ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Наумова А.В.
дело № 33-2198 поступило 18 марта 2016 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Улан-Удэ 27 апреля 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ихисеевой М.В., судей коллегии Мирзаева И.И., Эрхетуевой О.М., при секретаре Федоровой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мохов А.Т. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Селенгинском районе – филиалу Отделения Пенсионного фонда РФ, Центру по установлению и выплате пенсий ГУ Пенсионного фонда по Республике Бурятия о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя истца Мохова А.Т. по доверенности Очирова В.С. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 января 2016 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, Мохов А.Т. обратился в суд с требованиями к Центру по установлению и выплате пенсий ГУ Пенсионного фонда по Республике Бурятия о перерасчете страховой части пенсии по старости с 15 января 2015 года (с момента назначения пенсии) и по день рассмотрения дела в суде с учетом повышенного соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.
В обоснование иска указывал, что с размером страховой части трудовой пенсии не согласен, поскольку считает, что он рассчитан неверно. На день назначения пенсии Мохов А.Т. имеет общий стаж 26 лет 2 месяца 12 дней, в том числе стаж работы в районе Крайнего Севера – 17 лет 2 месяца 25 дней. Ответчик произвел перерасчет пенсии неправильно, применив коэффициент 1,4.
Истец Мохов А.Т. в судебное заседание не явился, его представитель Очиров В.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Дамбиева Е.Б. требования. не признала.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Очиров В.С. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Согласно представленной архивной справке, при начислении заработной платы Мохову А.Т., применялся районный коэффициент 70%. Соответственно исходя из п. 4 разъяснений Министерства труда и социального развития РФ от 22 апреля 2003 года №22 «О порядке применения пункта 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при назначении пенсии необходимо было применить коэффициент 1,7.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что истцу с 1 января 2015 года назначена пенсия по старости.
Рассчитывая размер трудовой пенсии Мохову А.Т., ответчиком при применении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к заработной плате в РФ применено коэффициент 1,4 то есть для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной палате работников установлен районный коэффициент в размере 1,4.
При разрешении спора суд, верно исходил из того, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) ограничивается для истца величиной 1,4.
Согласно ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по установленной формуле с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, законом установлен повышенный предельный размер отношения заработков при определении индивидуального коэффициента пенсионера.
Вместе с тем суд первой инстанции мотивированно отклонил довод представителя истца о необходимости применения коэффициента 1,7.
В соответствии с пп. "г" п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года.
Исходя из смысла п. 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться, в том числе, мужчинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию). При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что повышенное отношение заработков (ЗР / ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу п. 3 ст. 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу п. 1 ст. 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что при расчете размера пенсии органы пенсионного обеспечения должны руководствоваться районным коэффициентом, установленным в централизованном порядке для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. В данном случае - не утратившим силу и действующим в настоящее время Постановлением Совета Министров СССР от 04.09.1964 N 380/11-18, установившем в Якутской АССР, за исключением районов, указанных в п. п. 1 и 4 данного Постановления, в том числе и в г. Нерюнгри, районный коэффициент 1,4.
Таким образом, при оценке пенсионных прав Мохова применению подлежит районный коэффициент 1,4, и, следовательно, применяется ограничение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ - не свыше 1,4.
Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны доводам, которые выдвигались им при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Ихисеева
судьи: О.М. Эрхетуева
И.И. Мирзаева