УИД 29RS0016-01-2022-000398-47
Строка 2.204, г/п 0 руб.
Судья Белоусов А. Л.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-387/2023 13 января 2023 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е. И.,
судей Бланару Е. М., Сафонова Р. С.,
при секретаре Тюрлевой Е. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-449/2022 по иску прокурора города Новодвинска в интересах Исаевой М.В. к министерству здравоохранения Архангельской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница», государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» о компенсации морального вреда с апелляционным представлением помощника прокурора города Новодвинска на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
прокурор города Новодвинска обратился в суд в защиту интересов Исаевой М. В. с иском к министерству здравоохранения Архангельской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» (далее – ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ»), государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ АО «АОКБ») о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Новодвинска по обращению Исаевой М. В., являющейся инвалидом III группы, проведена проверка, в ходе которой установлен факт несвоевременного обеспечения её лекарственным средством. Установлено, что Исаевой М. В. рекомендована следующая схема лечения лекарственным препаратом «Нетакимаб»: по 120 мг (2 шприца) в 0, 1 и 2 недели, с 4 по 10 неделю – один раз в две недели, а с 11 недели – один раз в четыре недели. Таким образом, в период с 17 августа 2021 года по 1 ноября 2021 года Исаевой М. В. должны быть выписаны рецепты на 7 упаковок лекарственного препарата «Нетакимаб», а в период со 2 ноября 2021 года по 2 февраля 2022 года – ещё на 3 упаковки, то есть всего на 2 февраля 2022 года Исаева М. В. должна была получить 10 упаковок названного лекарства. В период с 17 августа 2021 года по 4 февраля 2022 года Исаевой М. В. выписаны рецепты на 8 упаковок лекарственного препарата «Нетакимаб», в результате чего в январе 2022 года она не была обеспечена им, что привело к нарушению схемы лечения. В связи с неполучением лекарственного препарата в полном объёме истец испытывала нравственные и моральные страдания, выразившиеся в переживаниях, нарушении сна и беспокойстве. Ссылаясь на положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2020 года № 911-пп, о гарантированном праве на бесплатное оказание медицинской помощи отдельным категориям граждан, в том числе при болезнях кожи и подкожной клетчатки, а также болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, к числу которых отнесён <данные изъяты>, а также на Порядок взаимодействия при обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, утверждённый распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области от 3 июля 2019 года № 42-ро, считал, что ответчиками не было организовано надлежащее взаимодействие при обеспечении Исаевой М. В. лекарственным препаратом «Нетакимаб». В частности, ГБУЗ АО «АОКБ» неверно отражено в соответствующей заявке количество лекарственного препарата, необходимого истцу, ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» данные сведения не скорректированы, а министерством здравоохранения Архангельской области данная ситуация не выявлена и ошибка не устранена, в результате чего истец не получила 2 упаковки лекарства. По сведениям государственного унитарного предприятия Архангельской области «Фармация» на складе организации имелось лекарственное средство «Нетакимаб» в количестве 37 упаковок. Необеспечение истца лекарственным препаратом, являющимся для неё необходимым, повлекло причинение ей нравственных и физических страданий. Невозможность проводить назначенное лечение ставило под угрозу здоровье Исаевой М. В., из-за чего она испытывала волнение и переживания, понимая опасность своего заболевания. С учётом степени её нравственных страданий прокурор просил взыскать с ответчиков солидарно в пользу Исаевой М. В. денежные средства в размере 30 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора города Новодвинска Зверев С. В., истец Исаева М. В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» Мазанкин Д. Н., представитель ответчика ГБУЗ АО «АОКБ» Лучникова Е. М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Архангельской области, представитель третьего лица территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Новодвинска в интересах Исаевой М. В. к министерству здравоохранения Архангельской области, ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ», ГБУЗ АО «АОКБ» о взыскании компенсации морального вреда отказано.
