и должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб.

Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, о чем просит в апелляционной жалобе Министерство финансов Иркутской области, поскольку, ее размер определен судом в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ, с учетом обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, продолжительности нарушения и значимости наступивших вследствие этого нарушения последствий для истца, данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека.

Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении обязанности по исполнению судебного акта на Министерство финансов Иркутской области по делу о компенсации, судебная коллегия отклоняет как основанный на неправильном применении норм бюджетного законодательства и Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в п. 3 ч. 2 ст. 5 Закон № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В силу пунктов 1 и 4 Положения о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23 декабря 2008 г. № 120-пп, указанное министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности и обладает правами юридического лица.

Следовательно, органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Иркутской области, а взыскание должно быть произведено за счет бюджета субъекта Российской Федерации – Иркутской области.

Довод апелляционной жалобы Министерства финансов Иркутской области об отсутствии объективной возможности своевременного исполнения судебного акта, обусловленной фактическим отсутствием на территории г. Иркутска соответствующего жилого помещения, не имеет юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем связанным с финансированием.

Доводы апелляционной жалобы о принятии Министерство имущественных отношений Иркутской области всех необходимые меры по исполнению решения суда являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, с которой у судебной коллегии нет оснований не согласиться.

В целом доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку они направлены на иное толкование закона и оценку представленных доказательств, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ. Сама по себе иная оценка заявителем апелляционной жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Иркутского областного суда от 19 марта 2019 г. по административному делу по административному иску Аксаментова Ивана Валерьевича к Министерству финансов Иркутской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                    Л.Г. Туглакова

Судьи                                    Н.М. Усова

                                        Р.И. Харин

33а-4503/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Аксаментов Иван Валерьевич
Ответчики
Министерство Финансов Иркутской области
Другие
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судеюных приставов по Иркутской области
Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области
Судебный пристав-исполнитель межрайонного отедла судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тюрина О.С.
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Федеральная служба судебных приставов России
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
16.05.2019Передача дела судье
18.06.2019Судебное заседание
26.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2019Передано в экспедицию
18.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее