Дело № 2а-1427/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пенза 03 августа 2018 года
Первомайский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Шиханцовой Н.К.,
при секретаре Спириной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пузановой С.В. к администрации г. Пензы об оспаривании действий,
У С Т А Н О В И Л:
Пузанова С.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что она на основании договора приватизации является собственником квартиры ... в многоквартирном блокированном доме по адресу: .... Указанный дом состоит из двух квартир с отдельными входами. Квартира ... также находится в собственности на основании договора приватизации. Первоначально квартиры были предоставлены по договору социального найма, при вселении жильцам были показаны границы земельного участка, который относится к их дому. Данным земельным участком квартиросъёмщики стали пользоваться, обрабатывать его, границы огородили забором. Никаких претензий со стороны органов государственной власти либо собственников смежных участков квартиросъёмщикам не предъявляли, в связи с чем, они считали, что на законных основаниях пользуются земельным участком в границах, фактически установленных на местности. В 2014 г. собственники указанного выше многоквартирного дома пытались в соответствии с законом оформить земельный участок в долевую собственность. Тогда им стало известно, что земельный участок не поставлен на кадастровый учёт. Часть земельного участка, на котором расположен их многоквартирный дом, в результате межевания был присоединён к другому земельному участку. Вновь сформированному земельному участку был присвоен кадастровый номер .... После подготовки, в частности ООО «Доступное жилье» технической документации для постановки земельного участка на кадастровый учёт, в 2016 г.собственники обратились в администрацию г. Пензы с заявлением о проведении публичных слушаний для внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ул. Зеленодольской. Администрация г. Пензы вынесла постановление № 2076 от 29.11.2016 г. о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ул. Зеленодольской и территорией г. Пензы. На основании данного постановления на март 2018 г. было назначено проведение публичных слушаний по изменению планировки территории ул. Зеленодольской в соответствии с предоставленным проектом, согласно которому вновь образуемый земельный участок, где расположен дом ..., поглощает участок с кадастровым номером .... Публичные слушания были проведены 19.03.2018 г., составлен протокол, заключение о результатах публичных слушаний, и 29.03.2018 г. вынесено постановление № 512 администрации г. Пензы, которым был утвержден проект внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ул. Зеленодольской и границей г. Пензы. Таким образом, администрация г. Пензы 29.03.2018 г. утвердила изменения в планировку территории ул. Зеленодольской, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером ... вошёл в состав вновь образованного земельного участка, относящегося к многоквартирному жилому дому № .... Однако, на основании постановления № 199/5 администрации г. Пензы от 05.02.2018 г. земельный участок с кадастровым номером ... был выставлен на аукцион, назначенный на 15:00 часов 26.06.2018 г.
Считает, что данное постановление администрации в части выставления на аукцион земельного участка с кадастровым номером ... нарушает её законные права и интересы, как собственника общего имущества многоквартирного дома. Она не была ознакомлена с постановлением о выставлении спорного участка на аукцион, в открытом доступе данный документ отсутствует. По итогам проведенного аукциона имеется победитель по лоту №5 – ...2, с которым будет заключен договор аренды. Предоставление в аренду земельного участка, которого фактически уже нет, поскольку по результатам публичных слушаний он вошёл в состав другого земельного участка, на который претендует она, другому лицу по результатам аукциона, нарушает её права и законные интересы в части предоставленных ей ст. 36 ЗК РФ прав на получение в общую долевую собственность имущества, на котором расположен многоквартирный дом, в котором ей на праве собственности принадлежит жилое помещение.
Ссылаясь на положения ст. 36 ЗК РФ просила суд признать незаконными действия администрации г. Пензы в части выставления на открытый аукцион права аренды земельного участка с кадастровым № ..., назначенный на 15:00 часов 26.06.2018 г.; признать результаты аукциона от 26.06.2018 г. на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности г. Пензы, в отношении лота №5, недействительными.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 02.08.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области, Управление муниципального имущества администрации г. Пензы, Горшкова Г.А., Горшков И.О., Будникова Г.А., Фролова Н.А., Фролов В.А., Фролов И.О.
Представители административного истца Пузановой С.В. – Малышева М.Б. и Зимина О.В. (ордера в деле) в судебном заседании просили удовлетворить заявленный иск, по изложенным в нём основаниям, заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Администрации г. Пензы и заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации г. Пензы Лизунова О.С. (доверенность в деле) с иском не согласилась, о чём представила суду письменные возражения на иск, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованный лица Будникова Г.А., Горшкова Г.А. и Фролова Н.А. в судебном заседании полагали иск подлежащим удовлетворению, по изложенным в нём основаниям.
В судебное заседание административный истец Пузанова С.В., извещённая своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, причина неявки суду неизвестна. Письменным заявлением просит рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителей по ордерам: Малышевой М.Б. и Зиминой О.В.
Представитель заинтересованного лица: ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области», извещавшийся своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Суд, с учётом мнения представителей сторон, заинтересованных лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пузановой С.В., Горшковой Г.А., Горшкову И.О. на праве общей долевой собственности принадлежат квартира ... с кадастровым номером: ...; Фролову В.А., Фроловой Н.А. и Будниковой Г.А. на праве общей долевой собственности принадлежит часть жилого дома, что составляет квартиру ... с кадастровыми номерами: ..., по ... (л.д. 9, 66-67, 77-79).
Согласно Выписке из ЕГРН от 24.07.2018 г. дом ... с кадастровым номером ... имеет площадь 119,3 кв.м. (л.д. 56-57).
В судебном заседании также установлено и не оспаривалось сторонами, что постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под жилым домом ... до настоящего времени не осуществлена.
На основании предложения ООО «Доступное жилье» администрацией г. Пензы 29.11.2016 г. издано постановление № 2076 о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ул. Зеленодольская и границей г. Пензы, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 04.02.2014 № 99 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ул. Зеленодольская и границей г. Пензы», и проекта межевания территории, ограниченной ул. Зеленодольская и границей г. Пензы (л.д. 17).
Постановлением администрации г. Пензы № 512 от 29.03.2018 г., в частности на основании протокола публичных слушаний от 19.03.2018 г. (л.д. 25-26) утвержден проект внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной ... и границей г. Пензы, утвержденный постановлением администрации г. Пензы от 04.02.2014 № 99 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ул. Зеленодольская и границей г. Пензы», и проект межевания территории, ограниченной ул. Зеленодольская с границей г. Пензы (л.д. 27).
Земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., был сформирован и поставлен на учет 28.12.2012 г. (л.д. 95-101).
06.07.2017 г. Пузанова С.В. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ... для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 91).
05.02.2018 г. администрацией г. Пензы издано постановление № 199/5 ды земельного участка из состава земель населенных пунктов, адрес: ... (л.д. 43).
Данным постановлением Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы постановлено организовать проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов площадью 600 кв.м. (кадастровый номер ...), адрес: ..., с видом размешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, сроком на 20 лет (п.1) Установить начальную цену предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки – 84 000 рублей, размер задатка 60% начального размера ежегодной арендной платы за земельный участок – 50 400 рублей, шаг аукциона 3% начального размера ежегодной арендной платы за земельный участок – 2 520 руб. на основании отчета об оценке №3/2018-П от 09.01.2018.
Приказом Управления муниципального имущества администрации г. Пензы № 165 от 04.05.2018 г. «Об организации и проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов, адрес: ... организовано проведение 26.06.2018 г. в 15:00 часов открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер ..., площадью 600 кв.м., срок аренды 20 лет, адрес: .... Разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома. Параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства: зона малоэтажной застройки 1-3 этажа в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1, установленным Правилами землепользования и застройки в г. Пензе, утвержденными решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 (л.д. 44).Информация о проведении открытого аукциона была опубликована на официальном сайте администрации г. Пензы и на официальном сайте Российской Федерации. Заявки на участие в аукционе принимались в период с 14.05.2018 г. по 20.06.2018 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 21.06.2018 г., заявки на участие в аукционе подали: ...1, ...2, ...3, ...2(л.д. 48, 50-53).
Победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером, согласно протоколу о результатах аукциона от 26.06.2018 г., признан его участник ...2 (л.д. 46).
На основании предложения о заключении договора аренды земельного участка № 10/4504 от 03.07.2018 г., направленного Управлением муниципального имущества администрации г. Пензы в адрес ...2, как победителю аукциона, состоявшегося 26.06.2018 г. в 15:00 (лот №5) (л.д. 45) с данным гражданином муниципальным образованием город Пенза 02.08.2018 г. был заключен договор аренды земельного участка № 340 с кадастровым номером ..., площадью 600 кв.м., адрес: ... (л.д. 92-103).
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По правилам п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
У гражданина, обратившегося в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ..., отсутствовали предусмотренные п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для получения земельного участка в аренду без проведения торгов. Следовательно, его право могло быть реализовано исключительно посредством проведения аукциона.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ и п. 1.3. ст. 33 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы № 130-12/4 от 30.06.2005, вопросы предоставления земельных участков муниципальной собственности находятся в компетенции администрации г. Пензы.
Подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется по правилам, установленным ст. 39.11 ЗК РФ.
Решение о проведении такого аукциона принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ). В п. 4 данной статьи регламентирован порядок проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ приведен перечень обстоятельств, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона.
Обстоятельств, при которых в силу п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок не мог быть предметом аукциона, в рассматриваемом случае не было установлено. Наличие проекта планировки и межевания территории среди оснований, перечисленных в указанном пункте, отсутствует.
Более того, как следует из поданного в администрацию г. Пензы заявления Пузановой С.В. от 14.06.2018 г. ей было известно о проведении аукциона (л.д. 14). Однако, соответствующей заявки на участие в аукционе от административного истца не поступило.
Постановление администрации г. Пензы № 199/5 от 05.02.2018 г. об организации и проведении аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка было издано на основании п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ. Обстоятельства, влекущие отказ в проведении аукциона, ввиду того, что земельный участок не мог быть предметом аукциона, у административного ответчика отсутствовали. В связи с чем, вышеупомянутое постановление администрации г. Пензы издано при наличии указанных в законе оснований в пределах имеющихся полномочий.
То обстоятельство, что одним органом местного самоуправления в отношении одного и того же участка одновременно, параллельно выполнялись мероприятия в рамках различных процедур землепользования, свидетельствует об отсутствии надлежащего порядка в осуществлении администрацией г. Пензы своих полномочий, предусмотренных п. 1.3. ст. 33 Устава города Пензы.
Вместе с тем, на момент начала выполнения действий по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 58:29:3001006:231 процедура подготовки и утверждения проекта внесения изменений в проект планировки территории начата не была, следовательно, не имелось обстоятельств, препятствующих выставлению вышеуказанного земельного участка на торги. Завершением этой процедуры явилось оспариваемое в настоящем деле постановление об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды участка. Итогом вышеназванных действий стало заключение договора аренды земельного участка с ...2
В рассматриваемом случае утвержденный проект внесения изменений и проект планировки территории и проект межевания территории не являются решением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Предварительное согласование предоставления земельного участка испрашивается при предоставлении земельного участка без проведения торгов, что с данном случае не соответствует обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, действия администрации г. Пензы по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером ... и признанию результатов аукциона от 26.06.2018 г. является законными и обоснованными, поскольку основаны на правильном применении норм материального права, в пределах полномочий администрации г.Пензы.
Довод представителей административного истца о том, что границы земельного участка, который относится к дому ..., фактически были установлены на местности, что подтверждается схемой земельного участка, отраженной в техническом паспорте на дом от 16.02.2002 г., не может быть принят во внимание по вышеприведенным обстоятельствам.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что административный иск Пузановой С.В. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Пузановой С.В. к администрации г. Пензы об оспаривании действий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2018 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Н.К. Шиханцова
Секретарь
«___» _____________ К.С. Спирина
Справка: решение не вступило в законную силу