С указанным решением не согласился участвующий в деле прокурор Зверев С. В., в поданном апелляционном представлении он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционного представления ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Полагает, что в ходе судебного разбирательства довод ответчиков о том, что у Исаевой М. В. вследствие приёма препарата по схеме после 8 ноября 2021 года должна была остаться одна упаковка лекарства, которую она могла принять в январе 2022 года, своего подтверждения не нашёл. В январе 2022 года истец неоднократно по телефону обращалась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» по поводу рецепта на лекарственный препарат, однако ей сообщали о невозможности его выписки.
Считает, что врачами ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» не принято должных мер по выписке льготных рецептов истцу 30 декабря 2021 года и в январе 2022 года, а министерством здравоохранения Архангельской области ослаблен контроль за деятельностью подведомственного учреждения.
В письменных возражениях на апелляционное представление с изложенными в нём доводами не согласились представитель министерства здравоохранения Архангельской области Коробейников Д. Е. и главный врач ГБУЗ АО «АОКБ» Иевлев А. И., они полагают, что решение суда является законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» и министерства здравоохранения Архангельской области, представитель третьего лица территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещённые о времени и месте его проведения, не явились, о причинах неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах в соответствии с частями третьей и четвёртой статьи 167, частью первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, заслушав прокурора Зверева С. В., истца Исаеву М. В., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя ГБУЗ АО «АОКБ» Лучникову Е. М., полагавшую, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований к ГБУЗ АО «АОКБ» является законным и обоснованным, исследовав принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств медицинскую карту № ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» на имя Исаевой М. В., копии объяснений директора аптеки № 13 П и документов о принятии её на работу, копии накладных, рецептов, выписки из государственного реестра лекарственных средств, обсудив доводы апелляционного представления, возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Исаева М. В., являющаяся инвалидом III группы, наблюдается по месту жительства в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» с диагнозом <данные изъяты>.
На основании протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ АО «АОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ № Исаевой М. В. назначен лекарственный препарат торгового наименования «Эфлейра» (международное непатентованное или химическое наименование «Нетакимаб») по жизненным показаниям в дозировке 120 мг подкожно (2 шприца по 60 мг) по схеме: 0-1-2 (первые три недели), далее начиная с четвёртой недели 1 раз в 2 недели – по 10 неделю включительно, далее 1 раз в четыре недели с одиннадцатой недели и далее.
С учётом данного решения врачебной комиссии истец за медицинской помощью по месту своего жительства в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» обратилась 17 августа 2021 года к врачу-терапевту с диагнозом <данные изъяты>, 17 августа 2021 года и 18 августа 2021 года ей врачом выписаны льготные рецепты на получение указанного лекарственного препарата в количестве 5 упаковок, при назначенной истцу дозировке – 1 упаковка лекарственного препарата в вышеназванной последовательности.
30 августа 2021 года истец Исаева М. В. вновь обратилась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» к врачу-терапевту с диагнозом <данные изъяты>, ей назначены контрольные анализы крови и мочи, ЭКГ, планировалась консультация врача-ревматолога ГБУЗ АО «АОКБ».
2 сентября 2021 года истец обратилась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» к врачу-терапевту с тем же диагнозом <данные изъяты>, при этом врачом установлено, что схема генно-инженерной терапии назначенным препаратом прервана, и дано направление на консультацию к врачу-ревматологу ГБУЗ АО «АОКБ» для коррекции терапии.
6 сентября 2021 года истец находилась в ГБУЗ АО «АОКБ» на консультации у врача-ревматолога по направлению врача-терапевта ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ», истцу рекомендовано начать курс лечения назначенным лекарственным препаратом «Нетакимаб» с начальной стадии – в дозировке 120 мг подкожно (2 шприца по 60 мг) в неделю по схеме: 0-1-2 (первые три недели), далее начиная с четвёртой недели 1 раз в 2 недели – по 10 неделю включительно, далее 1 раз в четыре недели с одиннадцатой недели и далее, назначена явка к врачу-ревматологу данной больницы для оценки переносимости и эффективности терапии 20 сентября 2021 года.
13 сентября 2021 года истец бригадой скорой медицинской помощи доставлена в стационар ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» с жалобами на резкие боли в животе, тошноту, отсутствие аппетита, находилась на стационарном лечении в отделении общей хирургии с 13 сентября 2021 года по 20 сентября 2021 года с диагнозом <данные изъяты>. После выписки рекомендована явка на приём к врачу-хирургу по месту жительства, оформлен листок временной нетрудоспособности до 22 сентября 2021 года.
В назначенную явку к врачу-ревматологу ГБУЗ АО «АОКБ» для оценки переносимости и эффективности терапии 20 сентября 2021 года Исаева М. В. не явилась.
22 сентября 2021 года она обратилась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» к врачу-хирургу с диагнозом <данные изъяты>, продлён листок временной нетрудоспособности до 27 сентября 2021 года.
27 сентября 2021 года истец обратилась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» к врачу-терапевту с жалобами на ломоту в теле, заложенность носа, першение в горле, кашель с мокротой. После осмотра установлен диагноз <данные изъяты> взят мазок. Результат мазка: <данные изъяты> от 27 сентября 2021 года. Оформлен листок временной нетрудоспособности до 30 сентября 2021 года.
30 сентября 2021 года осмотрена фельдшером ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ», диагноз <данные изъяты>, листок временной нетрудоспособности продлён до 11 октября 2021 года.
11 октября 2021 года лечение завершено в связи с выздоровлением, листок временной нетрудоспособности закрыт.
28 октября 2021 года истец вновь обратилась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» к врачу-терапевту с диагнозом <данные изъяты>, ей вновь выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат «Нетакимаб» в количестве 3 упаковки, назначены контрольные анализы крови и мочи.
8 ноября 2021 года истец находилась в ГБУЗ АО «АОКБ» на консультации у врача-ревматолога, во время которой установлено, что начатая истцом 20 августа 2021 года терапия лекарственным препаратом «Нетакимаб» нарушена ввиду оперативного лечения по поводу <данные изъяты>, последнее введение данного препарата 1 октября 2021 года по схеме как 6 неделя, истцу предложено продолжить начатую терапию препаратом 1 раз в две недели 8 ноября 2021 года и 22 ноября 2021 года, далее 1 раз в четыре недели 20 декабря 2021 года, 17 января 2022 года и так далее, рекомендована явка к вручу-ревматологу через 6 месяцев, по необходимости ранее с направлением.
30 декабря 2021 года истец обратилась в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» к врачу-терапевту с диагнозом <данные изъяты> ей назначено контрольное обследование.
4 февраля 2022 года истцу выдан льготный рецепт на получение вышеуказанного лекарственного препарата в количестве 2 упаковки.
Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ АО «АОКБ» от ДД.ММ.ГГГГ № Исаевой М. В. рекомендована смена терапии на препарат «Этанерцепт» (дозировка подкожно по 50 мг каждую неделю). Терапию препаратом «Нетакимаб» необходимо продолжить до момента обеспечения препаратом «Этанерцепт».
Обращаясь в суд с иском в интересах Исаевой М. В., прокурор сослался на то, что в период с 17 августа 2021 года и до февраля 2022 года Исаевой М. В. выписано только 8 упаковок необходимого ей лекарственного препарата «Нетакимаб», в результате чего в январе 2022 года она не была обеспечена им, что привело к нарушению схемы лечения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что министерством здравоохранения Архангельской области предприняты надлежащие меры для обеспечения граждан указанным лекарственным препаратом «Нетакимаб» в 2022 году и на протяжении всего периода обращения истца за медицинской помощью как в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ», так и в ГБУЗ АО «АОКБ» данная помощь ей оказана и требуемые рецепты на получение назначенного по жизненным показаниям лекарственного препарата «Нетакимаб» выписаны и обслужены в той дозировке, которая истцу назначена.
Отклоняя доводы стороны истца о проявленном ответчиками бездействии при обеспечении истца лекарственным препаратом «Нетакимаб» в январе 2022 года, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих обращение истца в январе 2022 года за выдачей ей такого препарата и отказ в его выдаче, как и доказательств самого факта, что в январе 2022 года при нарушенной истцом схеме лечения ей требовался такой препарат и его выдача не являлась бы излишней, поскольку у истца должна была остаться как минимум одна упаковка данного лекарства для его приёма 17 января 2022 года.
С указанными выводами суда судебная коллегия в полной мере согласиться не может, поскольку вывод суда о надлежащем обеспечении истца назначенным ей лекарственным препаратом со стороны ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 5).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Статьёй 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включённых в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учётом стандартов медицинской помощи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входит лекарственный препарат «Нетакимаб» (раствор для подкожного введения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – Постановление № 890) утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Так, в перечне предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств для лечения системных хронических тяжёлых заболеваний кожи.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 22 декабря 2020 года № 911-пп (далее – Территориальная программа).
На основании подпункта 2 пункта 32 Территориальной программы за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, согласно приложению № 2 к Территориальной программе.
В приложении № 2 к Территориальной программе (в редакции постановления Правительства Архангельской области от 30 ноября 2021 года № 674-пп, вступившего в силу 2 декабря 2021 года) предусмотрены противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы, в том числе «Нетакимаб» (раствор для подкожного введения).
Предусмотрен данный лекарственный препарат и в Перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, являющимся приложением к территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 28 декабря 2021 года № 778-пп.
В Архангельской области действует Порядок обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, утверждённый постановлением Правительства Архангельской области от 9 июня 2018 года № 259-пп (далее – Порядок № 259-пп), который определяет механизм и условия обеспечения за счёт средств областного бюджета отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также общие принципы взаимодействия министерства здравоохранения Архангельской области, медицинских организаций в Архангельской области, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь по месту жительства (прикрепления) граждан, фармацевтических организаций, участвующих в обеспечении за счёт средств областного бюджета льготных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с государственными контрактами, заключаемыми министерством здравоохранения Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и льготных категорий граждан.
В силу пункта 7 Порядка № 259-пп обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях осуществляется за счёт средств областного бюджета, выделенных министерству здравоохранения Архангельской области в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области», утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 462-пп.
Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь по месту жительства (прикрепления) граждан, представляют в адрес министерства здравоохранения Архангельской области заявки, содержащие сведения о номенклатуре и объёмах лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых бесплатно, необходимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях льготным категориям граждан (пункт 8 Порядка № 259-пп).
Основанием для обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами бесплатно при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях является рецепт врача (фельдшера) (пункт 9 Порядка № 259-пп).
При обращении гражданина в медицинскую организацию за льготным рецептом врач (фельдшер), имеющий право выдачи льготных рецептов, по результатам проведённого осмотра, при наличии медицинских показаний выдаёт льготный рецепт на лекарственные препараты, предоставляемые бесплатно, входящие в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, включённым в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утверждаемую постановлением Правительства Архангельской области. Назначение (наименование, разовая доза, способ и кратность приёма или введения, длительность курса, обоснование назначения) лекарственных препаратов фиксируется в медицинских документах (амбулаторной карте). Вопрос учёта рекомендаций и заключений иных медицинских организаций, касающихся назначения лекарственных препаратов, разрешается врачом (фельдшером), имеющим право выдачи льготных рецептов, самостоятельно (пункты 6 и 11 Порядка № 259-пп).
В пункте 16 Порядка № 259-пп определено, что отпуск льготным категориям граждан лекарственных препаратов бесплатно по льготным рецептам осуществляется уполномоченными фармацевтическими организациями. Государственные контракты, предусматривающие отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам, заключаются министерством здравоохранения Архангельской области в соответствии со сводными по Архангельской области номенклатурой и объёмами лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно, необходимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях льготным категориям граждан, сформированными на основании заявок медицинских организаций.
На основании пункта 19 Порядка № 259-пп перечень медицинских организаций, осуществляющих выдачу льготных рецептов, а также перечень уполномоченных фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск льготным категориям граждан лекарственных препаратов, размещаются на официальном сайте министерства здравоохранения Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Контроль за обеспечением лекарственных препаратов при амбулаторном лечении льготных категорий граждан осуществляется министерством здравоохранения Архангельской области (пункт 21 Порядка № 259-пп).
Также в Архангельской области действует Порядок взаимодействия при обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, утверждённый распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области от 3 июля 2019 года № 42-ро (далее – Порядок № 42-ро). Данный Порядок определяет механизм взаимодействия министерства здравоохранения Архангельской области, медицинских организаций в Архангельской области, участвующих в обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, фармацевтических организаций, выступающих в качестве исполнителей государственных контрактов, направленных на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Медицинский информационно-аналитический центр» при обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.
Согласно названному Порядку информационный обмен между участниками взаимодействия обеспечивается в модуле Регионального сегмента единой информационной системы в сфере здравоохранения Архангельской области «Льготное лекарственное обеспечение Архангельской области» (далее – Модуль).
В силу пункта 8 Порядка № 42-ро министерство здравоохранения Архангельской области организует ведение сводного по Архангельской области регистра льготных категорий граждан, включённых в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённый Постановлением № 890, на основании сведений о льготных категориях граждан, представляемых медицинскими организациями. Медицинские организации обеспечивают ведение указанного в настоящем пункте регистра с использованием Модуля.
Согласно Порядку № 42-ро медицинские организации обязаны направлять в адрес министерства здравоохранения Архангельской области заявки на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями. Под заявкой понимается уведомление медицинской организации, составленное в Модуле и при необходимости на бумажном носителе, информирующее министерство о наименованиях, дозировках, формах выпуска и количестве лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий для обеспечения отдельных категорий граждан в рамках программ льготного обеспечения (пункт 11).
В соответствии с пунктами 27, 28 Порядка № 42-ро утверждённые заявки министерством здравоохранения Архангельской области доводятся до сведения медицинских организаций и уполномоченных фармацевтических организаций с использованием Модуля. Утвержденные заявки медицинскими организациями доводятся до сведения врачей и фельдшеров, имеющих право выписки льготных рецептов.
До 1 марта 2022 года оформление и выдача рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения осуществлялось в соответствии с Порядком назначения лекарственных препаратов, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н (действовал в период возникновения рассматриваемых правоотношений). Согласно названному порядку назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Из вышеизложенного следует, что истец Исаева М. В. в рассматриваемый период, в том числе по состоянию на январь 2022 года, в силу имеющегося у неё заболевания имела право на получение лекарственного препарата «Нетакимаб» по рецепту лечащего врача бесплатно. При этом ответчик ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ», как медицинская организация, оказывающая амбулаторно-поликлиническую помощь истцу по месту жительства, должен был направить заявку на обеспечение Исаевой М. В. названным лекарственным препаратом в министерство здравоохранения Архангельской области, которое после утверждения данной заявки должно было довести эту информацию до сведения ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ». Затем лечащий врач Исаевой М. В. должен был выдать ей льготный рецепт на соответствующее количество упаковок препарата.
Вместе с тем, как усматривается из представленных суду доказательств, обязанность по обеспечению истца Исаевой М. В. лекарственным препаратом «Нетакимаб» в необходимом объёме по состоянию на январь 2022 года не была исполнена, поскольку, несмотря на потребность Исаевой М. В. в лекарственном препарате в количестве 10 упаковок (с учётом потребности в январе 2022 года), врачом ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» ей выданы рецепты на 8 упаковок указанного лекарственного препарата: 17 августа 2021 года и 18 августа 2021 года выписаны льготные рецепты на получение 5 упаковок препарата, 28 октября 2021 года – на получение 3 упаковок.
В дальнейшем только 4 февраля 2022 года Исаевой М. В. врачом ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» выписан рецепт на 2 упаковки лекарственного препарата «Нетакимаб».
Из материалов дела также усматривается, что лекарственная терапия названным препаратам инициирована 20 августа 2021 года (в этот день препарат впервые введён истцом после получения его в аптечной организации). Об этом имеются записи как в медицинской карте № ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» на имя Исаевой М. В., так и в заключении врача-ревматолога ГБУЗ АО «АОКБ», составленного по итогам осмотра 6 сентября 2021 года.
Следовательно, вывод суда о том, что датой получения первой упаковки лекарственного препарата «Нетакимаб» является 3 сентября 2021 года, противоречит собранным по делу письменным доказательствам, которые, в свою очередь, согласуются с пояснениями истца об обращении её 20 августа 2021 года в аптеку № 13 – филиал государственного унитарного предприятия Архангельской области «Фармация», находящуюся в г. Новодвинске Архангельской области, с рецептами от 17 августа 2021 года и от 18 августа 2021 года. Несмотря на то, что согласно отметкам на рецептурных бланках они обслужены в аптечной организации 3 сентября 2021 года, одна упаковка препарата выдана истцу 20 августа 2021 года.
При этом накануне, а именно 19 августа 2021 года, согласно накладной на внутреннее перемещение, передачу товара со склада государственного унитарного предприятия Архангельской области «Фармация» в г. Архангельске в аптеку № 13 в г. Новодвинске передана 1 упаковка лекарственного препарата торгового наименования «Эфлейра». Ещё 4 упаковки переданы в аптеку № 13 в г. Новодвинске 31 августа 2021 года.
Таким образом, согласно рекомендованной врачебной комиссией ГБУЗ АО «АОКБ» схеме лечения и с учётом даты инициирования терапии Исаевой М. В. лекарственный препарат должен вводиться в следующем порядке: 20 августа 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 27 августа 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 3 сентября 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 17 сентября 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 1 октября 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 15 октября 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 29 октября 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 26 ноября 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 24 декабря 2021 года – 1 упаковка (120 мг), 21 января 2022 года – 1 упаковка (120 мг).
Однако из-за того, что рецепты от 17 августа 2021 года и от 18 августа 2021 года обслужены в аптечной организации в полном объёме лишь 3 сентября 2021 года, схема приёма препарата была прервана 20 августа 2021 года, следующее (второе) введение препарата состоялось 3 сентября 2021 года.
Поскольку 8 ноября 2021 года на консультации у врача-ревматолога ГБУЗ АО «АОКБ» Исаева М. В. вновь сообщила о прерывании лечения препаратом «Нетакимаб» по причинам медицинского характера, при этом сообщила о последнем введении препарата 1 октября 2021 года (по схеме как 6 неделя), Исаевой М. В. врачом-ревматологом ГБУЗ АО «АОКБ» рекомендовано продолжить терапию и ввести препарат по следующей схеме: 120 мг (1 упаковка) раз в две недели – 8 ноября 2021 года и 22 ноября 2021 года, 120 мг (1 упаковка) раз в четыре недели – 20 декабря 2021 года, 17 января 2022 года и далее.
Ввиду названной схемы лечения и с учётом дозировки и фасовки полученного лекарственного препарата прослеживается, что выданные Исаевой М. В. по рецептам от 17 августа 2021 года, от 18 августа 2021 года и от 28 октября 2021 года 8 упаковок лекарственного препарата торгового наименования «Эфлейра» (дозировка 60 мг/мл, две дозировки в упаковке) закончились 20 декабря 2021 года (начиная с 20 августа 2021 года, в течение 6 недель введено 5 упаковок, 8 ноября 2021 года, 22 ноября 2021 года и 20 декабря 2021 года введено 3 упаковки).
Следовательно, Исаева М. В. не имела необходимой ей упаковки лекарственного препарата «Нетакимаб» для введения дозы препарата 17 января 2022 года из-за бездействия медицинской организации, участвующей в её обеспечении данным лекарственным препаратом, несмотря на то, что необходимый запас названного лекарственного препарата по состоянию на январь 2022 года имелся на аптечном складе государственного унитарного предприятия Архангельской области «Фармация» (согласно сообщению аптечной организации остаток лекарственного препарата международного непатентованного наименования «Нетакимаб» на 1 января 2022 года составлял 37 упаковок).
Изложенный в решении суда вывод об отсутствии доказательств факта обращения Исаевой М. В. в январе 2022 года за выдачей ей льготного рецепта на указанный лекарственный препарат судебной коллегией также признаётся ошибочным, поскольку пояснениями истца и представителя ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ», содержащимися в возражениях на исковое заявление, подтверждается факт заблаговременного обращения истца к врачу-терапевту по поводу имеющегося у неё заболевания <данные изъяты>, а именно 30 декабря 2021 года. Несмотря на данное обращение, рецепт на препарат «Нетакимаб», необходимый ей в январе 2022 года, не был выписан, конкретная дата, когда Исаева М. В. могла бы подойти за таким рецептом, ответчиком ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» не была определена.
Лишь 4 февраля 2022 года после запроса прокуратуры города Новодвинска от 2 февраля 2022 года в ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» о необеспечении Исаевой М. В. лекарственным препаратом «Нетакимаб» рецепт на необходимый препарат выписан и выдан истцу данным ответчиком.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства ответчик ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» необходимых действий по обеспечению истца лекарственным препаратом «Нетакимаб» в январе 2022 года не совершил, зная о необходимости приёма ею в этом месяце данного препарата по показаниям в связи с рекомендованной схемой лечения, выдал истцу рецепт на препарат лишь в феврале 2022 года, ввиду чего последняя, понимая опасность своего заболевания и необходимость введения препарата, безусловно испытала нравственные страдания, вызванные переживаниями по поводу невозможности проводить назначенное ей лечение.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причинённых нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причинённого действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
По настоящему делу судебная коллегия учитывает, что предусмотренное нормативными положениями законное право истца Исаевой М. В. на обеспечение её жизненно необходимым лекарственным препаратом, в котором она нуждалась по состоянию здоровья, направлено на эффективное лечение истца, поддержание жизнедеятельности, сохранение её жизни и здоровья. Потому действия (бездействие), нарушающие это право, лишают истца возможности получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на её эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права и другие нематериальные блага, причиняя ей тем самым моральный вред (нравственные страдания).
С учётом изложенного, решение суда об отказе в иске к ответчику ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда к данному ответчику.
При принятии по делу нового решения судебная коллегия на основании вышеуказанных положений материального закона, учитывая степень нравственных страданий истца, её индивидуальные особенности, которые заключаются в том, что она является инвалидом III группы, страдает хроническим заболеванием, а также требования разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что в пользу истца с ответчика ГБУЗ Архангельской области «НЦГБ» подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 30 000 рублей.
С выводами суда о том, что ответчики министерство здравоохранения Архангельской области и ГБУЗ АО «АОКБ» не допускали незаконного бездействия при обеспечении истца лекарственным препаратом «Нетакимаб», судебная коллегия соглашается, потому не находит оснований для удовлетворения иска к этим ответчикам.
Поскольку прокурор в соответствии подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобождён от уплаты государственной пошлины, с проигравшего ответчика на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2022 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора города Новодвинска в интересах Исаевой М.В. <данные изъяты> к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» <данные изъяты> о компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» <данные изъяты> в пользу Исаевой М.В. <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Новодвинская центральная городская больница» <данные изъяты> в доход бюджета городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Новодвинска в интересах Исаевой М.В. <данные изъяты> к министерству здравоохранения Архангельской области <данные изъяты> государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» <данные изъяты> о компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий | Е. И. Хмара |
Судьи | Е. М. Бланару |
Р. С. Сафонов |